Мы празднуем Христово Воскресение для сохранения свежести наших чувств благодарности Иисусу

В категориях: Наставь и научи


СЕРГЕЙ САННИКОВ

Споры, веками бушующие вокруг Пасхальной Вечери Господней, привели к тому, что чаще всего рассуждения о внутреннем смысле этой заповеди сосредотачиваются вокруг самого акта преломления хлеба и его принятия. Соответствующие разделы учебных пособий начального богословия в различных деноминациях в основном обращают внимание на вопрос: происходит или не происходит что-либо с хлебом и вином на Вечере? Другие стороны этой заповеди рассматриваются схематично и мельком.

Такое положение привело к тому, что христианство нашего времени практически потеряло целостное представление о Вечере Господней, как о трапезе, несущей в себе определенный комплекс понятий. Для одних она превратилась только в причастие, для других - только в воспоминание, для третьих - в благодарение... А в сознании подавляющего большинства участвующих Вечеря Господня воспринимается как та часть богослужения, на которой вкушается хлеб и вино. Однако трапеза Господа Иисуса Христа - это более широкое явление.

Она начинается со слов пресвитера, открывающего собрание - "мир вам" - и заканчивается апостольским благословением и пожеланием мира при окончании собрания. То есть все богослужение, на котором совершается преломление хлеба, от начала и до конца - является Вечерей Господней. Только такой широкий взгляд может дать всестороннее и объемное представление о ее содержании.

Преломляя хлеб в памятную ночь Тайной Вечери и предлагая чашу, Христос заповедовал: "Сие творите в Мое воспоминание" (1Кор.11.24,25). Эти слова Иисуса утверждают истину о том, что Его желание - сохранить память о Нем в сердцах последователей. Но возможна ли потеря памяти о Христе в Его учениках? Разве всякий истинно верующий, будучи членом Тела - Церкви Христа, имея постоянную связь с Главой посредством Духа Святого, не должен помнить и вспоминать о Христе постоянно, каждый миг своей жизни? Безусловно, каждый верующий, где бы он ни находился на богослужении ли, на работе... в тихие минуты молитвы или на шумных городских улицах - везде должен вспоминать о Христе и жить Им. С этой точки зрения Христу, казалось бы не следовало учреждать особое время и специальные ритуалы для воспоминания о Нем. Но Господь очень хорошо знал наше греховное естество. Не напрасно Он предупреждал Своих учеников: "Бодрствуйте...дух бодр, плоть же немощна" (Мф.26.41).

К сожалению, люди, последовавшие за Христом, могут осуетиться и духовно задремать. Заботы житейские порой слишком поглощают верующих, и бывает, что проходят дни, а иногда и недели, - человек молится и, возможно, посещает богослужебные собрания, но за все это время он может ни разу не вспомнить о Христе. Воспоминания о Боге - Творце и пророках, Ангелах и Апостолах, о других самых важных истинах - не могут заменить воспоминания о Христе. Носящим имя Христа должно в первую очередь воспоминать о Христе! Зная наш состав и предвидя возможные уклонения, Иисус установил, чтобы воспоминание о Нем было зафиксировано в сознании учеников в том числе и видимыми материальными знаками - хлебом и чашей с вином, то есть тем, что в Палестине можно было встретить каждый день в каждом доме.

При этом Христос желал, чтобы Его последователи вспоминали не об одном эпизоде, а о всей Его жизни и о каждом событии в ней. Как отмечает протоиерей лютеранской церкви Самуэль Лехтонен: "Воспоминание крестной жертвы Христа - анамнезис, это нечто большее, чем воспоминание только страдающего Христа. Пасхальную трапезу нельзя отделить от истории спасения" (20). Наш Учитель желал, чтобы мы воспоминали Его проповеди и наставления, Его самоотверженное служение людям, Его молитвенную жизнь...Каждый шаг этой необыкновенно короткой, но потрясающе яркой жизни, прошедшей под девизом: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20.28) достоин постоянного внимания.

Вспоминая о Христе во время Вечери, следует иметь в виду еще один очень важный аспект: мы вспоминаем о Нем не как об умершем и до сих пор находящемся во гробе Учителе (как это делали евреи при поминовении), но как о воскресшем и реально присутствующем среди нас Наставнике. Христиане первых веков вспоминали о Нем именно так, поэтому для богослужения с Вечерей Господней они собирались всегда в первый день недели, в который Христос воскрес, а не в пятницу, день Его смерти (Деян. 20.7). Г.К.Тиссен пишет: "Иисуса следует славить и вспоминать как Того, Кто всегда жив и Кто всегда присутствует среди избранных Его" (Мф.28.20),(21).

Таким образом, во время Вечери Господней христиане не только возвещают смерть Христа, но и особым образом вспоминают о всей Его жизни, страданиях, смерти и Его реальном присутствии на Вечери.

 

СЕРГЕЙ САННИКОВ Вечеря Господня: истоки, сущность, условия действенности и практика

Мир в Боге

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: