Российские родители: новое в поведении и мировосприятии

В категориях: Созидая свой внутренний мир

031812_0915_1.jpg


Представление родителей о воспитании и будущем детей постепенно приспосабливается к социальным изменениям, происшедшим в стране за последние два десятилетия|

ОЛЬГА СВЕШНИКОВА

Изучая отношение людей к своим детям, а также реальные практики родительской кооперации в России 2000-х, исследователь сталкивается с тем, что провозглашаемые ценности существенно расходятся с практическими действиями.

В современном российском обществе существуют «ножницы» между попытками сформулировать «проекты будущего» и подспудным формированием новых практик.

Именно родительство чаще всего заставляет человека задуматься о завтрашнем, а то и послезавтрашнем дне. Людей беспокоит, как будут жить их дети, когда повзрослеют, а потому, воспитывая ребенка, родители стремятся к тому, чтобы обеспечить своему ребенку благоприятное будущее. Однако важно оговорить, что подобное целеполагание существует имплицитно. Сами родители в большинстве своем плохо его осознают и еще хуже артикулируют.

В современном российском обществе, разумеется, существуют различные представления о воспитании детей. При этом отношение к детям не зависит ни от образования, ни от дохода, ни от профессиональной принадлежности, ни от культурного уровня родителей. Если использовать терминологию Бурдье, в современном российском обществе практики родительства не являются частью габитуса. Например, два крайних типа — родители-«пофигисты» («сам/сама как-нибудь вырастет») и родители-«менеджеры» («я знаю, кем будет мой ребенок и что я должен/должна для этого делать») встречаются во всех социальных группах. Впрочем, мои наблюдения свидетельствуют, что вторая группа относительно малочисленна и, что еще более важно, «менеджерские» установки в родительской среде не обнаруживают тенденции к распространению.

Материалом для данного исследования послужили виртуальные сообщества родителей. В течение полугода (с августа 2009 года по январь 2010-го) были собраны сотни записей («постов») и комментариев к ним в различных блогах — форумы на сайтах SibMama, Littleone, «Православие и мир», статьи и комментарии к ним на сайте «Домашнее обучение», блоги в «Живом журнале». Последний стал основным объектом изучения, поскольку это самый популярный в России блог-сервис без ограничения длины текста; в его сообществах (communities) и личных дневниках ЖЖ активно обсуждаются проблемы воспитания и развития детей. Кроме того, был использован метод включенного наблюдения: как мать двоих детей автор в течение почти шести лет включена в разного рода родительские сообщества. Разумеется, собранный материал ограничен и не претендует на полноту описания, зафиксированы лишь некоторые тенденции, отражающие представления родителей о воспитании и о будущем их детей.

Объектом исследования являются родители дошкольников и младших школьников, проживающие в крупных российских городах, имеющие высшее или среднее специальное образование и включенные в светские или православные приходские сообщества.

Сообщества родителей: специфика объекта

Человеку необходимо научиться быть родителем (социализироваться в этой роли), а затем получать поддержку или критику своих действий (иметь референтную группу). В традиционном обществе эти функции выполняла многопоколенная семья. Маргарет Мид называла эти сообщества постфигуративными — то есть опыт старшего поколения в них доминирует и определяет жизнь младшего («...деды, держа в руках новорожденных внуков, не могут представить для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого»). Противоположностью пост- фигуративному является современное префигуративное общество, в котором лидерство в формировании социального опыта переходит к младшему поколению.

В советское время государство провозглашало заботу о детях сферой своей ответственности. Это представление было, в частности, закреплено в Конституции СССР 1977 года: «Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений» (статья 53). Государственное попечение осуществлялось через сеть учреждений, и, соответственно, главным авторитетом в воспитании детей являлись профессиональные педагоги (воспитатели, учителя, руководители кружков и секций).

Сегодняшнее российское государство декларирует, что ответственность за детей передана семье. Согласно Конституции РФ 1993 года «основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» (статья 43, п. 4). В п. 2 той же ст. 43 гарантируются «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Произошло на первый взгляд небольшое, но важное смещение акцентов: если раньше провозглашалось (пусть на уровне риторики, но важна стоявшая за ней общая идея), что государство берет на себя ответственность за детей, то сегодня — только за поддержку образовательных учреждений, а за само получаемое детьми образование отвечают родители.

В современном префигуративном обществе опыт старшего поколения теряет актуальность, особенно на фоне быстрых социальных изменений. В этих условиях важную роль для родителей приобретает опыт «себе подобных». Родительские сообщества создают пространство социализации и выполняют функцию референтных групп. Хорошо или плохо ребенок ест, ходит, говорит, читает или пишет, современные родители определяют, общаясь с другими родителями.

Характеристика участников родительских сообществ

Основные участники родительских сообществ — родители малышей. По мере взросления ребенка виртуальная родительская активность снижается, то есть о грудничках пишут много, а о подростках мало. Когда в семье несколько детей, в интернет-пространстве уделяется значительное внимание маленьким, а о старших (тинейджерах или студентах) упоминают только в связи с проблемами в их жизни либо в разговоре о младших детях. Особенно активную виртуальную жизнь ведут мамы детей до 3-х лет — те, кто сидит дома с ребенком и посредством Интернета удовлетворяет собственную потребность в общении. Мамы малышей имеют собственные сообщества (malyshi в ЖЖ, «болтушки» на SibMama и Littleone ), но их тематика в основном связана со здоровьем, развитием и жизнеобеспечением (где купить? куда с ним/с ней пойти?). Хотя эти посетители родительских сайтов составляют значительную группу, в настоящем исследовании они представлены слабо, поскольку собственно воспитание и будущее детей здесь практически не артикулируются.

Основным объектом изучения в виртуальном пространстве стали родители детей дошкольного (детсадовского) и младшего школьного возраста. В состав этой группы входят преимущественно (но не исключительно) женщины. Так, в сообществах, посвященных психологии и обучению детей, активное участие в обсуждениях принимают и отцы. Участники виртуальных сообществ — это, как правило, люди 20—40 лет. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», 42 проц. этой группы интернет-пользователей имеют высшее образование и 39 проц. — среднее специальное; 14 проц. проживает в Москве, 18 проц. — в городах с населением более 1 млн человек, 20 проц. — в столицах республик и районных центрах с населением менее 1 млн человек. Учитывая, что в нашем исследовании использовались родительские сайты Сибири и Питера (SibMama и Littleone), можно утверждать, что перевес в сторону городов-«миллионеров» будет еще большим.

Изучение реальных сообществ проводилось (помимо включенного наблюдения) в форме бесед с родителями о будущем детей. Автор живет в Омске (население более миллиона человек) и общается преимущественно с родителями из других регионов — Новосибирска, Санкт- Петербурга, Сургута (во всех этих случаях речь идет также о личных интервью). Данные о ситуации в столице почерпнуты, главным образом, из виртуальных сообществ.

Объектом исследования были также приходские сообщества родителей, при этом речь идет о воцерковленных, а не просто о православных. Различие между этими двумя группами колоссально как в количественном, так и в качественном отношении. Людей, которые не только принимают участие в богослужениях, но и ориентируются в своих действиях на каноны РПЦ и советы духовника, ничтожно мало. Эта группа неоднородна по своим взглядам (они определяются принципом «каков поп, таков и приход»), но в целом ее можно характеризовать как специфическую субкультуру. Это тончайшая прослойка, составляющая менее 1 проц. родителей, но именно она дает интересный материал для сравнения с «мейнстримом». Несмотря на то что в 1990—2000-е годы социальный состав прихожан изменился, субкультура воцерковленных по-прежнему является носителем традиционных ценностей.

Pro et Contra 2010 январь - апрель

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: