Что такое служение словом Писания

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


ЭНЦО БЬЯНКИ

 

Обратимся к странице из Ветхого Завета, тому единственному месту, где говорится о молитвенном чтении, и вспомним несколько строк из него.

Речь идет о главе 8 Книги Неемии, которая дает набросок теологического обоснования служения Слова. Мы читаем здесь описания церемонии, утверждающей заново общину Израиля после возвращения из плена. В этот день начинается новый исторический период для всего Израиля, период более ясного присутствия Бога среди народа через Его Слово. Это происходит во время торжественного богослужения, на которое собирается весь народ, не только мужчины, но и женщины и дети. То был пророческий день, когда стало очевидно священническое и пророческое предназначение целого народа, а не только служителей алтаря. На том празднестве первый и единственный раз возникает мысль соорудить амвон, как место для того, кто должен читать Писание. После торжественного благословения (Неем 8:6) и эпиклезы начинается чтение.

На этом продолжительном чтении, длящемся целый день; читали стих за стихом и переводили древнееврейский текст для народа, который знал только арамейский язык. Затем Ездра и левиты дали толкования и пояснения. Но при встрече со Словом Божиим, словом Судьи, словом обоюдоострым у человека возникает только одно ответное чувство—трепет. Всякий раз при соприкосновении с Божественным человек, понимая святость Бога, может ощутить себя, как Исайя, только человеком с нечистыми устами (Ис 6:5). Присутствие Бога сильнее чем когда-либо, в то время как Его Слово касается сердец верующих и проникает в них. Но Слово Господне должно принести спасительные рыдания, оно есть семя, посеянное со слезами, чтобы пожинаться с радостью (ср. Пс 125:6). И вот приходит слово утешения: «Не печальтесь и не плачьте... Идите, ешьте тучное и пейте сладкое... потому что день сей свят Господу нашему» (Неем 8:10-11).

В этом месте священного писания собраны отличительные свойства нового обряда, которым станет молитвенное чтение в синагоге и который есть только празднование Слову Божию, без жертвоприношения. Так для всего народа устанавливается возможность участвовать в богослужении. Каждую субботу люди смогут приближаться к Слову Божию, и вера и жизнь не будут прерываться в их селениях: в самых бедных, затерянных уголках будет возвещаться Слово Божие.

Это та самая форма молитвенного чтения, которой будет пользоваться Иисус в синагогах Капернаума, Назарета и в других синагогах Галилеи. Именно Иисус углубляет метод молитвенного чтения, и не только потому, что Он исполняет Собой то, о чем говорит Писание, но и потому, что Он связывает Слово Божие с нынешнем днем. Когда Иисус читает отрывок из 61й главы Книги Пророка Исайи, то относит эти слова к настоящему дню, и слушатели понимают, что слово Исайи, которому сотни лет, обретает свое «ныне» в речах Иисуса (Лк 4:16). Народ пребывает в изумлении перед этим «ныне»; но это мы и обязаны проделывать всякий раз, приступая к молитвенному чтению, иначе в подходе к Писанию мы останемся на уровне спекулятивном, чтобы не сказать археологическом. «Ныне исполнилось» это пророчество (Лк 4:21): если мы умеем так воспринимать древнее слово, то делаем его сегодняшним, современным, и постигаем, что значит Слово Божие во всей его мощи! Это «ныне исполнилось» — больше, чем признание того обстоятельства, что пророчество осуществилось во Христе; оно есть сотворение нового «ныне» для всех верующих во Христа. Всякий верующий есть священник, царь и пророк — достоинства основополагающие и необходимые для того, чтобы иметь силы и право совершать молитвенное чтение, — и обладает во Христе способностью помещать текст в «ныне».

При молитвенном чтении пророческое достоинство верующего выражается в том, что он помогает зазвучать слову, идущему от Бога и потому действенному, слову, которое через Духа Святого судит из сердца читателя как из исходной точки те обстоятельства, в которых Слово звучит. Его царское достоинство проявляется в возможности «освящать» историю и превращать ее в историю Спасения: царь — миро, освящающее помазание которого отныне дается всему народу, призванному осуществить Слово в истории. И наконец, священническое достоинство должно выражаться в умении помещать события, засвидетельствованные Писанием, и нынешний день в одном, также связанном, времени.

А в Церкви всегда—«ныне»: ибо Церковь есть народ священников, царей и пророков, чья главная обязанность — возвещать Слово, то есть исполнять Писание.

«Она его хранит и постигает, ибо обладает Духом, Который его внушил, и в ней Иисус создает орудия, посредством коих учит... наставников, которые суть уста Христовы, Его гусли, Его учение».

Во всем служении Слова, по вере нашей, текст разворачивается у нас перед глазами, и Христос раскрывает его в наших сердцах. Он силой Духа Святого ныне дает нам почувствовать современность этого текста по мере нашей личной веры, напряженности прошения и общей молитвы. Вот почему всякому молитвенному чтению должно предшествовать усилие к молитве. Комментарии к тексту - не самое важное: важнее со свободной душой приготовиться принять Писание. Тогда явится Христос и Сам возвестит Свое Слово, Сам его объяснит. Как сказано во Второзаконии: «Глаза твои видели те слова» (в русском переводе: «Не забыть тех дел, которые видели глаза твои» —4:9); у Исайи: «Слово, которое было в видении к Исайи» (2:1).

Почему здесь присутствуют такие странные выражения? На самом деле, если слово есть Слово Божие и если слушатели внимают ему по Вере, то силой Духа Снятого слово становится видимо, то есть мы видим его душой и ловим в глубине сердца, внутренним зрением. Мы постигаем то, как Слово Божие, которое нас судит, посвящает нас в тайну, предрасполагает все наше существо к сосредоточенности на Христе. Христос не просто присутствует, Его не просто слышно, Его видно. Конечно, тут требуется способность слушателей открываться навстречу видению, и открываться тем больше, чем больше их способность слушать, ибо «в словах Писания таится Царствие Небесное, которое открывается тем, кто усердствует в молитве, в мире сердечном, в псалмах и чтении, во всем том, через что дух обыкновенно просвещается».

 

ЭНЦО БЬЯНКИ, МОЛИТВА СЛОВУ, Молитвенное чтение Священного Писания, МОСКВА 2003

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: