Христос поставлен главой Церкви

В категориях: Спаси и защити

Ефесянам 1,15-23

Корнелис Г.Врейхденгил

В послании эфесянам Павел воспел неизмеримое богатство Божьей благодати. Он раскрыл перед своими учениками изобилие благодеяний спасения - избрание, предназначение к усыновлению, прощение грехов, премудрость и разумение Божьего плана для мира, запечатление Святым Духом и полное искупление.

Павел молится о ефесянах, чтобы они на самом деле жили подаренным и воспетым богатством Божьей благодати. Однако наши физические глаза и наш человеческий ум слишком слабы и ограничены, чтобы хоть немного понять это непостижимое богатство. Для обозрения и познания этого полного богатства нам нужны просветленные глаза, которые может дать только Бог (ст. 18).

Взирая подаренными Богом просветленными глазами на Иисуса в величии Его власти одесную Бога, мы видим в Нем и соединенную с Ним Церковь, состоящую из людей, избранных от вечности, искупленных Его кровью и являющихся наследниками вечной жизни. Главой этой Церкви является Христос. Церковь является Его Телом.

Здесь мы достигли цели и апогея первой главы. Вот высота, выше которой Павел не может вести своих читателей: - Церковь является "Его телом", а Он - ее Глава. Близость этой связи невозможно описать нагляднее. Церковь - Его воплощение на земле, осуществление излитого и сделанного видимым богатства Христа. Это, однако, возлагает на нее высокую ответственность, так как она должна проявить в своем поведении Его образ. Церковь должна отразить Его, ведь она является видимым на земле проявлением превознесенного Христа - Его Телом.

Благодарственная молитва Павла за церковь (ст. 15-16)

Ропщущих людей больше, чем благодарящих. Апостол говорит: "Непрестанно благодарю за вас..." Редкость, когда человек начинает благодарить. Еще большая редкость, если человек постоянен в этом. И кажется исключением, если человек уже не перестает благодарить. Павел как раз и был таким исключительным человеком. За что он благодарил? За веру в Господа Иисуса и за любовь ко всем святым. Значит, вера ефесян действовала любовью.

Моление Павла о церкви (ст. 17-19)

В стихе 16 мы видим, что благодарственная молитва Павла переходит в моление, с которым он обращается к "Богу Господа нашего Иисуса Христа". Другими словами, гарантия того, что молитва Павла будет услышана, основывается на Господе Иисусе, превознесенном Спасителе, Который помазан Богом быть Посредником. Бог может дать то, о чем Павел сейчас будет просить, лишь ради Иисуса Христа. Апостол здесь называет Бога также Отцом славы. Как Отец, Он имеет эту славу и особенно излучает ее, когда возвышается Христос.

О чем Павел молится в первую очередь? О действии Святого Духа (ст. 17). Он не просит о Самом Святом Духе, так как верующие уже имеют Его (см. 1,13).

Здесь он упоминает два дара: премудрость (ср. ст. 8 и откровение к познанию Его.

Слово "откровение" указывает на раскрытие новых мыслей Божьих, на устранение покрывала, которое, так сказать, еще скрывает большую часть глубин Божьей благодати. А эти открытия относятся к "познанию Его", то есть Бога. Итак, Павел молится, чтобы члены церкви познавали Бога и Его благодать глубже и глубже.

В подлиннике греческое слово, переведенное на русский словом "познание", не обычное "гносис", а "эпигносис", т.е. полное знание. Оно говорит об очень тщательном рассмотрении какого-то предмета, который прежде был только неясно видим издали. Значит, наши глаза должны измениться таким образом, чтобы четче и яснее видеть истины веры, открывающиеся в Библии. Другими словами, благодаря этому видению, мы должны познавать Бога все лучше и глубже.

Далее Павел говорит об этом измененном зрении: "И (чтобы) просветил очи сердца вашего". Павел подразумевает, что у ефесян эти "духовные глаза" уже есть, но желает, чтобы они еще больше "просветились" (открылись) и видели более ясно.

В стихах 18-19 апостол обращает внимание на три аспекта, которые надо внимательно рассмотреть "глазами веры" для того, чтобы возрасти в благодати. Это:

- надежда Церкви (18а)

- наследие Церкви (186)

- безмерное могущество Бога (19).

Для Павла надежда верующих является не просто каким-то неопределенным желанием, а непреклонной уверенностью в том, что будет. А это ожидание дает силу и утешение во всяком страдании и испытании. Вот к какой надежде Бог призвал Своих детей сильным, обновляющим жизнь призванием. .

Затем наш взор должен быть направлен на наследие, то есть содержание надежды. А это наследие - "для святых", значит, предназначено для верующих. Павлу трудно найти подходящие слова для описания величия и славы этого наследия: "богатство", "славный". Это Божье наследие, которое Он дарит Своим детям.

А когда этот подарок будет вручен? Собственно говоря, Господь уже подарил это наследие, хотя верно и то, что оно - дело будущего. Наследники уже получили первый залог наследия (ст. 14), а в будущем их еще ждет вечная слава. Сейчас им важно "просвещенными глазами" все больше познавать богатство и славу этого наследия. А такое познание требует возрастания в вере. Возьмем к примеру грудного ребенка, отец которого миллионер. В таком возрасте ребенок совершенно ничего не понимает в наследстве, предназначенном для него, но позже, вырастая, он узнает о нем больше и больше. Это же можно сказать и о тех, кто возрожден к упованию живому. Они имеют право на вечное наследие, будучи наследниками со дня своего духовного рождения. Но представление о богатстве и славе этого наследия они получают лишь через изучение Слова Божьего, которое постоянно говорит им об этом наследии. Вот возрастание, о котором здесь молится за церковь апостол Павел.

Значит, церковь должна привыкнуть к жизни надежды на наследие, а больше всего - к взиранию на державную силу Божью (ст. 19).

Выражения "безмерное величие" и "державная сила" опять показывают, как трудно апостолу правильно выразить всемогущую силу Божью, которой Он превознес Христа в пользу верующих. В следующих стихах Павел приводит четыре примера проявления всемогущей силы Божьей:

1. Он воскресил Христа из мертвых (20а).

2. Он посадил Христа одесную Себя на небесах (20б).

3. Он дал Христу власть над всем (21-22а).

4. Он поставил Христа Главой Его Церкви (226-23).

Возвеличенный Христос как Глава Своей Церкви (ст. 20-23)

Хотя молитва Павла кончается лишь в стихе 23, но здесь речь идет не о церкви. Теперь Павел описывает несколько ступеней возвышения Христа. Он уже не просит о чем-то новом для церкви, но рассматривает упомянутое (т.е. силу Божью) на основании превознесения Христа. Связь с предыдущими стихами остается, конечно, в силе. Значит, взор веры, т.е. просвещенные глаза членов церкви должны быть постоянно устремлены на этого возвеличенного и прославленного Христа. Только таким образом они смогут возрасти в познании Отца славы. "Видевший Меня видел Отца".

Воскресение Христа из мертвых - действие невообразимого нами Божьего всемогущества. Благодаря этому событию, мы чуть-чуть узнали это всемогущество и можем быть уверены, что оно простирается и на нас, если мы верим в воскресшего Христа. Когда-то мы даже будем подобны Ему в этом. Вы можете представить себе такое? Невозможно! Здесь подобает лишь удивление и поклонение.

Второе выражение всемогущей силы Божьей, на которое ссылается Павел,- вознесение Христа: "...посадив одесную Себя на небесах".

Выражение "одесную" - метафора, оно указывает на место власти и чести (ср. Пс. 44,10 и Мтф. 20,21). Христу дана всякая власть на небе и на земле.

И вот перед нами третье доказательство Божьего всемогущества в превознесении Христа: Он "все покорил под ноги Его".

Христос высоко восседает над всеми властями и силами. Все покорено Его господству - правящие власти (начальства), уполномоченные (власти), силы, имеющие власть (господства), все великое и знатное (всякое имя) - словом, все, каким бы то ни было образом великое и могущественное. Власть Иисуса далеко превосходит все это. Его господство действенно не только в этом временном мире, но и в будущем, то есть оно вечно. Его владычество продлится даже в вечности. Ему покорено все Его творение, даже враги как Его, так и Церкви.

Можно было бы сказать, что более возвышенно рисовать Господа Павел уже не может. Но все же три упомянутых выше действия силы и славы Божьей (воскресение, вознесение и владычество над всем) являются, собственно говоря, лишь предпосылками последующей главной мысли, вершины этого раздела, которой Павел заканчивает свой перечень - Христос поставлен "главою Церкви, которая есть тело Его" (ст. 22-23).

Этого Христа, Который как Глава, превыше всего, Бог дал Церкви. Так и написано в греческом подлиннике этого Послания - не поставлен, а дан. Какая благодать скрыта в этом слове! Между Ним и всем, над чем Он правит, большое расстояние. Но к Своей Церкви у Него совершенно другое отношение. Оно характеризуется словами "Глава" и "тело", то есть указывает на органическое единство. Более высоко изобразить положение Церкви Павел не может. Какая высокая честь - быть телом такого славного Главы! Какое ценное призвание в мире - быть действующими членами этого славного небесного Главы!

Наконец Церковь, как Тело Христово, называется здесь Его полнотой, что может означать: она переполнена Им и Его благодатью. Здесь, однако, более вероятно значение "Его дополнение, завершение". Ведь без главы тело не завершено. Какой высокий почет оказан Церкви, что она может быть телом этого славного Главы! И это так, потому что она этого достойна? Нет, нет и еще раз нет! Это положение Церковь занимает исключительно потому, что Христос наполняет всех членов Своего Тела Своей славой и благодатью,(ст. 23).

Корнелис Г. Врейхденгил, "Неисследимое богатство. 11 уроков по Посланию к Ефесянам"

Мир в Боге.ру

 

 


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: