Благодатью вы спасены

В категориях: Трудные места


Корнелис Г. Врейхденгил, «Посланию к Ефесянам»

В послании Эфесянам апостол Павел очень часто обращается к теме Божье благодати. Он напоминает нам, что Христос - Глава Церкви и наполняет членов Своего тела на земле славой Своей благодати. Для этого апостол сначала обращается к прошлому Церкви. Не к Божественному прошлому, а к земному.

И какая картина представляется ему? Он видит лишь мрак, смерть и гибель (ст. 1-3). Как язычники (ст. 1-2), так и евреи (ст. 3) находятся в одинаковом состоянии вины и потерянности. Грех, смерть и дьявол держат их в железных оковах. Все они обречены на гибель.

Что сделал в этой вопиющей нужде рода человеческого Бог? Он ниспослал в эту беспросветную тьму Своего Сына, и Тот приобрел человечеству спасение из этого невыразимо глубокого падения. Его благодать превзошла нашу вину, Его самоуничижение глубже нашего падения. Его жизнь сильнее нашей смерти. Итак, Павел после беспросветного мрака видит милующую любовь Божью (ст. 4-7). Милосердный Творец воскрешает людей из мертвого состояния. Его спасение и милосердие резко выделяются на первоначально изображенном фоне мрака и потерянности.

В заключение Павел дает краткий обзор описанных им греха и благодати, опять очень выразительно подчеркивая односторонний характер Божьей благодати (ст. 8-10).

Первые семь стихов этой главы порой называют "малой Библией". В них отражена вся весть Библии. Мы читаем здесь о Божьем гневе, о Его милосердии, а также о Его планах на будущее. Он представлен нам как Бог, Который судит, спасает и прославляет нас. В данном уроке речь идет именно об этих трех понятиях.

Прежняя виновность (членов) церкви (ст. 1-3)

Главный глагол этого длинного (ст. 1-5) предложения - "оживотворил" (ст. 5). Но сначала речь идет о прежнем состоянии членов церкви, "мертвых по преступлениям и грехам вашим".

Ужасно положение, в котором некогда находились те, о ком в конце этой главы написано, что они являются святым храмом, жилищем Божьим (ст. 21-22). Какое могучее действие благодати!

Упомянутые в первом стихе христиане из язычников, а также появляющиеся в стихах 3-5 христиане из евреев до своего присоединения к Церкви Христовой были духовно мертвы. Адам и Ева, вкусив от запретного плода, сразу же умерли духовной смертью. Слово "мертвый" здесь означает: без света, без силы, без жизни, без цели, удален от Бога, отделен от Него. По природе каждый из нас перед Богом словно труп, мы ни видим, ни слышим Его.

Мы были мертвыми по своим "преступлениям и грехам". Значит, мертвыми в духовном смысле, по отношению к Богу, а не по отношению к жизни в грехе. До своего оживотворения мы с удовольствием жили (в греческом подлиннике: "ходили" или "гуляли") в нем (ст. 2), то есть мы активно грешили. Слово "преступления" подчеркивает нашу вину перед Богом, слово "грехи" говорит о невыполнении наших обязательств (т.е. бить мимо цели). Значит, эти два слова объединяют в себе грехи всякого рода.

В такой атмосфере жили члены церкви в своем "некогда", то есть до своего обращения. Они жили:

- "по обычаю мира сего", то есть по духу времени мира, отчужденного от Бога, лежащего во зле,

- по воле "князя, господствующего в воздухе", то есть дьявола, движущего и держащего в своей власти все злые силы,

- по воле "духа, действующего ныне в сынах противления", то есть подчинялись воле всех обольщающих духов времени, которые находятся под руководством сатаны и соблазняют человека на грех, на непослушание Евангелию и на восстание против Бога.

К этим сынам противления,- продолжает Павел,- принадлежали и мы, христиане из евреев (ст. 3). Таким образом перед требованиями святого Бога апостол ставит израильский народ на одну доску с язычниками. Хотя Израиль имеет завет Божий и Его обетования, но по природе он не имеет никаких преимуществ перед другими. Здесь с суровой беспощадностью произносится одинаковый приговор и евреям, и язычникам, и тем самым всему человечеству.

Пред Богом все достойны осуждения, все совратились с пути (Рим. 3,9 и далее). Все некогда жили "по плотским похотям", то есть в соответствии с развращенной человеческой природой. Из-за своей развращенной воли и омраченного разума все люди жили в грехах. Так жили набожные евреи, народ Божий, несмотря на все их благочестивые дела и тщательное соблюдение всех заповедей и запретов. Собственно говоря, они далеко отошли от Бога. Так жили и язычники в своих грубых грехах. Плоть есть плоть, благочестивая она или безбожная! Как язычник, живущий без закона, так и еврей, живущий с законом, отказались от послушания Богу. Поэтому все они были чадами гнева Божьего. Павел говорит: "Мы (евреи)... были по природе чадами гнева, как и прочие (язычники)".

Какую потрясающую картину бедственного положения природного человека рисует здесь Павел! Как мертвый, над которым тяготеет гнев Божий, он идет своим греховным путем навстречу вечной смерти. По крайней мере, если не вмешается Бог.

Благодатная милость Божья (ст. 4-7)

К счастью, Бог вмешался. Если бы Он не сделал этого, человечество было бы безвозвратно потеряно и обречено на вечную гибель. В этих стихах милость Божья резко противопоставляется нашей потерянности и заслуженному нами гневу. Вместо того, чтобы гневом Своим уничтожить человека, Бог помиловал его.

Бог не только праведный, но и милостивый. Его любовь к погибающему человеку неизмеримо велика. Ради него Он отдал даже Своего Сына. По словам Павла, Он сделал это еще тогда, когда мы были мертвыми по своим грехам и преступлениям. Значит, в человеке не было ничего, за что Бог мог бы полюбить его. Наоборот, "Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (Рим. 5,8).

Христос, однако, не только умер, но и воскрес, и вознесся на небо. Об этом Павел говорил в предыдущей главе (ст. 20). Здесь он говорит о том, какой плод это принесло для Церкви (ст. 5-6).

Желая наглядно представить Божий труд благодати, апостол Павел использует три выражения с предлогами "с" и "в" - "со Христом" или "во Христе". С одной стороны, это указывает нам на труд Христа, с другой стороны, это говорит нам о том, что верующие своей верой имеют в нем участие.

По Своей великой милости и любви Бог Свою Церковь:

1. оживотворил со Христом (ст. 5),

2. воскресил с Ним (ст. 6),

3. посадил на небесах во Христе Иисусе (ст. 6).

Оживотворение со Христом указывает на воскрешение духовно мертвых грешников к духовной жизни (ср. Кол. 2,13). Бог соединил Свою Церковь с Господом Христом, так что воскресение Главы в день Пасхи стало в то же время воскресением членов Его тела из духовной смерти.

Не пропустим заключенного двумя тире восклицания: "Благодатию вы спасены". Описывая Божий труд благодати, апостол Павел столь сильно тронут контрастом между заслуженным нами гневом и подаренной Божьей благодатью жизнью, что не может не воскликнуть, преклоняясь и удивляясь: " Благодатию вы спасены".

Только теперь апостол может продолжать: "И (нас) воскресил с Ним". Это не повторение предыдущих слов. Здесь Павел ведет своих читателей дальше, выше - для верующих сопричастие к воскресению Христа означает, что они, словно ожившие из мертвых, предают свои члены Богу в орудия праведности (Рим. 6,13). Другими словами, после рождения свыше начинается обновление жизни - борьба против греха и освящение. Вот о чем здесь идет речь. Человек, получивший рождение свыше, то есть новый человек, силой Святого Духа начинает ходить в обновленной жизни (см. Гал. 5,16 и Рим. 8,4).

Наконец, Павел ведет своих читателей к кульминационному пункту, представляя им, где заканчиваются оживотворение и воскресение: "...и посадил на небесах во Христе Иисусе". Церковь, о которой говорит Павел, на самом деле еще находится на земле, но во Христе Иисусе (это имя Спасителя и Посредника), в ее Главе, она уже на небе. Жизненно связанная с находящимся на небе Христом, Церковь хорошо знает скрытые небесные силы Его вечного Царства. Это возвышение является явной противоположностью земному, находящемуся под влиянием демонов (ст. 2).

Словом, с того момента, как Бог воскресил нас от греховной смерти, мы посредством Святого Духа принимаем участие в Божественной духовной жизни превознесенного Христа. Новая жизнь возрождения - это жизнь, исходящая от живого и прославленного Христа. Эта новая жизнь не от мира сего, а от неба, у нее небесная природа, она направлена на небесное (Кол. 3,1-3). Следовательно, мы будем искать Христа и горнего.

В 7 стихе Павел указывает на цель нашего оживотворения и воскресения, которой Бог хочет добиться. Чтобы явить Его благодать и благость, одного века было бы недостаточно. Для этого нужно больше времени или, вернее, нужна вечность. На земле мы наслаждаемся Божьим спасением как новички, то есть частично, но после второго пришествия Христа мы познаем Его в совершенстве. Тогда мы увидим Его, как Он есть - милостивый и благой. И мы прославимся с Ним!

Христос связан со Своей Церковью так тесно, что во всем она словно идет с Ним. Он воскрес, и Его Церковь с Ним воскресла. Он взошел в небо, и Его Церковь в Нем посажена на небесах. Он прославился, и Его Церковь с Ним прославится. Это происходит благодаря связи между Главой и телом. Слова "в Нем" и "с Ним" служат гарантией всей этой благодати. Нельзя возвысить Главу в небе, оставив члены тела на земле. Однажды было - Христос отдал жизнь за Своих. Результат этого - Церковь с Ним. И однажды будет так - Христос все и во всем.

Односторонний характер Божьей благодати (ст. 8-10)

Здесь апостол делает краткий обзор сказанного, опять подчеркивая односторонний характер благодати Божьей. Прощение грехов и право на вечную жизнь являются не плодами собственного труда или заслуг человека, даром благодати. Правда, чтобы получить спасение, нужна вера, но и эта вера не принадлежит человеку, она - дар Божий. Веру можно сравнить с рукой нищего, принимающего подарок. И грешник, так же как и нищий, не может похвастаться тем, что сам принял этот дар пустой рукой, не может отнести на свой счет тот факт, что он верой принял Божьи обетования. "Чтобы никто не хвалился" самим собой! Человек только решает, покориться повелению Бога покаяться (Д.Ап. 17,30) или отвергнуть волю Божью (Лук. 7,30).

А добрые дела? Они не заслуга, а плод благодати. Вот что Павел говорит в стихе 10: "Ибо мы - Его творение, созданы... на добрые дела..." Плоды новой жизни являются следствием Его возрождающей благодати. Христос Иисус - корень этой новой жизни, Его сила побуждает Церковь на добрые дела. Значит, ничего от нас, все от Него!

Таким образом Павел все глубже раскрывает односторонний характер Божьей благодати. Не только Церковь является Его творением, к этому новому творению относятся и добрые дела. Они являются не условием, а целью нового творения.

Павел говорит, что Бог эти добрые дела предназначил, то есть приготовил. Значит, в новом творении уже заключены добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. Но исполнять мы их можем только пребывая в Иисусе Христе, как написано: "Без Меня не можете делать ничего" (Иоан. 15,5). Вот конечный результат, к которому Павел подводит нас, рассуждая об одностороннем характере Божьего спасения.

В этом есть намек и на то, что Бог иногда создает особые обстоятельства, тем самым как бы предоставляя Своим детям возможность делать добро не по принуждению, а по доброй воле. Таким образом верующие доказывают внешнему миру, что они живы. Здесь выражена та же мысль (хотя и в другой форме), что и в словах апостола о Святом Духе как об исполнительной силе для творения дел Духа.

Корнелис Г. Врейхденгил, "Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам"

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: