В России надо создавать не христианские партии, а христианско-демократическое движение

В категориях: События и вести

031912_1253_1.jpg


Андрей Зубов

Прежде всего взглянем на генезис всех христианских демократических организаций Европы — они все возникли в результате двух исторических явлений.

Первое — это принципиально богоборческих коммунистических движений, которые в это же время существовали и в Европе и существуют до сих пор. Скажем, в германской социал-демократии не модно позиционировать себя как верующего человека. Там есть верующие, но принципиальная позиция человека в политике — это богоборческая позиция, а не религиозная. Второе историческое явление - нацизм и фашизм. Христианские движения возникли как реакция на антихристианскую сущность нацизма и фашизма. И до сих пор мы знаем, что христианские движения во многом ощущают себя частью партии, частью общества.

А другая, невереующая часть общества не исходит из христианских ценностей в своей жизни. Посмотрите, в России, в общем-то, сейчас активных богоборческих движений, по-моему, нет. Движений, которые себя позиционируют, как антирелигиозные — нет. Даже Зюганов стыдливо что-то говорит, что он там верит в человека. Но, в любом случае — это не активная антирелигиозная, антихристианская позиция. Поэтому себя чему-то противопоставить реально мы не сможем.

Мы не сможем себя противопоставить какой-нибудь партии, движению, принципиально говорящему «нет, мы не религиозные, мы не христианские, мы антихристианские, христианство — это путь в средневековье, это гибель», как, собственно, и говорили левые силы и крайне правые по-своему в Европе в 20-м веке. Обратите внимание, что в США нет христианских партий. По той простой причине, что подавляющее большинство населения активно религиозно. Обама позиционирует себя как христианин, также как и республиканцы позиционируют себя как христиане. Проблема в том, как ты относишься к традиционным ценностям, ценностям традиционной Америки. Но это уже не вопрос религии.

Мне кажется, что идея создания христианской партии у нас постоянно проваливается, потому что, по сути говоря, ее нечему было противопоставить. После того, как рухнул коммунистический режим, антихристианского движения в стране не было. Это первый момент.

Второй момент—в какой форме нам надо создавать христианскую демократию. Что у нас есть? У нас есть довольно большая группа христиан, которые политически мыслят, для которых политический процесс — это их поле, и при этом они чувствуют себя нравственно ответственными как христиане играть на этом поле серьезно. Отвечая перед Богом и святыми, а не борясь за какие-то свои амбиции, или материальные выгоды, как многие другие политики. Вот мне кажется, что сейчас, в нашем нынешнем контексте, с одной стороны, некое соединение христиански и демократически мыслящих людей, которые хотят иметь политический дискурс своей деятельности очень важно, с другой стороны — создание партии. Просто для создания такой партии нет базы.

Конечно, номинально такая база есть всегда — это небольшое количество христиан, а собственно говоря, против кого? Партия – это всегда часть, противопоставленная другой части. Против кого? Против жуликов и воров? Среди них тоже довольно много людей, которые позиционируют себя как христиане. Уж не знаю, как это сочетается в их совести.

Поэтому мне кажется, что более разумная сейчас форма и, кстати говоря, действительно независимая от священноначалия Русской Церкви, что в нынешнем контексте очень положительная вещь — это создание христианско-демократического движения. Движения, которое бы объединяло людей, которые хотят в него войти. Надо разработать устав движения, какие-то основные принципы принять, и те люди, которые считают себя христианами, которые считают, что демократические принципы организации политики и гражданской жизни — это то, что соответствует их христианских идеалам. В отличие, скажем, от социалистических или авторитарных принципов. У нас даже речь идет не о социализме, а о той или иной форме авторитаризма, абсолютной монархии, и так далее. Эти люди объединяются в это движение. Входящие в различные политические партии, или в эти партии вообще не входящие.

Избиратели разных политических партий, люди, работающие в местном управлении на самых разных уровнях, но которые хотят иметь плечо друга, такого же человека, таких же убеждений, христианско-демократических, какие есть у него самого. Это первое.

И второе — по важным моментам политической жизни, по важным вопросам, которые возникают и будут возникать в нашей действительности в широком смысле — проблемы собственности, проблемы права, христианско-демократическое движение может собирать, тем более, что сейчас через интернет вообще несложно, какие-то виртуальные, реальные формы и выносить решения. Как они как христианские демократы видят решение этой проблемы.

Если из этого постепенно сложится христианская партия — это очень хорошо.

Если она не сложится — это тоже очень хорошо, потому что тогда христианско-демократическое чувство будет животворить многие общественно-политические движения и силы. Я бы так видел решение поставленной вами, господа, сегодня задачи.

pravmir.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: