Выдающийся физик, лауреат нобелевской премии: «Я вижу Бога в делах Его рук, и в этих делах вижу замыслы»

В категориях: Политика, экономика, технология

АРНО ПЕНЗИАС - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ФИЗИКЕ

Нобелевская премия: в 1978 году Арно Пензиас (р. 1933 г.) был удостоен Нобелевской премии по физике за открытие космического микроволнового фонового излучения, подтвердившего теорию об образовании вселенной в результате Большого взрыва.

 

Гражданство: Германия; позже был гражданином США.

Образование: доктор философии (физика), Колумбийский университет, 1962 г.

Профессиональная деятельность: научный сотрудник лаборатории "Белл телефон" (Нью-Джерси).

1. "Видя рощу фруктовых деревьев, мы можем предположить, что тот, кто их создал, хотел вырастить яблоки. Иными словами, наблюдая порядок в мире, мы делаем вывод о присутствии некой цели и, размышляя над этой целью, начинаем что-то узнавать о Том, Кто создал и замыслил все это. Так я понимаю Бога. Я вижу Бога в делах Его рук, и в этих делах вижу замыслы. Размышляя над этими замыслами, я получаю представление о Всемогущем". (Цит. по: 'The God I Believe in', Joshua O. Haberman - editor, New York, Maxwell Macmillan International, 1994, 184).

2. В интервью, опубликованном в сборнике "Бог, в Которого я верю" (1994), Пензиас говорит о своих религиозных воззрениях и о горе Синай, на которой Бог дал Десять заповедей всему еврейскому народу - трем миллионам человек:

"ВОПРОС: Вы упоминали о Синае. Это затрагивает один из сложнейших вопросов - вопрос о божественном откровении. Как вы считаете, Бог открыл Себя на Синае?

ПЕНЗИАС: Или, возможно, Бог постоянно открывает Себя? Мне снова вспоминается Псалом 18: "Небеса проповедуют славу Божию" - то есть Бог открывается во всем сущем. Вся реальность, в большей или меньшей мере, открывает замысел Божий. Во всех аспектах человеческого опыта существует взаимосвязь между целью и порядком мироустройства.

В: Когда вы читаете или слышите Тору - для вас это слова Моисея или слова Бога?

ПЕНЗИАС: Для меня это слова Моисея и слова Бога, произнесенные через Моисея.

В: Зачем же нужен был Синай?

ПЕНЗИАС: У меня нет на это убедительного ответа; могу только сказать, что Синай был необходим для иудаизма и для будущего человечества. Это было место, где Бог избрал евреев и где они избрали Бога. Это был исторический момент, в который установилась духовная связь.

В: В представлениях еврейского народа о будущем фигурирует Мессия. Верите ли вы в такого спасителя или в окончательное избавление этой земли от всякого зла?

ПЕНЗИАС: Да. Я верю, что у мира есть цель, и надеюсь, что она благая. Поэтому я думаю, что Мессия необходим для осуществления цели мира". (Цит. по: 'The God I Believe in', Joshua O. Haberman - editor, New York, Maxwell Macmillan International, 1994, 188-190).

3. Относительно теории Большого взрыва и вопроса происхождения нашей высокоорганизованной вселенной профессор Пензиас сказал в интервью журналу "Нью-Йорк таймс" (от 12 марта 1978):

"Самые точные данные, которыми мы располагаем, полностью соответствуют тому, что я и предположил бы, даже если бы у меня не было ничего, кроме Пятикнижия Моисеева, Псалмов и Библии в целом". (Цит. по: Bergman 1994, 183; see also Brian 1995, 163). Арно Пензиас отмечает, что, проводя исследования в области астрофизики, увидел "свидетельства замысла в Божьем творении". (Цит. по: Bergman 1994, 183).

4. В интервью, опубликованном в научном сборнике "Голос гения" (The Voice of Genius, 1995), профессор Пензиас сказал:

"Пензиас: Библия говорит о целесообразности творения. Мы повсюду сталкиваемся с удивительными свидетельствами порядка; а порядок, как мы знаем из опыта, обычно указывает на цель.

Брайан: И этот порядок отражен в Библии?

Пензиас: Читая Библию в целом, естественно предположить существование порядка в мире. Если есть цель, то должен быть и порядок. А мы видим именно порядок.

Брайан: То есть можно предположить существование цели?

Пензиас: Именно… Этот мир лучше всего согласуется с идеей целенаправленного сотворения". (Цит. по: Brian 1995, 163-165).

5. В статье Горди Слэка "Конфликт науки и религии, или Почему Эйнштейн не был атеистом. Ученые рассказывают о том, почему они верят в Бога" (1997) приводится высказывание профессора Пензиаса: "Если бы Бог сотворил вселенную, Он сделал бы это изящно. Если Бог поистине всемогущ, то вполне естественно, что мы не увидим никаких признаков Его вмешательства в творение. Ему не нужно постоянно суетиться, как Фрэнку Моргану в "Волшебнике страны Оз", чтобы поддерживать вселенную в рабочем состоянии. Всего-то и нужно, что полстраницы математических формул, описывающих всё. В некотором смысле сила творения заключается в простоте". (Цит. по: Slack 1997).

6. Относительно теории Большого взрыва и эмпирических данных в пользу того, что вселенная была сотворена, Пензиас отмечает:

"Мог бы обычный человек принимать участие в споре между великанами? Допустим, один великан утверждает, что вселенная была сотворена из ничего, а второй настаивает на очевидности того, что материя вечна. "Догме" сотворения противопоставляется "факт" вечной природы материи. Но в наши дни догмой стало убеждение, что материя вечна. В основе этой догмы лежит интуитивная вера людей (в том числе и большинства физиков), не желающих признавать эмпирические данные, указывающие на сотворенность вселенной - несмотря на то, что все астрономические наблюдения подтверждают сотворение. Поэтому о тех, кто отрицает факты, вполне можно сказать, что они придерживаются "религиозной" веры в вечность материи. Но эти люди считают себя учеными и называют свои взгляды объективными". (Penzias, 1983, 3; тж. см. Bergman 1994, 183).

Тихомир Димитров "Они верили в Бога: пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые"

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: