Объективный взгляд на духовный и интеллектуальный потенциал баптизма России

В категориях: Движение все – но цель еще лучше

О русском баптизме: объективно и благожелательно

Игорь Подберезский о новой книге Михаила Чернявского «Аккумулятор духовного опыта»

 

Игорь Подберезский

В России продолжительное неблагожелательное отношение к баптизму властей (да и части населения тоже) не осталось без последствий. Искаженный образ баптизма сложился как раз в условиях гонений и под их влиянием.

Разумеется, баптисты не могут с этим примириться. Единственный путь опровергнуть досужие домыслы – говорить о себе, рассказывать о том, как они служат Богу, отечеству, чем и как живут, как относятся к верующим инако, к труду и о других очень важных вещах. Между тем баптистов нередко упрекают в некоторой закрытости, в том, что они слишком мало пишут о себе. Отчасти это действительно так, хотя вина в этом не столько самих баптистов, сколько того общего духа нетерпимости, который характеризует межконфессиональные отношения в России и отношение государства к религиозным меньшинствам.

Предлагаемая читателю книга призвана заполнить этот пробел, и думается, делает она это успешно. Самая важная отличительная черта сборника – общий тон благожелательности, которого так не хватает российскому бытию. В нем издавна слишком ценились «горечь и злость», дух непримиримости и нетерпимости, стремление обязательно «разоблачить, обличить и пригвоздить».

Автор спокойно и вдумчиво излагает свою точку зрения, даже когда полемизирует с теми, чьи взгляды он не разделяет. Чужда ему и столь нередкая у нас страсть нудно поучать, когда речь идет о делах веры, нет самолюбования, выпячивания своего «я», стремления доказать свое превосходство. Как справедливо пишет автор, «самонадеянность и самоправедность идут рука об руку, лишая человека подлинной радости, которая коренится за пределами этого мира».

«Самонадеянность и самоправедность» очень портят многие тексты на религиозные темы – особенно когда разговор ведут отступники. Они, к сожалению, есть во всех конфессиях. Спору нет, человек имеет право на смену своих религиозных убеждений. Но тогда он должен быть готов к тому, что его негативные суждения о былой вере у многих вызовут отрицательную реакцию, может даже – брезгливость.

Давно сказано, что если человек ругает веру, из которой ушел, то это примерно то же, что ругать супругу, с которой развелся. Порядочности в этом мало, совсем нет. И неважно, откуда ушел человек – из баптизма, из православия или из какой-либо другой конфессии – все равно некрасиво.

Доброжелательность в повседневной жизни, в общении с людьми, в написанных текстах есть практическое выполнение Божьей заповеди любви, которую забывают многие христиане в нашей стране. Михаил Чернявский выполняет ее неукоснительно, ему присуще «умение общаться», о котором он так верно пишет в своей книге.

Доброжелательность, однако, не простирается до признания вещей, неприемлемых для христианина. «Христиане, – пишет автор, – обязаны возвышать свой голос против легализации однополых браков, пропаганды насилия и половой распущенности в СМИ, открытой рекламы алкоголя и т. п. РПЦ это делает и слава Богу!»

Книга дает представление и о том, как баптисты поклоняются Господу. Тема эта очень важна для любой конфессии, для баптистов особенно, ибо, по мнению автора, процветает «фольклорное богословие» и «практически полностью отсутствует литургическое богословие». Думается, читателю полезно будет получить представление об этой проблеме и о том, как ее решают баптисты России.

Через всю книгу проходит важнейший принцип баптизма, который именуется «только Библия», Sola Scriptura. Имеется в виду, что только Библией мы должны оценивать все – и веру, и дела, и тексты. Пишет он и о новом переводе Библии. Вопрос этот непростой, новый перевод наверняка встретит сопротивление, и, по-видимому, надо вводить его в практику богослужений постепенно, наряду с привычным для всех Синодальным переводом.

Не обойдены вниманием и некоторые практические вопросы, представляющие большой интерес для россиян. В частности – проблема воздержания от спиртного. Винопитие и табакокурение категорически запрещены в евангельских общинах, что вызывает немалое удивление у окружающих. Бывает, и в наше время отлучают от церкви за нарушение этого запрета, хотя в Библии его нет. Но в России винопитие представляет собой такую беду, что воздержание от него просто необходимо для тех, кто действительно хочет послужить Богу и стране. Правда, встречаются призывы к баптистам научить соотечественников «культурному питию», но эта задача непосильна для кого угодно.

Пишет Чернявский и о повседневной жизни баптистских общин России, тут много живых и интересных зарисовок. Случается всякое, бывает что «…церковь оказывается жертвой самовлюбленного самодура». А бывает, что «теряются любые авторитеты». И то, и другое плохо, и того и другого надо остерегаться – и не только баптистам.

Не обойдена вниманием проблема разделений – это зло тоже затрагивает верующих всех конфессий в России, и автор дает взвешенную оценку существующих разногласий в баптизме. При этом он касается личного религиозного опыта, личных переживаний и пишет о них с доверительной, почти исповедальной интонаций, что очень располагает к нему.

Присутствует в книге и добротный академизм – некоторые эссе посвящены глубоким вопросам богословия, церковной истории, литургики. Очерки об «огнепальном протопопе» Аввкауме, о спорах иосифлян и нестяжателей в России, о европейской Реформации отличаются глубиной анализа и содержат много полезной информации. (Чего стоит, к примеру, убежденность Кальвина в том, что «осуждение невинного – гораздо меньшее зло, чем безнаказанность виновного».)

Показателен временной и пространственный охват: от древних Греции и Рима до наших дней, от Эпиктета до постмодернизма. Последнему следует уделять больше внимания – «постмодернистские штучки», скорее всего, на ближайшее время станут главным предметом обсуждения в религиозной среде. И тут важно будет обладать чувством меры – надо не только «обличать и разоблачать» постмодернизм, но и давать христианские ответы, на вопросы, которые он ставит. А вот только обличительный пафос может дать как раз обратный эффект.

Это большой труд, но прочитать его стоит. Он касается многих проблем и включает разные по объему эссе, ранее публиковавшиеся в различных периодических изданиях. Книга Михаила Чернявского дает хорошее представление о богатом интеллектуальном потенциале баптизма России. И в этом ее ценность.

gazeta.mirt.ru

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: