На вопросы отвечает Сипко Ю.К.: почтение, почитание или поклонение

В категориях: Трудные места


Вопрос

Юрий Кириллович, здравствуйте!

 

Как баптисту следует относиться к крестному знамению и почитанию креста?

С какого времени и почему появилась эти традиции?

Правильно ли считать их грехом?

Если "да", то в чем грех?

Если "нет", то почему у некоторых баптистских авторов (например: Рогозин, Пушков) такое резко-негативное отношение к этому?

С уважением

Евгений

 

Ответ

Мир и благодать Вам уважаемый Евгений!

Традиция осенять себя крестным знамением возникла очень давно. Почитание креста в христианстве также очень древняя традиция. Точной даты никто не знает.

Думаю, что установление точной даты не имеет смысла, ибо суть вопроса в значении такого почитания.

Почитание креста связано с евангельской вестью о прощении всех верующих в Иисуса Христа. Вот как о Спасении данном нам по вере в Иисуса Христа пишет святой апостол Павел в послании церкви в Колоссах: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою».

Крест стал символом христианства, и поскольку на кресте совершено спасение рода человеческого, его и стали почитать.

Сему почитанию способствует и слова апостола Павла в послании церкви в Филиппах. «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова». Очевидно, что для святого апостола Павла крест символически содержит евангельскую спасительную весть.

Есть ли грех в почитании креста? Думаю, что скорее не грех, если это уважение креста.

Поэтому в домах молитвы евангельских христиан-баптистов Вы можете видеть крест и на стене здания, и на кафедре. Крест настольный, крест на Библии, крест на Доме молитвы – всё это свидетельствует о том, что евангельские христиане-баптисты с должным уважением относятся к кресту, как символу своей христианской веры. Но существует опасность подмены живого, воскресшего Иисуса Христа, подмены Бога, Который есть Дух, и поклоняться Которому мы призваны в Духе и истине, на почитание материального образа.

Почтение креста, уважение креста, не грех. Но почитание как некоей духовной силы, поклонение кресту, уже грех. Ведь заповедь Бога: «не делай себе никакого изображения, не поклоняйся им и не служи» остаётся в силе.

Крестное знамение есть то же почитание креста, но с добавлением защитной функции. Осеняющий себя крестным знамением, т.е. крестом, изображённым движением руки, как бы покрывает себя крестом, укрывается благословением Христа распятого, и защищает себя от воздействия злых сил.

В таких манипуляциях нет греха. Но с другой стороны такие манипуляции, ведут к подмене молитвенного единства с Богом, на некое суеверное исполнение определённых движений. Конечно, и словесная молитва, может оказаться простой формой, суеверием. Ведь Иисус Христос укорял фарисеев именно в суеверии таких молитв, которые были и многословны, и публичны, но не отображали внутренней веры и смирения пред Богом.

Можно вспомнить Его пример, когда в храме молился фарисей и мытарь. Нужно вспомнить его молитву Отче наш! Где и когда Иисус показал пример молитвы в движении или обращении к предметам?

Можно ли почитание креста и крестное знамение назвать и считать "поклонением Богу в Духе и истине"? Очевидно, что нет. Я знаю, что немалое число людей в православии очень искренно и глубоко веруют в Господа Иисуса Христа, и свою веру осуществляют в трепетном отношении к кресту, как в поклонах перед крестами, в целовании креста, так и в крестном знамении. Кто я, чтобы судить их. Их так научили. Однако я понимаю, что единственное правильное откровение о Боге и нашем восстановлении в Нём, даёт нам Библия. Евангелие Иисуса Христа не даёт даже и намёка на какое бы то ни было замещение Бога Духа предметами, даже если они связаны с очень важными людьми. Даже если в моём сердце трепетное отношение к предметам, и если я имею бесспорные доказательства, что они принадлежат Господу Иисусу Христу, и тогда я не имею никаких оснований, чтобы поклоняться предметам.

Почему некоторые авторы выступают с резкими осуждениями их? Очевидно, ответ можно получить от самих авторов. Но я могу сказать, что основное неприятие почитания креста есть реакция на преследование. На практике почитание стало поклонением. И внутри православной церкви во все времена возникали вопросы о соответствии тех или иных установлений учению Господу. И как ни горько признать, но реакцией на такие искания было жестокое преследование. Так случилось и с теми православными, которые получили возможность читать Евангелие на Русском языке, и ставших жить по Писанию. И попытка ввести в практику веры поклонение живому Богу, без привычных атрибутов, без целования креста, без крестного знамения вызвало жестокую ненависть. Таких христиан, называли "православные, живущие по Евангелию", и их выгнали из церкви. Главной причиной стало то, что они позволили себе молиться Богу вне храма, без икон, без целования креста, без целования рук священника.

И орудием насилия против таких христиан, был крест. Крестом били, заставляли крест целовать, насильно заставляли поклоняться кресту, и естественно вызвали ещё большее неприятие таких обрядов. Была издана брошюра "Баптисты - как самая зловредная секта". Даже и сегодня эта брошюра где-то в ходу, и главным обвинением баптистам остаётся утверждение о том, что «они закопали крест». Баптисты ответили тем же. И затем уже возникла отповедь вообще всем обрядам, которые не являются заповеданными Учителем. К сожалению, как нередко бывает, зло породило зло. Христианство есть любовь. Бог есть любовь. Когда мы и православные, и баптисты утрачиваем любовь, мы остаёмся без Бога.

Но с другой стороны, позвольте задать вопрос Вам, уважаемый Евгений. На чём основана наша (Ваша) вера? Каждый человек имеет от Господа свободу. Вот почему реализация религиозной потребности на земле так многообразна. Но мы христиане, и веру свою основываем на откровении Бога. Мы свою веру осуществляем по правилам, данным нам Богом.

Мы познаём Бога из Библии. Мы познаём Иисуса Христа и суть Его спасительной миссии из Библии, Нового Завета.

Не мы придумали, как нам угодить Богу, чтобы спастись, но Бог даёт нам спасение и предписывает свои правила для нас.

Есть ли в Его правилах, обязанность для нас, почитать крест, осенять себя крестным знамением?

Можно продолжить список обязанностей, которые христиане сами на себя взяли. Не всегда они греховны, но могут привести и ко греху, и будьте уверены уводят от простоты во Христе! Ибо вместо Христа, единственной причины нашего спасения, мы поклоняемся чему угодно и кому угодно! Вот почему названные Вами авторы столь резко выступают против такой замены Христа, ничего не значащими вещами.

К сожалению, такие обвинения взаимны, и одинаково унижают Христа, ибо не являют любви. А кто не любит, тот Бога не познал.

 

С уважением, Ю. Сипко.

РС ЕХБ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: