Место, указанное Богом: поток Хораф

В категориях: Наставь и научи


Ян Пейсти

 

В первых десяти стихах 17-ой главы 3-ей книги Царств четыре раза повторяется одно маленькое и как будто незначительно слово "ТАМ", но если брать это слово в библейском контексте, то оно имеет очень важное значение. Это слово указывает на то месте, где должно быть чадо Божие. В этом отрывке говорится о том, как Господь сказал пророку Илии, чтобы он " скрылся у потока Хорафа", что" из этого потока [он] будет пить, а воронам [Бог] повелел кормить [его] ТАМ" (3Цар.17:4). Потом Бог сказал Илии: "Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся ТАМ; Я повелел ТАМ женщине вдове кормить тебя" (3Цар.17:9). И дальше мы читаем: "И встал он, и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, ТАМ женщина вдова собирает дрова" (3Цар.17:10).

Слово "ТАМ" в данном контексте означает то место, куда Бог направляет Илию. И на этом месте Бог обещает обеспечить его всем необходимым. Вначале Он посылает его к потоку Хораф. И Бог позаботился, чтобы ТАМ вороны кормили пророка. Потом Он посылает его в другое место, в Сарепту, и это место пребывания Илии определил Сам Бог, - это Он велел ему быть ТАМ. Нам может показаться, что год одиночества, проведенный у потока Хорафа, в таком отдаленном месте, - это потерянное время. Неужели Бог не мог лучше и эффективнее использовать такого одаренного и сильного пророка? Нет, возлюбленные, лучшего места для чада Божия, чем то, куда направил Бог, не может быть. Этот пример наглядно подтверждает, что любое другое место, не выбранное Богом для нахождения там Илии, было бы для пророка местом не только физического голода, но и духовного. Божье благословение гарантировано только ТАМ, на том месте, которое назначено Им.

Вспомните притчу Христа о блудном сыне, когда сын покидает отцовский дом и отправляется в дальнюю страну (Лк.15гл.). Бедный юноша: он думал, что там ему будет лучше. Когда сын просит отца отдать следующую ему часть имения, то отец не возражает: он разделяет имение и дает положенную часть младшему сыну. Отец мог бы отказать ему, потому что просьба сына была преждевременной. По всем правилам и законам сын поступал несправедливо; и он, конечно, знал об этом. Но так как сын настаивал, то отец уступил ему. Так иногда поступаем и мы, настаивая на своей просьбе, и Бог как будто не возражает нам, выполняя наше желание.

В 105-ом псалме сказано, что израильский народ увлекся "похотением в пустыне" (Пс.105:14). Но пустыня, в данном случае, была тем местом, которое Бог предназначил для израильского народа. Хотя пустыня стала местом испытания, но одновременно она была и местом воли Божией для них. И, находясь здесь, израильтяне стали искушать Бога, жаловаться, что им недостает то одного, то другого. "И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их" (Пс.105:15).

Давайте помнить, что то место, которое Бог не избрал для нас, каким бы оно ни казалось нам желанным и каким бы выгодным оно ни выглядело, окажется местом голода.

Вернемся к истории блудного сына. Отец не возражал сыну, и он, получив часть своего имения, через несколько дней отправился в дальнюю страну. Вначале ему казалось, что лучшей жизни и быть не может. Имея в руках часть отцовского наследства, имея полную свободу, сын ни в чем не нуждался. Но он не учел одно очень важное обстоятельство, что вне отцовского дома, где он был обеспечен всем, он окажется в стране голода.

Да, оставив место, которое предназначено для тебя Божьей волей, ты можешь оказаться на месте невзгод. Когда ты не находишься на ТОМ месте, где тебя поставил Бог, то рано или поздно тот же враг, который увлек тебя и предложил оставить место воли Божией, будет питать тебя рожками, которыми кормят свиней. Но если ты хочешь питаться откормленным теленком, если ты хочешь иметь благословения Божии, то возвратись в отцовский дом. Там, где Бог, нет голодающих, нет нуждающихся: ТАМ все в избытке. Находишься ли ты ТАМ, мой друг?

Но недостаточно только физически находиться на месте, назначенном Богом, необходимо быть ТАМ и духовно. Что я хочу этим сказать? Как важно постоянно быть в общении с Отцом. Эти два условия очень важны: быть на том месте, которое назначено тебе Отцом, и быть с Ним в постоянном общении. Если нет этого общения, если взор твой не сосредоточен на Господе, то поток твой начинает высыхать, и вера твоя поколеблется.

К сожалению, есть очень много христиан, которые похожи на старшего сына из притчи. Они как будто находятся ТАМ, где их хочет видеть Отец. Так старший сын оставался дома; казалось, что он имел возможность быть в общении со своим отцом, но между отцом и старшим сыном не было общения. Они жили в одном доме, но были далеки друг от друга: каждый жил своей жизнью. Старший сын был занят своими делами, у него были свои интересы и свои друзья. Как это печально, когда ты находишься на ТОМ месте, где Бог тебя поставил, и между тем духовно ты находишься далеко от Отца.

Илия же был ТАМ, куда поставил его Бог, и он имел живой контакт со своим Богом. И вот ТАМ начал высыхать поток. Каждый день воды становилось все меньше и меньше, и, наконец, поток высох весь до капли. А слова с неба не было. Что делать? Чаду Божьему остается только одно - ждать! По-прежнему оставаться ТАМ и ждать дальнейшей команды способен только тот, кто находится в контакте с Богом, чья надежда только на Него. Такой человек не судит о воле Божией только по обстоятельствам. Правда, обстоятельства иногда играют свою роль в определении воли Божией. Но они сами по себе не решают, как поступить; для действия нужно слово от Господа. Ты должен прислушиваться к тому, что скажет Господь. А для этого ты должен быть в общении с Ним.

Как важно в такие моменты ожидать, а не действовать. Ожидать, пока Господь не даст полной внутренней ясности.

Помните историю царя Саула? Враг наступал; народ начал разбегаться от него (1Цар.13гл.). И Саул не выдержал. Не дождавшись пророка, царь сам вознес всесожжение. Царь Саул должен был ждать, пока не придет пророк Самуил; а обстоятельства принуждали действовать. И он поступил опрометчиво, так, как диктовали обстоятельства. Сердце его было не право; общение с Богом было нарушено. "Худо поступил ты, - говорит ему пророк Самуил, - что не исполнил повеление Господа, Бога твоего, которое дано было тебе..." (1Цар.13:13).

Что говорит слово Божие? "Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем" (Ис.50:10). Это состояние соответствует тем обстоятельствам, когда поток начинает высыхать. Что дальше говорит Господь? Какое серьезное предупреждение Он дает тем, кто не ожидает слова от Него, а действует по собственной инициативе, так, как подсказывают им обстоятельства: "Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей: в мучении умрете" (Ис.50:11). О, как же серьезно звучит Божие предупреждение для тех, кто не пребывает в общении, в контакте с Богом, и не находится на месте, соответствующем Его воле! Как это важно!

Может быть, ты один из тех, кто оставил место, назначенное тебе Богом; может быть, ты думаешь, что для тебя нет больше надежды. О, мой друг, я хочу сказать тебе, что в тот самый момент, когда ты встанешь и пойдешь к Отцу, Он уже будет идти тебе навстречу.

Вспомним историю пророка Ионы. Иона "бежал от лица Господня" (Ион.1:3), но Господь не забыл его. Правда, лишь оказавшись во чреве кита, непокорный пророк согласился с Божьей волей. Вот как свидетельствует Иона : "К Господу воззвал я в скорби моей, - и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, - и Ты услышал голос мой" (Ион.2:3). Воистину, скорбный час, когда чадо Божие бежит от лица Господня, но как многомилостив наш Бог! Он восстановит тебя по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе: "Когда изнемогала во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя..." (Ион.2:8). Так мог засвидетельствовать тот, о котором сказано: "И встал Иона, чтобы бежать... от лица Господня..." (Ион.1:3).

Когда поток начал высыхать, то, по всей вероятности, у Илии возникали разные вопросы. "А почему Бог ничего не делает? Почему Он не сделает чуда с этим потоком, как Он делал с воронами?" - разные "почему" могли рождаться у ожидающего Илии. И несмотря на такие удручающие мысли, вера его оставалась непоколебимой. Он верил, что Бог его не оставит. Для него высыхающий поток стал новой возможностью для утверждения в вере. И это было предзнаменованием новых благословений.

Можешь ли ты, мой друг, видя перед собой высохший поток, из которого ты пил долгое время, славить, петь и благодарить Господа, веря, что Бог готовит для тебя что-то лучшее? Такая вера угодна Богу. О, если бы мы могли верить, что Бог удерживает Свои милости и благословения, которые Он посылал нам в прошлом, только для того, чтобы дать нам что-то лучшее и большее и чтобы мы могли сказать вместе с Давидом: "Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня" (Пс.15:6). Он готовит для тебя новое, более пространное место. Начни благодарить Его за это, вместо того чтобы оплакивать высохший поток. Да, вера смотрит на неудачи и потери, как на потоки, которые когда-то утоляли жажду, но которые теперь высохли; вера расценивает это не как безнадежную ситуацию, но как признак или предзнаменование, что Господь готовит для нас что-то лучшее. Так что высохший поток становится преддверием нового этапа в жизни веры.

И если ты сейчас находишься в таком положении, то поручи свое дело Тому, Кто тебя ТАМ поставил. Он "Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя!" (Евр.13:5). Ты смело можешь сказать: "Господь мне помощник, и не убоюсь..." (Евр.13:6)! Слава и благодарение Ему! Жизнь чада Божия, пребывающего в центре воли Божией и находящегося в общении со своим Богом, становится чудом. Христос сказал: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Ин.15:7).

В тиши, у потока Хорафа, Господь беседовал со Своим слугой, находящимся в одиночестве. Илия был чутким к голосу своего Бога. Хораф был не только местом испытания, местом воли Божией, местом общения с Ним; но это было то место, где Бог восполнял всякую нужду Своего чада. Регулярное появление воронов с хлебом и мясом по-утру, и хлебом и мясом по-вечеру было чудом. Подумайте, в течение целого года так же регулярно, как восход и заход солнца, эти черные птицы прилетали с пищей для пророка. "Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить... ", - говорит Господь Иисус Христос (Мф.6:25). Так или иначе Он обещал нам дать все необходимое: "...Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом" (Мф.6:32).

Как важно, чтобы мы осознавали, что все дается любящим Отцом, каким бы путем нам ни досталось то, что мы имеем, явным чудом или обыкновенным путем, - все это от Господа. Мы склонны думать, что пища, которая приносилась воронами, - это чудо, это действительно обеспечение Божие, а вот вода из потока - это снабжение естественное. Вода из потока была таким же даянием Божиим, как мясо и хлеб, доставляемые воронами. Да, то, что мы считаем естественными милостями Провидения, такой же дар Божий, как и то, что дается нам сверхъестественным путем. Если мы имеем все необходимое для тела и души, тогда следует не забывать благодарить Бога: из Его руки исходит все доброе. "...Милостив и щедр Господь, - говорит псалмопевец. - Пищу дает боящимся его..." (Пс.110:4,5). Подумайте, если бы Бог удержал от нас воду, как долго мы смогли бы прожить? Поэтому мы должны быть благодарны за все, за насущный хлеб, как бы он нам ни доставался. Каким прекрасным примером в этом является наш Господь Иисус Христос : "...взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим..." (Ин.6:11).

"По прошествии некоторого времени этот поток высох..." (3Цар.17:7). Высох он для того, чтобы напомнить нам, что мы целиком зависим от Бога. В любой момент Бог может удержать и то, что нам кажется таким естественным, таким доступным. Как же беспомощен человек! Что он может сделать, если Бог посылает засуху? Иногда Бог удерживает и то, что нам кажется само собой разумеющимся. Поток Хораф высох, но это не значит, что у Бога нет другого потока! Он есть. Бог позволил ему высохнуть, чтобы ты не надеялся на поток, а надеялся на Бога, Который является источником всех благ. Бог в Своем слове говорит, что два зла делают те, кто рассчитывает не на Бога, а на что-то другое: "...Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" (Иер.2:13).

Мой друг, если ты еще не вкусил, как благ наш Господь, если ты Его не знаешь и не пережил Его верности, то сегодня тебе говорит Христос: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей..." (Ин.7:37). Никто и ничто не может утолить жажду твоей души. Он один, Иисус Христос, Источник воды живой, может сделать это.

Жаждущие, придите к Иисусу, сделайте это сейчас, и Он напоит вас водой вечной жизни. Слава и благодарение Ему!

 

Я.Н. Пейсти Илия

Мир в Боге.ру

 


 

1 комментарий

  1. Posted by Галина, at Ответить

    Спасибо большое за это слово

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: