Россия закрывает свои арктические «дыры»

В категориях: События и вести


Пограничная служба создаст в Арктике 20 погранзастав для контроля за северной границей и Севморпутем

 

Как рассказал «Известиям» руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев, часть погранзастав будет располагаться рядом с девятью спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути. Остальные — на труднодоступных островах. Сейчас, по данным экспертов, арктическая граница России изобилует «дырами».

— Российское северное стратегическое направление оголено в воздушном отношении. В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300–400 м, в 1990-е и 2000-е годы были разрушены, — рассказал «Известиям» первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Он напомнил, что протяженность Севморпути составляет около 6 тыс. км, поэтому каждой погранзаставе придется контролировать около 300 км.

— Такое количество погранзастав может обеспечить пограничную безопасность страны только при условии необходимого количества современной техники и напряженной работы пограничников, — пояснил Сивков.

Как рассказал «Известиям» Проничев, создание 20 пограничных пунктов предусмотрено в федеральной целевой программе «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)». На каждой из 20 застав будут дежурить 15–20 пограничников, которые будут контролировать обстановку в Арктике и оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах.

— На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз путешественники попадали в сложную ситуацию и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать, — рассказал «Известиям» Проничев.

По его словам, порядку в Арктике угрожают не только нелегальные туристы, но и научные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку арктических запасов. На Дальнем Востоке и Баренцевом море в арктических широтах встречаются и браконьеры.

Поскольку транспортная инфраструктура на Крайнем Севере развита плохо, до прибытия МЧС спасать людей часто приходится пограничникам. Чтобы повысить их эффективность, Пограничная служба ФСБ планирует организовать подготовку своих сотрудников в учебных центрах МЧС — по 20–25 человек в год.

Предполагается, что каждый арктический пограничник на новых станциях будет универсальным специалистом, умеющим не только искать и спасать людей, но и обеспечивать работу электростанций, систем хранения топлива, водоснабжения, связи, компьютерных систем станции, поддерживать взлетно-посадочную полосу.

Строить арктические заставы будут из модульных конструкций по индивидуальному проекту.

— Мы будем учитывать особенности: где находится застава, на чем туда можно добраться. В порту Тикси, где есть инфраструктура, будет одна конструкция, на острове Врангеля, Среднем острове, — уже другая, — пояснил Проничев.

Для получения тепла и энергии на отдаленных заставах планируется использовать ветрогенераторы и солнечные батареи. Такой подход призван защитить арктические земли от загрязнения — сейчас Арктика буквально завалена бочками из-под солярки, которой топили в советских городках на Новой Земле и других арктических островах.

Передвигаться по Арктике пограничники планируют не только на традиционных снегоходах и гусеничных вездеходах, но и на такой экзотической технике, как дирижабли и экранопланы — их производство планируется развернуть в Петрозаводске.

Связь с материком будет обеспечивать спутниковая система «Арктика», которую должны создать к 2014 году.

Развитие транспортных, логистических, добывающих и спасательных центров в Арктике обсуждали на прошлой неделе на международной конференции в Мурманске с участием России, США, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции и Канады под предводительством секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева.

Перед началом конференции ее участники ознакомились с первой в мире арктической погранзаставой «Нагурское», расположенной на Земле Франца-Иосифа. Сейчас МЧС разместило на «Нагурской» контейнеры, в которых есть всё необходимое оборудование, чтобы пограничники могли начать оказывать помощь пострадавшим или искать пропавших людей до прибытия вертолета МЧС, объяснил «Известиям» главный пограничник страны.

izvestia.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: