Пасторские послания начинающему пастору – 1-е послание к Тимофею

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Меррилл Тенни

ОБЩИЙ ФОН

Не существует последовательной истории, которая рассказала бы обо всем, что происходило с церковью после событий, описанных в Книге Деяний Нового Завета и до конца I века. Некоторые сведения о событиях этого периода могут дать только отдельные канонические книги, да в придачу к ним кое-какие намеки из писаний отцов. Проблему усложняет отсутствие достоверной информации о времени и месте написания этих произведений, так что почти невозможно реконструировать последовательную картину этой эпохи.

Явная перемена произошла после заключения Павла. Сам Павел изменился, как мы видим из Флп 3:12, он еще не был готов оставить свое призвание, но время работало против него. В Послании к Филимону он называет себя Павлом-старцем (Флм 9), а в Послании к Филиппийцам намекает на то, что его смерть не за горами (Флп 1:20,21). Он все больше и больше полагается на помощь молодых сотрудников, которые оставались на свободе и лучше, чем он, могли продолжать работу.

Пасторские послания — 1-е Тимофею, Титу, 2-е Тимофею — относятся именно к этому периоду служения Павла. Их подлинность оспаривалась из-за стилистических, языковых и содержательных различий между ними и остальными писаниями Павла. Тем не менее, они все еще носят имя Павла, и их связь с его известной биографией достаточно прочна для того, чтобы принять его авторство, поскольку язык и стиль могли меняться с изменением возраста и обстоятельств. Между посланиями, написанными в тюрьме и во время путешествий, тоже существует заметная разница, так что различия между ними и пасторскими посланиями не удивительны.

Биографические данные, которые можно почерпнуть из них, как будто указывают на то, что он был оправдан на первом суде перед кесарем, и после этого еще некоторое время пользовался свободой служения. Первоначально он был намерен сам доставить пожертвования церквей из язычников в Иерусалим, а потом поспешить на запад, утвердить церковь в Риме и двинуться в Испанию. Прошло, по крайней мере, четыре года, пока он смог снова стать хозяином самому себе, но в конце концов он все же был освобожден. То, что говорится о его путешествиях в пасторских посланиях, не имеет ничего общего с тем, что сказано в Деяниях, следовательно, можно сделать вывод, что эти три послания писались позже, когда Павел снова начал путешествовать.

Хронологическая связь между пасторскими посланиями и посланиями, написанными из тюрьмы, проясняется благодаря тому, что написано о спутниках Павла. Многие из них упоминаются и в тюремных посланиях, но только находятся в других местах, а значит не в непосредственной близости от Павла. Тимофей был оставлен в Ефесе, когда Павел шел в Македонию (1 Тим 1:3), между тем как в последнем путешествии Тимофея вместе с Павлом, упомянутом в Деяниях, они двигались из Македонии в Асию (Деян 20:4-6), а Тимофей не оставался в Ефесе. Димас оставил Павла (2 Тим 4:10), а тюремные послания упоминают его среди тех, кто служил в Риме (Флм 24). Тит был оставлен на Крите (Тит 1:5), а потом пошел в Далмацию (2 Тим 4:10), но в Деяниях ни разу не упоминается о путешествии Павла на Крит, да и Тита не было с ним, когда он, наконец, пошел туда во время своего путешествия в Рим. Марк был в Асии (4:11), куда Павел рекомендовал его в одном из своих асийских посланий (Кол 4:10). Лука был все еще с ним (2 Тим 4:11). Тихик был послан с поручением в Ефес (4:5-12). Сам Павел посетил Ефес (1 Тим 1:3), Крит (Тит 1:5), Никополь (3:12), Коринф (2 Тим 4:20), Милит (4:20) и Троаду (4:13) и в настоящее время находился в Риме (1:17). Он был в тюрьме (1:16) и был почти уверен, что конец его жизни близок (4:6,7). Во всех отношениях ситуация отличается от той, что описана в тюремных посланиях.

Между пасторскими посланиями должен быть какой-то промежуток времени. Первое послание Тимофею изображает Павла путешествующим, полным сил, наставляющим своего молодого помощника в отношении обязанностей пастыря. Послание к Титу также весьма похоже на него. 2-е Послание к Тимофею, однако, звучит как прощание, так как Павел, видимо, не надеялся пережить зиму (2 Тим 4:21). Первое следствие, на котором его никто не защищал, закончилось в его пользу (4:17), но обвинители еще больше озлобились (4:14), и его осуждение и казнь оказались только вопросом времени. Нерон обладал очень неустойчивым характером, что делало шансы Павла на еще одно оправдание ничтожно малыми.

Пасторские послания образуют единую группу. Если основываться на их языковой и стилистической близости, то становится понятным, что они, несомненно, написаны одним и тем же человеком и при одних и тех же обстоятельствах. Поэтому они представляют собой хорошее основание для суждений о состоянии церкви в 60-х годах христианской эры.

Итак, мы пришли к заключению, что Павел был оправдан в 60 или 61 г. н.э. после апелляции, поданной кесарю, и снова приступил к своей миссионерской деятельности. Вопреки первоначальным ожиданиям (Деян 20:38), он вновь получил возможность посетить церкви Асии. Там были допущены некоторые отступления, что видно из наставлений, которые Павел дает Тимофею, говоря: «Я просил тебя... увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными...» (1 Тим 1:3,4). Они желали быть учителями Закона, но были неопытны и не научены его таинствам (1:7). Помимо блуждающих умом там были еще и блуждающие морально, например, Именей и Александр (1:20), которые были наказаны самым суровым образом. Пустословие (1:6) и духовное крушение сопутствовали этим тенденциям.

Организация церкви становилась все сложнее и сложнее. В ней утвердились ответственные посты, которые стали желательны для тех, кто искал высокого положения. Главной целью стал престиж занимаемого местa, а не приносимая польза. Упоминаются епископы, диаконы и старейшины, хотя первые и третьи, вероятно, идентичны. Вдовы, жившие на иждивении церкви, «избирались» для какого-то общественного служения в общине (5:9). Собрания приобрели определенные регулярные особенности: молитва с воздетыми руками (2:8), безмолвие и подчиненность женщин (2:11), чтение, проповедь и учение (4:13), передача духовных даров через возложение рук (4:14). Когда в церковь пришло второе и третье поколение, богословские основания все больше и больше просто принимались на веру и теряли свою жизненность. Споры и разногласия возникали из-за расхождений во мнениях по любому вопросу, и ереси представляли все большую угрозу.

Биография Тимофея

Тимофей сам по себе был интересным человеком. Рожденный в Листре от отца-грека и матери-еврейки, он воспитывался в еврейской вере и был с детства наставлен в Писании. Павел сделал его своим помощником во время второго путешествия (Деян 16:1-3), и Тимофей с тех пор оставался с ним. Он участвовал в проповеди в Македонии и Ахаии и в течение трех лет помогал Павлу в Ефесе, где хорошо узнал город и нужды местной церкви. Он был в числе посланных на собор в Иерусалим (20:4) и, вероятно, на всем пути туда сопровождал Павла. Он был с Павлом в Риме во время его первого заключения, так как его имя встречается в Посланиях к Колоссянам (1:1) и Филимону (1). После освобождения Павла он путешествовал вместе с ним и был, по-видимому, оставлен в Ефесе, чтобы разрешить создавшиеся там затруднения, в то время как Павел посещал церкви Македонии. В последние годы жизни Павла он присоединился к нему в Риме (2 Тим 4:11,21) и сам пережил заключение (Евр 13:23), из которого его позже освободили.

Тимофей был человеком благонадежным, но не обладавшим сильным характером. Он производил впечатление незрелого человека, хотя ему было, по крайней мере, лет тридцать, когда Павел поручил ему быть пастырем ефесской общины (1 Тим 4:12). Он был застенчив (2 Тим 1:6,7) и страдал от какой-то болезни желудка (1 Тим 5:23). Адресованные ему послания были написаны с целью ободрить его и укрепить в выполнении важного поручения, данного ему Павлом.

Содержание

Полный план этого послания невозможен из-за его разговорного стиля и личных интонаций. Некоторые фразы кажутся неуместными в контексте, как, например, совет: «Впредь пей не одну воду» (5:23). Такого рода советы характерны для личного разговора, когда говорящий по ходу дела вставляет какие-то замечания, не заботясь о придании им литературной формы. Вступление (1:3-17) набрасывает картину того срочного дела, ради которого Павел оставил Тимофея в Ефесе. Он приводит Тимофею на память свой собственный опыт как образец служения. Он часто напоминает Тимофею об обязанностях этого призвания (1:18; 4:6,12,16; 5:21; 6:11,20), как бы стараясь удержать его от отказа от трудного дела. Само же поручение, которое открывается словами: «Преподаю тебе такое завещание...» (1:18), относится к организационным делам в церкви. Вопросы призвания, структурные и связанные с вероучением проблемы обсуждаются открыто, организационные обязанности пастыря изложены ясно. В разделе личных увещеваний (4:6-6:19) Павел излагает отношение проповедника к его собственному служению и ко всем группам людей, имеющимся в общине, объясняя, как относиться к каждой из них. Последнее обращение к Тимофею как к мужу Божьему можно назвать классическим. Оно выражено четырьмя повелительными словами: убегай, держись, подвизайся и соблюдай (6:11,12,14), которые Павел использует, чтобы обрисовывать основы личной жизни служителя.

 

Меррилл Тенни, "Мир Нового Завета"

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: