Планы родителей о будущем своих детей

В категориях: Созидая свой внутренний мир


Карьера детей

ОЛЬГА СВЕШНИКОВА

 

Отсутствие уважения к школе не мешает планам родителей дать детям высшее образование, с тем чтобы они могли рассчитывать на удачную карьеру. При этом главная ценность высшего образования в представлении родителей это не знания, а диплом, который воспринимается как необходимое стартовое условие для успешного трудоустройства. Задавая вопрос: «В настоящее время многие люди стремятся получить высшее образование. Как Вы думаете, зачем им это нужно?» — исследователи ВЦИОМа уже несколько лет чаще всего получают ответ: «Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу» (33 проц. опрошенных, а в возрастных группах, которые являются объектом нашего исследования, до 36 процентов).

Стоит отметить, что, задумываясь о будущей карьере детей, современные светские родители не делают гендерных различий. И девочки, и мальчики должны получить высшее образование и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

Что касается православных — и воцерковленных — родителей, им желанное будущее дочерей и сыновей видится совершенно по-разному: «Ребенка пристраивать в соответствующие учебные заведения, а девчонок - замуж побыстрее за православных парней». Некоторые священники, а вслед за ними и паства, высказывают твердое мнение, что для женщины никакая карьеры вне семьи недопустима.

Размышляя о том, какой карьеры они хотели бы для своих детей, родители часто отталкиваются от собственной профессии: «Конечно, хочется, чтобы хоть кто-то из детей стал археологом. Опыт передать, и книг столько накоплено. Кому-то это должно быть полезным». Но значительно более распространенный вариант — «любая специальность, только не моя». Родители приводят аргументы против наследования семейной профессии: «Насчет актеров, бизнесменов не знаю, а династия врачей м.б. очень неприятной штукой: 1) на ребенка осуществляется давление - сознательно, несознательно, но тем не менее практически всегда, 2) протекционизм, и даже если его нет (хотя это практически выше человеческих сил не сказать лучшей подруге-декану, что твой ребенок учится на ее курсе), постоянно приходится доказывать, что ты здесь за свои заслуги, а не из-за родителей, 3) родители в курсе всех твоих рабочих дел, в том числе всех твоих ошибок, 4) труднее сменить направление карьеры».

Будущие семьи детей

Естественно предположить, что самым важным для родителей является образование ребенка и его будущая семейная жизнь, но это предположение оказывается не вполне верным. О том, как ребенок будет строить собственную семью, современные светские родители заботятся очень мало. Тема подготовки ребенка к семейной жизни практически не обсуждается, причем родители в неполных семьях не отличаются в этом смысле от семей, где присутствуют оба родителя; матери не пытаются представить себе, какой они будут бабушкой (свекровью, тещей). Даже женщины, имеющие взрослых детей, то есть те, для кого появление внуков — дело близкого будущего, обсуждая проблемы взаимоотношения с бабушками по поводу младших, как правило, не примеряют эту роль на себя. Взросление детей связывается не с созданием ими собственной семьи, а с материальной самостоятельностью (способностью отдельно жить и зарабатывать). «Дети должны вырастать и уходить от родителей сами - и сами зарабатывать себе на жизнь и жилье».

Для воцерковленных родителей характерна противоположная установка: в полном соответствии с православными традициями и «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», создание семьи и рождение детей среди этой категории родителей считается долгом каждого человека 63. Важность и неизбежность этих событий в будущем ребенка отражается в повседневных практиках. Мама семилетней девочки говорит: « Она такая неопрятная, как со свекровью жить будет, вообще не представляю».

Дети и родители

Выше уже говорилось об обесценивании опыта старшего поколения, связанном с событиями последних двадцати лет. В результате отношения с собственными родителями не считаются образцом для отношений с повзрослевшими детьми: «Буду лучшим родителем своим детям, чем мои родители для меня, - уверена». По мнению сегодняшних молодых родителей, то, как сложатся их отношения с ребенком в будущем, зависит от взаимопонимания и родительского авторитета. Проблема низкого авторитета заботит многих 66, но каждый жалуется на недостаток авторитета в своем случае; проблема поколения, «отцов и детей» в общем виде не обсуждается.

При этом собственный опыт родители считают вполне актуальным: «Вспомните себя 15 лет назад и сейчас и сопоставьте - будет примерно такая же разница с вами сегодняшней и через 15 лет, с выросшим дитем». Опыт же своих родителей эти люди чаще критикуют. Существует даже сообщество «Плохие родители», участники которого жалуются в Интернете на то, как неправильно их воспитывали.

Вопрос об изменении взаимоотношений «родитель—ребенок» активно обсуждается в связи с перспективой введения ювенальной юстиции. Эта тема широко освещается в прессе, прежде всего в православных изданиях; позиция традиционалистской православной общественности состоит в том, что никакая ювенальная юстиция «нам» не нужна (подробнее об отношении разных общественных групп к ювенальной юстиции см. в статье Станислава Львовского на с. 20—41), поскольку недопустимо вмешательство в дела семьи. За пределами этой проблемы светские родители исходят из того, что отношения с повзрослевшими детьми принципиально не отличаются от отношений с собственными родителями. При тщательном поиске мне удалось найти только одно высказывание о том, что современные дети не такие, какими были мы, но оно не привлекло внимания других участников того виртуального сообщества, в котором шло обсуждение.

Христианский аспект Более четкое осознание различий между собственным опытом и опытом своих детей есть у воцерковленных родителей в тех случаях, когда они сами воспитывались в невоцерковленных семьях. Поскольку у них нет детского опыта религиозных практик, они и в других сферах оценивают свой детский опыт ниже, чем светские родители. При этом, поскольку предполагается, что соблюдение десяти заповедей является прямой обязанностью каждого человека, то отношение детей к родителям в идеале должно строиться в соответствии с пятой заповедью Декалога («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх.: 20: 12). Послушание детей воспринимается как абсолютное благо. В работах религиозного писателя Н.Е. Пестова, пользующихся авторитетом у воцерковленных родителей, говорится: «Чтобы насадить в детях прочное послушание, родителям не следует забывать следующих 10 положений. <...> 3) Выполнения приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова; <...> 5) Не оставлять без наказания ослушание, усиливая наказание при повторном случае; будем же строги в полной мере в отношении сохранения послушания в детях. Их обычный распорядок дня, уход из дома, выбор товарищей по играм, знакомства — все это должно делаться при участии и с согласия родителей».

Православные догмы при столкновении с реальностью создают в сознании воцерковленных неофитов большое число противоречий. Например, послушание своих детей обязательно, но в отношении собственных родителей это требование не выполняется, особенно когда послушание расходится с церковными канонами. Отношения с собственными родителями выстраиваются как внешне уважительные, но зачастую бывают довольно сложными, прежде всего в силу того, что родители не воцерковлены и не соблюдают религиозных правил. Еще одна проблема связана с тем, что ребенок в воцерковленной семье живет по более строгим требованиям, чем его светские сверстники: православное воспитание налагает запрет, главным образом, на продукцию массовой культуры: от новогодних елок до одежды с надписями латиницей.

Изолируясь от греховного мира: беглецы

Бывает, что родителям оказывается не по силам приспособиться к меняющимся условиям. Естественная в таких обстоятельствах фрустрация порой находит выход в «бегстве от реальности». «Беглецы» стремятся спасти детей от окружающего «страшного мира». Среди таких попыток — уникальный латвийский проект «Город солнца» и «родовые поселения» последователей Владимира Мегре. Другой способ защитить ребенка от вредных внешних воздействий — обучение ребенка в православной школе. Широко обсуждается и получает все большее распространение отказ от посещения образовательных учреждений и переход на домашнее обучение.

В какой-то мере к той же модели поведения можно отнести «естественное родительство» — субкультурное движение, которое может быть суммировано следующим образом: «Они рожают дома, кормят малыша грудью до самоотлучения, спят вместе с ним, носят в слинге. Такие родители называют себя «естественниками», а стиль воспитания - естественное родительство. Старшее поколение крутит [пальцем] у виска от такого нового веяния в воспитании детей» (сохранены шрифтовые выделения оригинала).

Защитная стратегия иногда начинается с довольно простых вещей, например, отказа от сахара или соли как вредных продуктов. При этом «окружающая среда», от которой необходимо защищаться, рисуется в самых мрачных тонах: «в классе дети лиц кавказских национальностей, плохо говорящие по-русски, дети алкоголиков, дети рабочих (простите меня, мои родители - тоже дети рабочих, но, наверное, советские рабочие и нынешние - две разные вещи, впрочем, дети рабочих - они же дети алкоголиков). Когда увидела ее одноклассников и одноклассниц, дар речи потеряла: пьют, курят, красят волосы даже мальчики, матерятся, интересы дальше погулять - попить пиво не простираются, один в классе мальчик-гей, учиться никто не хочет, никому не интересно. Что-то страшное творится со средними образовательными учреждениями».

При этом родители, «убежавшие от реальности», как правило, не задаются вопросом о том, как ребенок, которого тщательно берегли от общества, в будущем научится в нем жить. В ходе опроса «естественных родителей», целью которого было выяснить, как члены данного движения понимают его принципы, оказалось, в частности, что почти четверть опрошенных (23 проц.) «не углублялись в тему (образования) или не считают (ее) важной» 84. Так респонденты отвечали на вопрос «Какое образование предпочтительно? Нужна ли школа?». Тем не менее члены данного сообщества мыслят будущее повзрослевших детей как вполне успешное существование в обществе. Например, ярая сторонница домашнего образования Наталья Геда, выступающая против государственной системы образования, при этом активно обсуждает проблему Единого государственного экзамена. «ЕГЭ нужно, чтобы получить возможность работать в актуальной государственной системе. Деньги-то нужны - значит, ребенку нужно обеспечить возможность заработать себе на жизнь».

Как и другие типы родительства, «беглецы» не принадлежат ни к какой конкретной социальной группе. Окружение, зачастую и собственные родители, воспринимают их как носителей девиантного поведения: «Когда я говорю знакомым и малознакомым людям, что мои дети на семейном обучении, большинство отводят глаза, переводя разговор на другую тему, отгораживаясь стеной незнания и нежелания этого знания».

Сообщества и планы

Родитель может быть включен в несколько сообществ, из которых одно или два являются для него референтной группой, то есть мнение ее участников играет для него существенную роль. Тем самым родительские сообщества становятся пространством, в котором формируются представления о будущем ребенка и вырабатываются формы отношения к этому будущему.

Но в целом представления современных российских родителей о будущем остаются размытыми, а сами родители часто дезориентированы в социальном пространстве. Это связано с тем, что россияне той возрастной группы, которая составляет предмет нашего исследования (вероятно, это справедливо и для других возрастных групп), не имеют устойчивых представлений о том, каким образом происходит перемещение людей из одних социальных слоев в другие, как делается социальная карьера в современном российском обществе. (Справедливости ради следует отметить, что практически отсутствуют и соответствующие профессиональные — социологические — знания.)

Подобная социальная дезориентация во многом является следствием радикальных сдвигов, которые произошли в России с крахом коммунистической системы, а также новых проблем, связанных со спецификой посткоммунистического развития. Среди таких проблем — непрозрачные каналы социальной мобильности и отсутствие работающих (воспроизводимых) механизмов карьерного продвижения.

Вместе с тем в действиях родителей и их представлениях о будущем явно просматриваются черты модернизации, особенно при сопоставлении современных светских родителей с воцерковленными носителями традиционных ценностей. Во-первых, гендерное равенство вошло в сознание современных родителей не только на уровне деклараций, оно выражается в действиях и планах. Во-вторых, появилась установка не на конкретную профессию, а на выработку черт характера и навыков, что свидетельствует о попытке адаптации к быстро меняющемуся рынку профессий. Такой же адаптивной стратегией в более широком контексте является смещение акцента с талантов и знаний на качества и навыки. В-третьих, исчезает идея об обязательном наборе занятий для ребенка и само по себе стремление научить «всему». Родители не видят необходимость, «как все» (или «как раньше»), непременно отдавать ребенка в музыкальную школу и в спортивную секцию.

В-четвертых, происходит отказ от представления о традиционной семье как обязательной составляющей жизни ребенка. Это изменение является следствием кризиса семьи и подразумевает, в частности, что повзрослевшие дети смогут выбирать новые формы семейной жизни («гражданский брак», брак «гостевого типа» и т.д.). В-пятых, родители в среднем становятся старше, то есть заводят детей в более позднем возрасте, что свидетельствует о более ответственном отношении молодых людей к родительским обязанностям.

При этом сами родители склонны воспринимать описанную выше модернизационную адаптацию как проявление кризиса, указывающее на ухудшение общественной ситуации. Срабатывает «альтернативная социальная программа» — родители становятся социально активнее, их взгляды на воспитание и будущее детей претерпевают изменения, но и то и другое интерпретируется как вынужденное и временное явление.

 

Pro et Contra 2010 январь - апрель

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: