Библейская модель управления – лидерство через служение

В категориях: Обучение и навыки

Ховард Янг

Возвращение к лидерству через служение

Бескорыстное лидерство через служение отказывается покоиться на присущей положению власти и желает наделить полномочиями и готовить других на служение. Те, кто практикует лидерство через служение, открывают ошеломляющую радость развития и обучения многообразию, существующему в Теле Христовом.

Лидерство через служение фокусируется на нуждах и росте паствы, а не на нуждах руководства.

Ориентированное на силу лидерство, обремененное вызывающим поведением, излишним покровительством, цинизмом и соперничеством, может способствовать недоверчивому служебному окружению, в котором эффективность лидерства изолируется.

Каким образом ответственный христианский руководитель достигает лидерства? Современным христианским лидерам доступно множество технических приемов и принципов руководства, некоторые из них приводят в замешательство. Подкрепляемые успехом в различном лидерском окружении, некоторые из этих методов могут показаться привлекательными. Лидеры могут рассудить, что поскольку определенный лидерский подход работает, то он, должно быть, хорош. Прагматизм может взять верх.

Большинство христианских лидеров осведомлены о принципах, достоинствах и методах, которые были приняты на шумном рынке многообразных лидерских практик и теорий. Однако мы не должны забывать, что Писание предлагает лидерскую модель, которая должна быть стержнем лидерства в Теле Христовом. Этот библейский вид лидерства однозначно выражен в том, что называется «лидерство в служении» — желание обогатить и улучшить жизнь руководимых людей через неэгоистичное служение. Эта основная модель библейского лидерства выражается через истинное смирение, служащее другим и приводящее их к тому, чтобы они также стали слугами.

На протяжении последних трех десятилетий этот стиль лидерства выражается через служение, которое было названо лидерство в служении. Термин «служащий лидер» был создан и популяризован в начале 1970х Робертом Гринлифом. Вдохновленные видением Гринлифа, другие современные писатели создали ощутимое количество литературы, избирающей лидерство через служение как средство обновления установлений и создания более заботливого и сострадательного общества.

Как лидерская модель лидерство через служение преодолело многие границы и применяется в университетах, лечебных организациях и многих других учреждениях. Применяемое христианскими лидерами, лидерство через служение характеризуется истинным служением, которое отдает предпочтение обогащению и улучшению тех, кому служат. Экзаменом для христианского служащего лидерства является прогрессивное духовное здоровье, свобода и независимость тех, кому служат.

Лидерство через служение фокусируется на нуждах и росте паствы, а не на нуждах руководства.

Модели лидерства, которые ориентированы на силу и контроль, продолжают быть проблематичными для церкви. Ориентированное на силу лидерство, обремененное вызывающим поведением, излишним покровительством, цинизмом и соперничеством, может способствовать недоверчивому служебному окружению, в котором эффективность лидерства изолируется. Напротив, мудрые церковные лидеры будут изучать учение Иисуса и других писателей Нового Завета и позволят в перспективе принести живительную проницательность в служение управления церковью.

БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВАНИЯ СЛУЖАЩЕГО ЛИДЕРСТВА

Концепция служащего лидерства появляется из учения Писания об индивидууме как слуге Божьем. Концепция слуги имеет корни в Ветхом Завете. Еврейское евед первоначально применялось по отношению к рабу, но стало означать верного слугу. Этот термин часто применялся по отношению к тем, кто делал работу для правителя или Бога. Цари и пророки часто назывались рабами Божьими (2е Цар. 3:18; Ис. 20:3; Иез. 34:23, 24).

Исаия рисовал яркие картины слуг, служащих другим через служение Богу (42:14; 49:16; 50:49; 52:153:12). В соответствии с контекстом слуги у Исаии имеют три уровня отождествления: народ израильский, служащий Богу; праведный и верный остаток, который служит Богу в тяжелые времена; и Мессия, который станет страдающим слугой1 Эти примеры из Книги Пророка Исаии ясно подтверждают, что основной дух библейского слуги в первую очередь олицетворяет глубокое и сильное чувство служения Богу. Через посредничество завета и приведение других в Божью волю библейские служители охвачены желанием воплотить необходимое служение Богу через служение окружающему их миру (Ис. 52:711)2. Говоря в общем, библейские служители сперва закрепляются в служении Богу и пребывают готовыми служить и вести других, если будут призваны.

ИИСУС И СЛУЖЕНИЕ

Книга Пророка Исаии (61:1, 2) — еще один рефрен о слуге. Иисус прочитал этот отрывок в синагоге в Назарете, чтобы ознаменовать начало Своего служения. Хотя термин «слуга» не используется в Евангелии от Луки (4:18, 19), эти стихи содержат важные идеи, объединяющие их с другими отрывками о слуге.

Миссия Иисуса для разбитых и сокрушенных людей и Его собственные страдания прочно соединяют Его со служением Исаии. Хотя иудеи в новозаветные времена применяли пророчества Исаии по отношению к Мессии, они избегали приписывать Ему страдания. Иисус создал новый образ мышления о служении и духовном лидерстве, когда Он ясно связал Себя с восстановительным служением Страдающего Слуги, который послужил великой жертвой и постыдной смертью (Ис. 53:19).

То, что Иисус понимал под Своей собственной миссией, Он ясно выразил как отношение к лидерству в Церкви, которую Он обещал создать. Вслед за спором среди Его учеников о величии в Царстве Божьем Иисус перевернул всеобщие предположения и ценности в лидерстве вверх дном посредством революционного учения. После прибытия в Капернаум Он спросил их: «О чем вы спорили по дороге?». Затем Он сел и, подозвав двенадцать к Себе, глубокомысленно произнес: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Марк. 9:3335).

Использование Иисусом термина «слуга (диаконос)» ясно соотносилось с Его учениками. Они знали, что это слово придавало особое значение служению, созданному в интересах других людей. Термин также нес идею глубокого посвящения. Находящиеся под влиянием тогдашних обычаев, ученики, вероятно, были озадачены этой важной лекцией о том, как подняться по лестнице лидерской карьеры. Другие служат лидерам, рассуждали они, но Иисус буквально перевернул это мышление вверх тормашками. Истинные лидеры посвящены служению, направленному на нужды, личный рост и счастье других. В свое время ученики осознали, что лидерство в Царстве — это не поднятие вверх по лестнице, а служение на самом низу.

Представление Иисуса о лидере как служителе простирается через два тысячелетия и достигает Церкви XXI века. В понимании Иисуса современные акценты на силу, власть и контроль слабо влияют на качество эффективного лидерства. Его идея лидера как слуги раскрывает образец лидерства, который включает в себе глубокое смирение.

Новый Завет ясно показывает, что учение Иисуса о служении зажгло Его учеников. Книга Деяний показывает заботливую Церковь, в которой лидеры и последователи выражали взаимную и активную услужливость по отношению друг к другу (Деян. 2:42-47; 4:32-37). Лидерство в ранней Церкви избрало следование примеру Иисуса. Глубокое смирение, чувство жертвенного служения и готовность переносить лишения характеризовали этих лидеров, когда они подражали смирению Христа, возложенному Им на Самого Себя, и служению Христа (Фил. 2:4-16; 1е Пет. 2:21-25). Позиция и поведение новозаветных лидеров позволяло им руководить по образцу и принципу (1е Пет. 5:14). Как слуги, лидеры понимали важность обучения других служить Телу Христову через их личные дары и служение (Ефес. 4:11-13; 1е Пет. 4:8-11).

 

Ховард Янг. Возвращение к лидерству через служение

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: