Иисус Христос – Сын Божий

В категориях: Трудные места


О. А. Тярк

 

«Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» Мр. 1,1.

Этими словами автор не хотел сказать, что здесь начинается Евангелие от Марка, но что начинается повествование Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, которое Марк называет также и «Евангелием Царства Божия». Приведенный первый стих и составляет заглавие всей Книги.

Такое решительное открытие двери к содержанию написанного соответствует стилю всего Евангелия от Марка.

На греческом языке слово «начало» в рассматриваемом нами предложении стоит на первом месте, как и в Книгах Бытия 1, 1 и Иоан. 1, 1. С пришествием Иисуса Христа в мире действительно началась новая эра.

Евреи ожидали пришествия Мессии, Который положил бы конец их бедствиям и воцарился на престоле Давидовом. И вот тогда, как они считали, должна начаться новая эра. А все христиане, в том числе и Марк, были убеждены, что Мессия уже пришел в лице Иисуса Христа. Это означало новое могучее вхождение Бога в историю человечества. Пришествие Иисуса Христа было великим даром Божиим человечеству к спасению его. Другого спасения не будет. Нового Мессию не нужно ждать.

Новая эра, которую Христос принес всему человечеству, знаменует новое начало и в истории Церкви. Ветхозаветный закон действовал до Иоанна Крестителя, а с пришествием Христа началось время благодати Матф. 11, 13; Иоан. 1, 17. Это новое начало проникает индивидуально в жизнь каждого человека, кающегося в своих грехах и верующего в Евангелие Марк 1, 15. Вхождение Христа в жизнь человека уничтожает в нем власть греха и творит нового человека.

Пришествие Иисуса Христа принесло Евангелие

Обратим внимание на слово «Евангелие». Откуда взяли это слово первые христиане? Почему они стали называть повествование Марка Евангелием? Очевидно, потому, что это произведение Марка нельзя назвать жизнеописанием Христа, так как в нем нет многих, необходимых для этого подробностей. Как правило, биограф указывает место и время рождения своего героя, рассказывает о его родословной, говорит о тех факторах, которые воздействовали на его развитие. Автор-биограф не забывает описывать наружность и характер действующего лица. Все это отсутствует в повествовании Марка.

Он не рассказывает нам ничего о рождении Спасителя, о Его детстве или годах развития. Он не говорит ни слова о внешности Христа, о том, сколько Ему было лет. Марк не ставил себе целью дать жизнеописание Иисуса Христа в обычном смысле этого слова, но он рассказывает о том, как начиналось Евангелие Сына Божия.

В написании биографии Христа в те времена не было особой нужды, так как она была в общем знакома верующим. Никто не сомневался в правдивости отдельных событий в жизни Христа, но вот духовные истины всегда подтверждаются письменным словом.

Таким образом, все написанные повествования, в том числе Матфея, Луки и Иоанна, стали называть Евангелиями, потому что они содержали благую весть Христа и о Христе. Когда Евангелия получили свое название, мы не знаем. Известно только, что во втором веке они назывались именно так. Впрочем, необходимо заметить, что, по-настоящему, существует только одно Евангелие это «Евангелие Иисуса Христа, Сына Божия».

Евангелие слово греческое и означает оно «благая», «радостная весть» или «хорошая новость». Откуда христиане взяли это слово? Оно существовало в греческом переводе («Септуагинта») Книги пророка Исаии. «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир... проповедующего спасение» Ис. 52, 7; «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем» Ис. 51, 1. Последней цитатой пользовался Сам Иисус Христос в Назаретской синагоге Лук. 4, 18 19, ибо в этих словах содержится пророчество, относящееся к Нему Самому. Христос имел в Себе эту радостную весть, это Евангелие, о котором говорил пророк.

В Новом Завете слово «Евангелие» имеет различные значения. В посланиях оно обыкновенно означает добрую весть об Иисусе Христе, но у Марка это слово означает ту добрую весть, которую возвещал Сам Иисус Христос. В первом случае содержанием этой вести был Иисус Христос, во втором эту радостную весть возвещал Сам Христос .

По свидетельству Марка Иисус Христос возвещал Евангелие не только словами, но и делами. Поэтому Евангелие от Марка в основном является Евангелием дел Иисуса Христа. Из повествования видно, что Марк готов рассказать добрую весть об Иисусе Христе, жизнь, дела и слова Которого содержат все то, в чем нуждаются люди, чтобы спастись от греха. В этом и заключается сущность Евангелия.

Иисус Христос Сын Божий

В первом предложении своего Евангелия Марк возвещает о Личности, о Которой он будет писать, об Иисусе Христе, Сыне Божием. Имя «Иисус» было дано Христу при рождении в этот мир. У евреев это имя встречалось довольно часто (Иошуя или Иешуа). В переводе оно означает «Иегова спасение».

Имя «Иисус» должно было характеризовать Его деятельность в этом мире: «Наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» Матф. 1, 21. К этому имени прибавляется еще слово «Христос».

«Христос» греческое слово, на еврейском языке ему соответствует слово «Мессия», по-русски «Помазанный». Иудеи совершали помазание вступающих в должности священников и царей. Мессия должен был соединить в Себе оба эти «качества». Как видно из Нового Завета, оба имени Господа нашего соединены вместе.

Уже в первой главе Мр. 1, 7 Он назван «Сильнейшим» и «Божиим Сыном Возлюбленным». Приведено также свидетельство народа, что Он учил «как власть имеющий» Мр. 1, 22, что даже духи нечистые называли Его: «Святый Божий»

Мр. 1, 24; и что «ангелы служили Ему» Мр. 1, 13. Говорится о том, что Иисус Христос проповедовал Евангелие Царства Божия Мр. 1, 14, исцелял больных Мр.1, 34, изгонял бесов Мр. 1, 25 и призывал учеников на служение Мр. 1, 16 20. При этом Он постоянно пребывал в молитве и полностью подчинялся воле Отца Мр. 1, 35-38. Такое почитание Иисуса Христа проходит через все Евангелие. Из этого заключаем, что Евангелие от Марка должно было быть мощным источником укрепления веры для христиан первых веков. Для этого оно было и написано. Злодеяния Нерона причиняли христианам новые страдания, но чем более осложнялась их жизнь, тем более они должны были укрепляться верой в Сына Божия, Который сильнее и выше всяких обстоятельств.

Таким образом, с самого своего начала Евангелие от Марка открывает нам дверь, которая ведет нас к началу труда Иисуса Христа, Сына Божия, для пользы всего человечества.

 

О. А. Тярк Избранные труды Том 2

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: