О мере допустимого Библией употребления вина

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Г. Гололоб

 

Насколько отличаются между собой пьянство и так называемое умеренное потребление спиртного? Этот вопрос все чаще и чаще поднимается среди евангельских христиан постсоветского региона, столкнувшихся с феноменом умеренного употребления вина западными христианами. После провала со своим рейтингом напился даже президент США. Нормально ли это для человека, называющего себя христианином? Может быть, наша оценка периодически напивающихся христиан и сурова, однако лучше смотреть правде в глаза, чем отворачиваться от ее испытывающего взора.

Следуя «богословию» некоторых православных лиц, искажающих смысл Писания посредством избитой фразы «Пей, но не упивайся», все больше и больше молодых христиан наших церквей начинает причащаться к этому опасному зелью. Сколько же можно пить вина христианину? На этот вопрос сегодня существует уже не один ответ. Соответственно, изменились и стандарты поведения. Один «ради частых своих недугов» пьет вино стаканами, а другой избегает с ним малейших контактов любой ценой. Кто же из них прав и насколько? Не является ли весьма зыбкой та граница, которую люди пытаются провести между умеренным и неумеренным употреблением спиртного?

Если библейское вино, как пытаются убедить нас защитники его разумного употребления, могло опьянять, тогда где в Писании можно обнаружить похвалу в адрес именно опьянения, а не просто его употребления? На фоне парадоксального молчания на этот счет, Писание содержит прямо противоположные – отрицательные в адрес вина – утверждения. Так оно повелевает даже "не смотреть как оно краснеет, как искрится..." Почему же запрещается даже смотрение в сторону вина? Потому что это рано или поздно приводит человека к пьянству. Следовательно, запрещено и все то, что может склонять человека к злоупотреблению вином. Иначе действительно было бы сказано "не увлекайся", "не злоупотребляй" и т.д. Вместо этого мы видим в тексте слово "впоследствии", которое очень эффектно говорит о существующей опасности даже простого помышления о вине.

С данной мыслью хорошо сочетается сказанное Христом: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). Слово «отягчались» указывает на тяготение к греху, хотя само по себе это действие еще не является грехом. В этом смысле «не смотри» попадает под ту же категорию запрета, что и взгляд на женщину с прелюбодейным намерением в Новом Завете.

Если Ветхий Завет и позволяет говорить об употреблении вина для увеселения, то уж никак не Новый. В новозаветный моральный стандарт концепция умеренного употребления вина никак не вписывается. Например, текст Еф. 5:18 говорит о запрете на опьянение, следует полагать, даже единичное. «Упивание вином» Павел противопоставляет «исполнению Духом» как ложное получение удовольствия в отличие от истинного, как вредный контроль человеком в отличии от благого.

Этот текст осуждает не только само «распутство», но и факт опьянения, который пока лишь потенциально может к нему привести. Все, что ведет к этому «бывает», является греховным по аналогии со словом «побуждает». Если от «упивания» «бывает распутство», то от умеренного питья также «бывает» что-то непристойное и греховное.

О чувстве меры можно говорить, когда регулярное употребление «мерного» количества спиртного не влияет на способность человека к самоконтролю. В случае же с вином этого не происходит. Текст Лк. 21:34 запрещает «отягощать» христианам себя тем, что с виду и не греховно (ср. Мф. 24:38), однако ведет ко греху. Притягивание к опьянению есть такой же грех, как и побуждение к воровству, убийству и прелюбодеянию.

Следовательно, Павел осуждал не только сами грехи, но и причины, побуждающие к этим грехам. Сегодня медициной и жизненной практикой установлено, что к алкоголизму приводит не только чрезмерное, но и регулярное малое употребление вина. В итоге разница между допустимым и недопустимым использованием вина сводится лишь к делу времени.

Поскольку пьянство опасно для здоровья, определенную опасность вызывает и мерное количество вина, если его доза превышает критическую, ведущую к алкогольной зависимости. Регулярное легкое опьянение естественно перерастает в хронический алкоголизм. Все пьяницы начинали с умеренной выпивки. Все, что способствует отклонениям в поведении человека, одинаково опасно и должно входить в общую категорию грехов, не упомянутых прямо, но определяемых по аналогии с ясно порицаемыми в Библии. Например, аборт в Писании не осужден, однако это не значит, что он позволителен. Еще в большей мере это относится к курению, наркомании и другим подобным грехам. Библия дает нам принципы, а не исчерпывающие списки грехов.

Еще одним свидетельством Нового завета о требуемых нормах поведения христианина является позволение Павла употреблять «немного» вина болезненному Тимофею (1 Тим. 5:23). Это позволение носит характер исключения из уже существовавшего в то время правила воздержания от вина. Это правило явно имело значение воздержания от недопустимой концентрации, ведущей к опьянению любой степени. Иными словами, Тимофей вел совершенно трезвый образ жизни, и единственным допустимым Павлом использованием спиртного было оказание медицинской помощи.

Риск появления языческих вакханалий в христианских церквах прекрасно объясняет почему Павел специально позволил Тимофею употреблять вино в медицинских целях, что и само собой должно было быть дозволенным. Павел имел в виду не: «Ты напрасно отказываешь себе в вине», но: «В твоем случае тебе можно использовать немного вина». Примечательно, что данный совет отталкивается от факта «частых недугов», а не обычных. Получается, что даже при обычных недугах первые христиане не пользовались вином, а, следовательно, вели совершенно трезвый образ жизни.

Таким образом, весьма опрометчиво утверждать, что Библия не запрещает умеренного употребления вина. Она не запрещает использования его лишь в разбавленном виде, а Новый Завет ограничивает использование спиртного в более концентрированном виде только в медицинских целях. Кроме этого Новый Завет осуждает любую частотность совершения опьянения путем приравнивания к особому роду грехов. По этой причине на вопрос «Сколько же можно пить христианину?», нам приходится ответить так: «Сколько ему нужно для выздоровления».

Касательно возражения защитников употребления вина, будто оно выступает символом грядущего Царства веселья и радости искупления, нужно сказать следующее. Символика радости от вина присуща Ветхому Завету, дарующему верующим земные обетования. Для верующих Нового завета вино имеет чисто духовный символ. Символика вина в Вечере Господней – это кровь, страдание, а не увеселение. Вино и хлеб взяты в качестве символов Причастия потому, что являлись источниками физической жизни человека в качестве самых необходимых продуктов питания, а не излишеств, используемых для развлечения.

Последователям Христа запрещены многие удовольствия этого мира (Лк. 6:24; 8:14; 2 Пет. 2:13; Тит. 3:3; Евр. 11:25). Никогда христианская радость не будет соответствовать мирской. Искусственно подогреваемая при помощи вина радость – это не та радость, которую ожидает от нас Бог (Рим. 7:22; Еф. 5:18; 1 Тим. 6:17). Апостол Павел противопоставляет хмельному веселью песнопение и назидание, которые коренятся «в сердцах», а не в возбужденном состоянии тела.

Следует полагать, что праздничное вино «веселило сердце» не от повышенной своей концентрации, для чего в действительности существовали крепкие спиртные напитки, а от самого его наличия в стране, расположенной в жарком климатическом поясе. Иными словами веселило не ощущение градусов, а утоление жажды. Подобным образом качество вина Иисуса оценивалось не количеством градусов, а вкусовыми свойствами отборных сортов вина. В любом случае, Христос не был тем, кого можно было назвать пьющим в современном смысле.

Итак, мы можем заключить, что в Библии постоянно осуждается не только пьянство, но и то, что к нему может привести или склонить (см. напр. Притч. 23:31-35; Ос. 4:11; Ис. 49:26; Лк. 21:34; Деян. 2:13; Рим. 14:21; Еф. 5:18). Если это так, тогда любое содействие алкоголизму также должно быть предосудительным и среди современных христиан. Таким образом, у нас есть все основания считать предосудительным любое состояние опьянения, поскольку оно ведет к «распутству» и целому ряду других грехов. С другой стороны, у нас имеется ясное указание на трезвый образ жизни христианина и повеление использовать крепленное вино лишь в медицинских целях.

 

Г. Гололоб НЕ УПИВАЙТЕСЬ!

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: