Познавая Иисуса как Бога и как человека

В категориях: Спаси и сохрани


Микола Малуха

Книга бывшего епископа Даремского Николаса Томаса Райта «Иисус. Надежда постмодернистского мира» написана в первую очередь для тех, кто сильно увлекается Иисусом – Богом, но пренебрегает Иисусом – исторической личностью.

Сразу же стоит сделать оговорку. Хоть русский перевод и имеет в названии слово «постмодернистский» (ангоязычный вариант «The Challenge of Jesus» переводится как «Вызов Иисуса»), но сама книга посвящена рассмотрению и толкованию событий первого столетия нашей эры. Или это упущение переводчиков, или преднамеренное действие. Постмодернизму посвящена всего одна глава. В ней англиканский служитель пишет, что сегодня в водовороте общественных течений и конфликтов церковь как бы зависла в эпохе модернизма, благовествуя в соответственном непонятном для многих людей постмодернизма. Именно для доступной и понятной современному человек евангелизации нужно лучше понимать историческую обстановку тех времен.

Наша эпоха ознаменовалась чрезмерным вниманием к личности Христа. Постоянно зарождаются новые, все более нелепые теории. Каждый месяц публикуется бестселлер, где Иисуса называют очередным гуру, членом египетской масонской ложи или революционно настроенным хиппи. Практически каждый год ученые выпускают новую книгу, снабженную весьма внушительными примечаниями, пытаясь убедить читателя, будто Иисус был крестьянином-киником, странствующим оратором или проповедником прогрессивных ценностей.

В христианской среде существует иная опасность - выступления в защиту «сверхъестественного» Иисуса легко перерастает в карикатуру, в образ некоего древнего Сверхчеловека. По мнение автора, такой миф о Сверхчеловеке представляет собой дуалистическое искажение христианства, впадение в чуждый христианству гностицизм. Современный мир предлагает нам целый ряд образов Иисуса, каждый из которых может показаться весьма «религиозным», несмотря на то, что они не имеют ничего общего с библейским описанием назарянина по имени Иисус и идут вразрез со значением слов Писания в первоначальном контексте. Это лишь мала часть тех опасностей, которые таит перед нами незнание исторического контекста.

Поэтому, как пишет в книге Райт, всякий верующий христианин должен обращаться к исторической науке, способной бросить вызов ложным представлениям о христианстве. Подобный вызов особенно актуален для протестантов, т.к. протест реформаторов против средневековой церкви был в значительной мере направлен в защиту исторического и эсхатологического понимания христианства. Историческое исследование личности Иисуса Христа необходимо для нормальной жизнедеятельности Церкви. Все вышесказанное побуждает углубиться в изучение исторического, общественного, культурного и политического контекста евангельского повествования об Иисусе.

К великому счастью, сегодня мы располагаем достаточным знанием контекста, необходимого для понимания личности Иисуса. Райт утверждает, что деятельность Иисуса в роли пророка, возвещавшего приближение Царства Божьего, следует изучать в контексте современной ему иудейской культуры. Например, для Иисуса основное значение имела не религия, а эсхатология, - не нравственность, а приближение Царства Божьего. Причина столкновений Иисуса с фарисеями заключалась не в том, что он, отвергая общественную мораль, проповедовал оправдание по вере, тогда как фарисеи надеялись оправдаться делами. Столкновение следует рассматривать в контексте различных политических взглядов, порожденных различными эсхатологическими убеждениями и ожиданиями.

Правильное понимание роли, деятельности и послания Иисуса позволит христианам правильно, понятно и внятно сформулировать Благую весть для своих современников. Книга Райта – «маяк» не дающий всех ответов, но указывающий нужное направление.

knigonosha.org

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: