Апостол Павел о вероисповедальных основах Нового Завета

В категориях: Трудные места


Меррилл Тенни

ПОСЛАНИЕ К ТИТУ

 

Общий фон

В хронологическом порядке Послание к Титу следует за 1-м Посланием к Тимофею. Оставив Ефес, Павел отправился в Македонию, а оттуда, возможно, переплыл на Крит, где уже побывал, направляясь в Рим. Тогда он, проведя там немного времени, оставил Тита завершать дело основания церкви и исправлять заблуждения. Возможно, Павел чувствовал, что у него осталось совсем немного времени, а он хотел еще возвратиться в Ефес, поэтому он говорит о последующей отправке Тихика на Крит (Тит 3:12). Его конечной целью был Никополь (вероятно, в Эпирии), где он намеревался перезимовать.

Положение на Крите было плачевным. Церковь не была организована, верующие вели себя легкомысленно. Если то, что сказано в главе 2, хотя бы отчасти указывает на то, в чем нуждалась церковь, можно заключить, что мужчины были распущены и легкомысленны, старицы сплетничали и упивались вином, а молодые женщины бездельничали и флиртовали. Быть может, проповедь Евангелия благодати создала у критян впечатление, что спасение по вере не имеет никакого отношения к трудолюбивой и нравственной жизни. Шесть раз (1:16; 2:7,14; 3:1,8,14) в этом коротком послании христиане призываются к добрым делам. Хотя Павел и говорит, что спасение не может быть заслужено добрыми делами (3:5), он так же энергично утверждает, что христиане должны творить добрые дела.

Беспорядки на Крите были вызваны сочетанием моральной распущенности, вызванной природными склонностями критян (1:12,13), и многочисленными спорами вокруг иудейских басен и постановлений, которые распространялись иудействующими (1:10), безбожными (1:16), непокорными (1:10), сеющими распри (1:11) и корыстными (1:11). Эти учителя отличались от тех, кто вносил беспокойство в галатийские церкви, тем, что их заблуждения носили моральный характер, тогда как у галатийцев вce сводилось к строгому законничеству. В этом же послании осуждается и то, и другое.

Как 1-е Послание к Тимофею, так и Послание к Титу писалось с целью наставить ученика-пастыря, которому приходилось разрешать трудные проблемы своей паствы. Адресат данного послания, Тит, был знаком Павлу более пятнадцати лет и был его сотрудником. Он был обращен из язычников с первых дней служения в Антиохии. Его обращение было настолько убедительным, что он был «первым доказательством» и примером необрезанного христианина из язычников, когда Павел и Варнава пошли на иерусалимский собор (Гал 2:1,3). По-видимому, он был с Павлом в его третьем путешествии, потому что стал посланником Павла в трудные дни церковных беспорядков в Коринфе и успешно привел коринфян к покаянию и верности (2 Кор 7:6-16). Он обошел почти всю Македонию, собирая средства, и получил сердечное одобрение Павла (8:16,19,23). Возможно, что он подразумевается под местоимением «мы» в Деян 20:5, хотя нигде не упомянут по имени. Последний раз в Новом Заветe о нем говорится в связи с тем, что он пошел в Далматию (2 Тим 4:17). У него, видимо, был более сильный характер, чем у Тимофея, и он был более способен к тому, чтобы справляться с противоборствующими.

Содержание

Общее содержание Послания к Титу такое же, как и 1-го Послания к Тимофею, за исключением большего упора на формулировку вероисповедания. В двух отрывках Павел высказывает нечто близкое к целостной формулировке вероисповедания всего Нового Завета (2:11-14, 3:4-7). Обратите внимание на пункты, содержащиеся в этих отрывках:

1. Личность Бога 2:11; 3:6

2. Свойства Его любви и благодати 2:11; 3:4

3. Его титул: Спаситель 2:10; 3:4

4. Христос как Спаситель 2:13; 3:6

5. Дух Святой 3:5

6. Значение триединства Бога 3:5,6

7. Божественная сущность Христа 2:13

8. Заместительное искупление Христа 2:14

9. Универсальность спасения 2:11

10. Спасение по благодати, а не по делам 3:5

11. Принятие Духа Святого 3:5

12. Оправдание верой 3:7

13. Освящение (очищение) Его народа 2:14

14. Отделение от зла 2:12

15. Наследие вечной жизни 3:7

16. Второе пришествие Христа 2:13

Все эти вышеприведенные пункты составляют краткое изложение новозаветного богословия.

Послание к Титу — хорошее изложение учения церкви в тот момент, когда она приняла видимые, организованные формы. Хотя оно писалось начинающему миссионеру, он представлял церковь, которая уже пережила стадию начального развития и утвердила основные правила и вероисповедание. Слово «здравое» означает, что был уже принят некий общепризнанный стандарт, по которому и должны были равняться правильная жизнь и учение.

 

Меррилл Тенни, "Мир Нового Завета"

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: