Внешние символы Пасхальной Вечери

В категориях: Трудные места

СЕРГЕЙ САННИКОВ

Поминание усопших и преломление хлеба

Иисус Христос на Тайной Вечери, обращая взоры учеников в будущее, заповедовал вспоминать о Нем после того, как совершится предсказанное пророками, то есть после Его смерти.

Еврейская традиция весьма почтительно относится к воспоминанию об умерших. Хотя поминание усопших не предписывалось законом Моисеевым, в еврейском народе с древних времен сложился обычай, упоминаемый у пророка Иеремии. В память об ушедшем с земли живых, после дней плача и поста, родственники и друзья умершего преломляли в печали хлеб и подавали друг другу чашу утешения (Иер.16.7).

Еврейская энциклопедия сообщает об этом так: "Часто после смерти близких постились (1 Цар.31.13; 2 Цар.3.35), причем с заходом солнца устраивали "пир печали" (2 Цар.3.35; Ос.9.4). Бокал вина, который преподносили при этом скорбящему, назывался чашей утешения" (12).

Остатки этого древнего обычая сохранились во многих народах и до наших дней в виде так называемых поминок, во время которых близкие покойного собираются за трапезой и вспоминают об умершем. "Христос знал, - замечает А.В.Карев, - два свойства человеческой души: ее способность забывать, а также ее способность привыкать ко всему настолько, чтобы перестать замечать все прекрасное и ценное...

Но, слава Господу, наша душа обладает и другой чудесной способностью: вновь и вновь вспоминать далекое и прошлое... Такие простые знаки, как хлеб и вино, должны напоминать нам Христа и дело нашего спасения" (13). Таким образом, Иисус использовал обычай поминания усопших ради того, чтобы мы обновляли в своем сердце воспоминание о Нем.

Наш Господь употребил в Своей заповеди священное для евреев действие - преломление хлеба, которое составляло неотъемлемую часть обязательных субботних трапез. Как указывает К.В.Сомов, оно "особенно практиковалось в еврейской религиозной секте ессеев...

У ессеев каждодневные трапезы сопровождались хлебопреломлением. Об этом узнали по данным археологических раскопок, произведенных в местности Вади-Кумран" (14).

Согласно древнееврейской традиции хлеб не резали ножом, а ломали руками. При этом хлеб всегда составлял главное блюдо всякого обеда (15). На хлеб всегда просили благословения, и преломление его, с последующей раздачей всем, было прообразом наделения всех присутствующих за столом благословением, почившим на хлебе. Но преломление хлеба носило еще один, очень важный прообраз. Оно указывало на насилие. Последующая раздача и вкушение этого хлеба показывало всеобщую сопричастность этому насилию.

Хлеб, преломленный руками Иисуса Христа, был видимым знаком, указывающим на добровольную отдачу Его Тела в руки разъяренной и глумящейся толпы. А вкушение этого хлеба было прообразом участия всех присутствующих в этом ужасном деле. Безусловно, ученики в тот исторический вечер не понимали, что грехи всего человечества, и в том числе и их грехи, будут "преломлять" Тело Иисуса Христа на следующий день. Но в наши дни, благодаря наставляющему действию Духа Святого, мы знаем, что все человечество виновно в страданиях Небесного Учителя.

С другой стороны, преломление хлеба для всех последователей Христа стало прообразом того, что результат Иисусовых страданий - благословение Божие и жизнь с избытком - становится достоянием всех участвующих в трапезе. Как для евреев благословение, ниспосланное на хлеб ради отца их - Авраама, делалось при всеобщем участии достоянием многих, так и для христиан вкушение от единого хлеба указывает, что благодать, данная человечеству ради Сына Божьего - Иисуса Христа - распространяется на всех.

Поэтому, преломляя хлеб и воспоминая о Христе, будем помнить о всеобщей сопричастности в Едином.

Таким образом, подобно тому, как корни Нового Завета уходят в Ветхий Завет, и как христианство вышло из иудаизма, сбросив символизм древних прообразов, так новозаветная Вечеря Господня имеет истоки в ветхозаветних традициях.

Христос не вводил новые правила и обряды, но открыл сокрытое духовное содержание в самых ярких страницах истории Своего народа и одухотворял обыденную повседневность, вкладывая в обычные слова и действия глубокий божественный смысл.

Только Небесное Провидение могло непостижимо простым образом увязать три ключевых явления в религиозной жизни Израиля - Пасху, Синайский завет и поминание усопших - через традиционное, святое, но доступное самой бедной семье действо, - преломление хлеба и принятие общей чаши с вином.

 

СЕРГЕЙ САННИКОВ Вечеря Господня: истоки, сущность, условия действенности и практика

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: