Первая Пасха

В категориях: Трудные места


Харри Виттакер

 

Исход 12:29-42; 13:20-22

 

 

Ничто, ничего не предвещало! Эта лунная ночь первого праздника

Пасхи была точно такой же, как и любая другая. Вместе с лунными лу-

чами, египетские матери омыли и уложили спать по кроваткам своих

детишек. Взрослое население расположилось за ужином, отдыхая после

дневных работ, озабоченно обсуждая последнюю угрозу главы Изра-

ильского народа и его скромного и незаметного поверенного. Что он

там сказал? Что в полночь все их первенцы умрут? Что все они будут

поражены, даже скот, находящийся в поле и в стойлах? В полночь?

 

Опасение

Ну, нет, в это невозможно поверить. Ведь это – ни что иное, как са-

мая обыкновенная уловка, чтобы обманным путем обвести вокруг паль-

ца их царя. Но фараон был не из таких, его не проведешь! И им это

должно быть хорошо известно.

Однако этот Моисей, со своей изысканной придворной речью и с

манерами принца крови, угрожал и раньше. И каждая из его угроз, ко-

торые должны были обрушиться на несчастную голову фараона, точь-

в-точь исполнялись! Да… сколько же ужасов пришлось пережить за по-

следние девять месяцев – одна беда шла за другой, одно горе сменяло

другое. А их боги? Они, несмотря на изобилие приношений, похоже,

были совсем бессильны хотя бы малость помочь им!

И теперь буквально в каждом доме рядом с люлькой младенца на

страже стояли слуги – на всякий случай, чтобы предотвратить любую

хитрую гадость, на которую могли осмелиться эти грязные рабы, евреи.

 

Приготовление Израильтян

Но в то же самое время, в домах гораздо беднее домов египетских, в

домах колен Израилевых, царила совсем другая атмосфера. Их дети

продолжали с любопытством расспрашивать о причинах помазания

кровью дверных косяков и перекладин, а женщины так старательно го-

товили пищу, как они уже давно не готовили. И они же связывали в

узлы всё, достойное сохранения в домашнем хозяйстве. Зачем, почему?

Да просто потому, что сделать так им повелел Моисей. Потому что это

было повеление Самого Господа, сказанное Им через Его раба.

В домах египтян, по мере приближения лунного диска к своему зе-

ниту, все возрастали и возрастали страхи и опасения; в домах же Изра-

ильтян народ не спеша собирался за накрытыми столами, напоследок

наслаждаясь плодами и уютом египетской цивилизации и, по мере воз-

можности, точнее отвечая на вопросы любопытных чад.

 

Ангелы добра и зла

Пока они разговаривали, двенадцать легионов Ангелов, ведомые

Михаилом, великим князем, который непрестанно стоит на страже де-

тей народа Божия, пришли в землю Гесем, каждый со своим заданием,

дабы ополчиться вокруг боящихся Господа, верующих в Его обетова-

ния, вокруг тех, кто верно старался исполнять все Его заповеди. Вокруг

тех, у кого на дверях была кровь!

Но вместе с ними также пришли и другие Ангелы – те, которые, воз-

можно, делали свое дело во времена потопа и во времена строительства

Вавилонской башни, во времена истребления Содома, а также участво-

вали в недавних казнях египетских, являя Божественный гнев против

жестокости и упрямства. Теперь им было доверено произвести осужде-

ние иного рода. Негодуя за плохое обращение с народом Вседержителя,

они быстро перемещались от дома к дому по всей этой густонаселен-

ной земле. Но снова и снова они слышали предупреждение уже стояв-

ших на страже Ангелов: 'Смотри! Здесь жертвенная кровь! Это – дом

веры. Тебе здесь нечего делать!'

 

Поражение

Настала полночь, и каждый дом египетский был поражен Господом.

Крики ужаса и жалобный плач повисли в плотном, теплом воздухе. Из-

раильские же матери с благодарностью обнимали своих детей, готовясь

к заключительному поспешному прощанию с землей своего рабства.

А в это время Моисей с Аароном ждали грозного царского призыва.

И дождались! Эмиссары ищут встречи с ними. Куда девались их преж-

ние надменность и презрительность, с которыми они не так давно об-

ращались к начальникам народа рабов? Сейчас на их лицах написан всё

парализующий страх. Теперь в их унижении и почтении не приходи-

лось сомневаться. Не откажется ли наш господин, Моисей, встретиться

и поговорить с божественным фараоном в его дворце? Вот и колесница

фараонова…

 

«Пойдите»

Тут же всем стало ясно, что железный дух фараона наконец-то слом-

лен. Без лишних слов, убитый горем и отчаявшийся монарх, сдался:

«Встаньте, выйдите из среды народа моего. Пойдите, совершите служе-

ние Господу, как говорили вы».

Раньше он презрительно говорил о «Господе, Боге вашем». Теперь

же такие настроения улетучились.

– Я не выдвигаю больше никаких условий – только уйдите. Все сра-

зу и сейчас! Возьмите всё, что у вас есть, ваш мелкий и ваш крупный

скот, как вы говорили – и пойдите!!!

И тут он совсем сдался, сломленный человек:

– И благословите меня. Дайте мне прощение от Господа, чтобы я

мог знать, что все ужасы, пережитые нами, позади.

То же самое происходило и там, где Израильтяне бок о бок жили с

египтянами.

– Пойдите! Только уходите! Что вы еще хотите от нас? Возьмите и

прощайте! Мы все умрем! Уходите!

Таким образом, к уже приготовленным тюкам во многих Израиль-

ских семьях, прибавились еще всякого рода драгоценности, которые

позже были дарованы на построение в пустыне святилища Господу.

Однако, как бы они ни были драгоценны, их стоимость не могла превы-

сить должной оплаты народу, который несколькими поколениями слу-

жил своим господам. Теперь они выходили «с большим имуществом»,

как Бог и предсказал когда-то Аврааму (Быт.15:14).

 

Начало исхода

Всю эту ночь и весь следующий день, ведомые по заранее четко

спланированному маршруту, Израильтяне двигались прямо на восток,

на прежде оговоренное место встречи. Бесконечные ряды, возглавляе-

мые начальниками, которым несколько дней назад были даны краткие,

но ясные инструкции, двигались параллельными колоннами, чтобы

сойтись в Рамсесе, где тысячи и тысячи лучших людей умерли рабской

смертью от непосильного труда, воплощая в кирпиче грандиозные за-

мыслы фараона. На следующий день они пришли в Сокхоф, где архиво-

веды возвестили, что сегодня исполнилось ровно 430 лет с тех пор, как

их праотец Авраам распрощался с Уром Халдейским. Теперь его исход

можно было сравнить с их собственным.

 

 

Примечания: Исх.12:29-42

 

ст.29 В полночь. Пс.118:62; Деян.16:25.

Всех первенцев. Включая и уверовавших язычников?

Ср. гл.9:20 с Лк.23:28.

От первенца фараона. На сфинксе есть надпись, в которой говорит-

ся, что сфинкс обещал престол Тутмосу IV, несмотря на то, что он не

был первенцем.

ст.30 Не было дома, где не было бы мертвеца.

ст.33 Скорее выслать. В Ис.52:11,12 языком Исхода предсказывается

освобождение как при пасхе Езекии, так и при грядущей пасхе Мессии.

ст.38 Множество разноплеменных. Это не было запрещено. Сравните:

пшеница и плевелы, овцы и козлы, пшеница и солома, хорошая и пло-

хая рыба.

В противоположность Неем.13:3. Какое поведение было правильнее?

ст.40 Четыреста тридцать лет. По переводу 70-ти, они «обитали в Егип-

те и в земле Ханаанской». В Самарянской Библии: 430 лет обитания де-

тей Израиля и их отцов. И сравните с Быт.15:13. Отсюда получается,

что Аврааму было 70 лет, когда он вышел из Ура.

ст.41 Ополчение Господне. Отсюда «Господь Саваоф», «Бог сил». Ср.

Нав.5:14.

 

 

Харри Виттакер, ИЗРАИЛЬ В ПУСТЫНЕ

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: