К миру и доброжелательству между верующими разных религиозных конфессий

В категориях: Общество, Церковь и власть

020412_1543_1.jpg


Зайченко А.С.

ООН объявила первую неделю февраля 2012 года Всемирной неделей гармоничных межконфессиональных отношений. Это мероприятие, по словам генерального секретаря ООН Пан Ги Мун должно «привлечь внимание всего мира к усилиям, которые предпринимают религиозные лидеры, межконфессиональные движения и отдельные люди во всем мире с целью содействовать взаимоуважению и взаимопониманию между последователями различных вероисповеданий и конфессий». (http://ru.christiantoday.com/article/6086.htm )

Итак, еще одно новое всемирное мероприятие по налаживанию «гармоничных межконфессиональных отношений». Как много было на нашей памяти таких акций и на местном, и на национальном, и на международном уровнях. И кто бы возражал – разве плохо жить по принципам «взаимоуважения и взаимопонимания между последователями различных вероисповеданий и конфессий». Я подумал, какой парадокс: людей духовных, говорящих каждый день о мире, людей, ежедневно молящихся о Боге, благодати, любви, специально призывают к гармоничным отношениям, а проще говоря - к нормальным общечеловеческим отношениям, где не было места оскорблениям, агрессии, ожесточенной гордыни, претензий на практически все истины в последней инстанции. Их приглашают мириться и дружить, наверное, не от хорошей жизни. И это действительно так.

Неверующих и атеистов должно наверное поражать и даже забавлять, как люди, призывающие их к Богу, претендующие на то, чтобы быть примером для окружающих, все время стремящихся учить и поучать других как жить в мире и согласии, сами не могут наладить обычные, нормальные отношения ни между главными мировыми религиями, ни между родственными конфесиями, ни даже порой внутри самой церкви, если в ней появляются вполне уместные и догматически допустимые «разномыслия» и разночтения. Как ни странно, именно светские политики и государственные деятели, я уже не говорю о дипломатах и миротворцах, уже давно научились не только на словах, но и на деле сотрудничать и взаимодействовать, независимо не от их личных и групповых универсальных ценностей, от конкретных национальных стандартов, принципов, интересов, традиций их культур и субкультур. В то же время за прошедшие полвека подавляющая часть человеческих жертв в военных действиях и вооруженных противостояниях пришлась именно на религиозные «конфликты» между людьми, исповедующими Божий мир, радость и благодать.

Трудно представить, чтобы в любой религии, любой деноминации и конфессии имелись указания от Бога убивать, ненавидеть, презирать, преследовать и даже просто проявлять недоброжелательство и игнорировать представителей других вероучений. В этой связи часто говорят об исламе. Но если бы такие призывы к ненависти были в коране, то ответная реакция неминуемо сплотила бы любую другую крупную конфессию и даже все остальные деноминации для войны на ответное истребление (тоже под богословскими лозунгами) и у мусульман не было шансов выжить, тем более при таком научном и техническом превосходстве противников.

Но таких призывов к ненависти, исходящих от Творца, в священных текстах основных религий нет. Зато есть претензии религиозных лидеров практически на всех уровнях руководства, которые всегда видели в религиозной и богословской неграмотности своих подопечных великий шанс укрепления своей власти, своего влияния, консолидации общин за счет искажения и передергивания оригинальных текстов Священного Писания. Путем манипулирования массой духовно неутвержденных людей, они стремились вызывать у них страх, неприязнь, ненависть ко всем думающим иначе, освящая эти чувства ложными ссылками на священные первоисточники. Более того, как правило, наибольшая ненависть разжигается против тех, кто как раз думает также, но по-другому истолковывает, объясняет те же самые положения веры – короче именно против тех, кто может конкретно оспаривать власть, авторитет и влияние конкретного религиозного начальника.

Постепенно эти ложные чувства ненависти и неприязни стали освященными традициями, которые, в настоящее время сами превратились в самостоятельный источник межконфессиональных конфликтов. Сегодня уже эти традиции, а не старинные искажения священных текстов, в руках чванливых, гордых религиозных, около-религиозных, а больше всего неверующих, светских начальников и вождей, стали объектом манипулирования, объектов генерирования власти, силы и претензий. Тем не менее, нельзя сказать, что сами по себе эти «священные традиции» неприязни и даже ненависти держат за горло главные религии мира и межконфессиональные отношения. Обычные программы внутриконфессионального духовного и богословского просветительства, восстановления истинного смысла заложенного в первоисточниках священных текстов могли бы со временем снять первопричины межрелигиозной вражды и ненависти. Гораздо сложнее быть с амбициями политиков от религии, верующих и неверующих властолюбцев и современных геростратов, жаждущих славы и почитания. Но думаю, и здесь найдутся адекватные способы усмирения. В мире научились уже это делать. Была бы воля.

Возвращаясь к теме Всемирной недели гармоничных межконфессиональных отношений, может быть наоборот, стоит созвать Первую неделю смиренного ознакомления и усвоения религиозными лидерами всех конфессий опыта наведения мостов, взаимодействия и сотрудничества среди неверующих, их государственных и частных институтов на всех уровнях их взаимодействия.

 

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: