reveal@mirvboge.ru

Между политическими амбициями и волей Бога – печальный итог духовных метаний царя Ахава

В категориях: Трудные места

(3 Цар.20:1-22)

Уильям Макдональд

Ахав был чрезвычайно нечестивым царем древнего Израиля, не только потому, что шел по стопам идолопоклонника Иеровоама, но и потому, что женился на Иезавели, дочери царя Сидонского. Эта безнравственная женщина была поклонницей Ваала. Она повлияла на Ахава, чтобы тот учредил поклонение Ваалу в Израиле, построив капище, жертвенник и создав дубраву. То, что грех процветал в то время, видно из дерзкой попытки Ахи ила Вефилянина восстановить Иерихон, несмотря на Божье проклятие (Ис.Нав. 6:26). Когда он положил основание города, умер его первенец Авирам. Когда же были поставлены ворота, умер его младший сын Сегуб.

Первая победа Ахава над Сирией

Венадад, царь Сирийский, образовал союз из тридцати двух арамейских царей и выступил против Самарии с конями и колесницами. Осадив город, он послал Ахаву условия сдачи: "Серебро твое и золото твое мои, и жены твои и лучшие сыновья твои мои". Ахав покорно согласился, проявив этим слабость. Тогда Венадад, которому этих условий капитуляции показалось мало, потребовал впустить в город его рабов, чтобы они могли взять все, что захотят.

Старейшины Израиля возмутились этим вторым требованием и настояли на несогласии. Когда Венададу сообщили об отказе Израиля, он рассвирепел, хвастаясь, что разорит Самарию настолько, что даже по горсти праха не хватит для всех его воинов. Ахав ответил на это, что воин, который только собирается на бой, не должен хвалиться так, словно уже одержал победу. Эта насмешка подстегнула сирийца и его союзников к действиям.

Тут к Ахаву подошел один пророк Господа и стал уверять его в победе. Бог с помощью небольшого отряда, состоящего из двухсот тридцати двух слуг областных начальников, за которыми следовало семь тысяч народа Израиля, нанес поражение объединеной северной армии. Выражение "все сыны Израилевы" (ст. 15) обозначает всех воинов Самарии. Небольшой отряд юных слуг начал сражение, чтобы было очевидно, что победа исходит от Господа, а не от плотской силы. (3 Цар. 20:13-15).

Ахав атаковал в полдень, когда Венадад и его союзники напивались допьяна. Когда Венадад услышал, что приближаются 232 израильтянина, он приказал захватить их живыми. Это дало израильтянам военное преимущество и обернулось большим поражением Сириян. Выжившие вернулись на родину. Пророк Господень предупредил Ахава, что сирийская армия вернется по прошествии года.

Вторая победа Ахава над Сирией (3 Цар. 20:23-34)

Слуги Венадада объяснили свое позорное поражение двумя причинами: 1) Израильтяне выиграли сражение в горах. Без сомнения, их Бог Бог гор. Но на равнине они будут беспомощны. Так что в следующий раз сирийцы сразятся с ними на равнинах. 2) Тридцать два царя, которые воевали с Аха вом, очевидно, не имели военного опыта. Слуги Венадада посоветовали заменить их профессиональными военными, областеначальниками.

По прошествии года Венадад снова выступил против Израиля. В сравнении с сирийским войском армия Израиля выглядела как два небольших стада коз. Человек Божий сказал Ахаву, что Господь покажет Венададу: Он - Бог не только гор, но и долин. В битве сыны Израилевы поразили сто тысяч пеших Сириян в один день. Спасшиеся сирийцы попытались занять позицию в крепости Афек, но стены рухнули и погребли под собой двадцать семь тысяч человек.

Венадад укрылся во внутренней комнате в Афеке. Его слуги, одетые в вещи, символизирующие то, что они скорбят и сдаются, убедили его отпустить их к Ахаву и молить о милости. Ахав, разговаривая с ними, неразумно назвал сирийского царя своим "братом". Сирийцы быстро поймали его на слове и сказали: "Да, брат твой Венадад!" Ахав велел привести к нему сирийского царя. Венадад обещал возвратить города, которые отнял у предшественника Ахава (15:20), и позволить Израилю иметь рыночные площади в Дамаске (ст. 34). Ахав заключил договор на этих условиях и позволил Венададу уйти, вместо того, чтобы убить его, как ему следовало сделать.

Неповиновение Ахава (3 Цар.20:35-43)

Ахав хотел, чтобы Сирия была сильным буфером между Израилем и угрожающей ему Ассирией. Далее описывается наглядный урок, который преподал Ахаву пророк, указывая на неразумность его поведения.

Один из сынов пророческих велел своему товарищу по слову Господа ударить его. Этот человек не согласился, тем самым ослушавшись Г оспода. За то, что он ослушался, он был убит львом. Если благочестивый пророк был так наказан за желание пощадить своего и Божьего друга, когда Бог сказал: ,Бей!", насколько более серьезным должно было быть наказание нечестивого царя, пощадившего врага своего и Божьего, когда Бог сказал: ,Бей!".

20:37-43 Пророк нашел другого человека, который послушался его, ударил и ранил. Тогда пророк замаскировался, прикрыв покрывалом глаза, и предстал пред царем Ахавом. Когда царь проезжал мимо, пророк сказал ему, что был в сражении и что ему поручили стеречь пленного врага. Его предупредили, что, если пленный убежит, ему придется либо отдать свою жизнь в обмен за него, либо уплатить непомерную сумму в талант серебра. Переодетый пророк сказал, что отвлекся, и пленник убежал. Царь не проявил милосердия; он настаивал на том, чтобы условия соблюдались. Тогда пророк захлопнул капкан. Он открылся, сняв покрывало. Ахав узнал его. У Ахава в руках был пленный враг, Венадад. Если бы Ахав слушался Господа, он убил бы сирийского царя. За неповиновение сам Ахав будет убит.

Кемпбелл Морган объясняет: "Таково значение притчи: Ахав должен был сделать некую одну вещь по повелению Бога. Он же занимался сотней других дел и пренебрег этой. Какое откровение для заблуждающихся! Бог поручил нам одну, самую главную вещь. Мы начинаем делать ее с благими намерениями, но потом возникают другие дела, сами по себе не греховные. Мы начинаем отвлекаться на то и на это и пренебрегаем самым главным". Как и царь Давид до него, Ахав осудил себя своими собственными словами. Но, в отличие от Давида, который покаялся, Ахав только встревожился и отправился в своей дворец. Вместо того, чтобы просить Господа о милости, он продолжал гневить Господа, как мы увидим из следующих глав 3 Царств.

Преступления Ахава против Навуфея (Гл. 21)

В главе 21 третьей книге Царств рассказывается о событиях, приведших к смерти Ахава. Действие происходит в Изрееле, где у Ахава и Иезавели был дворец. Рядом с дворцом был виноградник, принадлежавший Навуфею Изреельтянину. Ахав захотел отнять виноградник и сделать на его месте овощной сад. Навуфей отказался продавать или обменять эту землю, потому что по закону Израиля земельная собственность должна была сохраняться у семьи, которой была изначально выделена (Лев. 25:2328; Чис. 36:7; Иез. 46:18).

Когда Иезавель увидела, что ее муж встревожен и огорчен, и узнала, что Навуфей отказывается продавать виноградник, она уверила Ахава, что виноградник скоро будет принадлежать им. Она объявила пост и устроила суд над Навуфеем. Два лжесвидетеля обвинили Навуфея в хуле на Бога и царя. Навуфея вывели за город и побили насмерть камнями.

Коварная Иезавель подстроила так, чтобы Навуфея осудили за нарушение закона Иеговы. Так как собственность Навуфея должна была перейти после его смерти к его сыновьям, Иезавели пришлось убить и их (4 Цар. 9:26). Эта коварная царица была хитрой и нечестивой.

Когда Ахав отправился завладеть виноградником, к нему пришел Илия, обвинивший его в убийстве и грабеже. Илия предсказал, что сам Ахав будет убит, его наследники мужского пола будут убиты, его династия прервется, тело Иезавели съедят псы в Изрееле, и потомки Ахава будут лишены достойного погребения (ст. 24). Суровость наказания Ахава объясняется его вопиющим идолопоклонством "не было еще такого, как Ахав, который предался бы тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа".

Выслушав все слова сии, Ахав смирился перед Господом. За это Господь постановил, что суд над женой и детьми Ахава не состоится до его смерти. Из этих стихов мы узнаем, что Бог милостив и полон благодати. "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Изра илев?" (Иез. 33:11). Даже поверхностное покаяние Ахава принесло отсрочку наказания. Но из следующей главы видно, что сердце его осталось прежним. Благодать не укротила его гордости, поэтому Господь предал Ахава ангелу смерти, а Ииуй совершил кровавую расправу над его родственниками, согласно пророчеству Илии (4 Цар. 9; 10).

Последняя битва Ахава (3 Цар.22:1-40)

После трех лет мирных отношений между Сирией и Израилем Ахав решил отнять у сирийцев Рамоф Галаадский, расположенный к востоку от Иордана. Венадад обещал вернуть Израилю города, когда Ахав отпустил его, но, очевидно, не сделал этого. В то время Ахава навестил Иосафат, царь Иудеи, и предложил стать его военным союзником. Но сначала Иосафат предложил спросить, что скажет Господь, через пророков. Четыреста пророков при дворе Ахава поддержали этот план и обещали царю победу. Это вполне могли быть те 400 пророков, которые не захотели идти на гору Кармил на соревнование с Илией (3 Цар. 18:19, 22).

Иосафат, должно быть, почувствовал себя не очень комфортно, потому что спросил, нельзя ли посоветоваться с какимнибудь пророком Господним. Позвали пророка Михея, бесстрашного человека, которого Ахав ненавидел за бескомпромиссные слова. Когда позвали Михея, 400 пророков единодушно убеждали царей Израиля и Иудеи выступить против Сирии. Один из них, Седекия, сделал железные рога, которые символизировали силу Ахава и Иосафата и их способность противостоять сириянам.

Михея предупредили, чтобы он не противоречил остальным пророкам, но это было бесполезное предупреждение. Когда Ахав спросил его, следует ли выступить на Рамоф Галаадский, Михей сначала сказал то же, что и остальные пророки: "Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя". Но это, вероятно, была насмешка. В его голосе, должно быть, слышались ирония и сарказм.

Ахав понял это и повелел Михею говорить истину (Лев. 5:1). Тогда пророк рассказал о видении, в котором Израиль оказался рассеянным, как овцы без пастыря: Ахав будет убит и его армия рассеется.

Царь Ахав представил эти слова Иосафату как доказательство того, что Михей говорит ему всегда только дурное. Тогда храбрый пророк снова заговорил. Он рассказал о видении, в котором лживый дух, появившийся перед Господом, согласился обмануть Ахава и побудить его выступить против Рамофа Галаадского, чтобы царь был убит. Лживый дух должен был вложить этот совет в уста всех пророков царя. Это пример того, как Бог, хоть Он и не творит зла, может использовать его силы для осуществления Своего конечного замысла. Он послал лживого духа только в том смысле, что допустил его появление.

Седекия уловил суть того, что говорил Михей. Поняв, что его и других пророков обвиняют во лжи, он ударил Михея по щеке и спросил: "Как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?" Иначе говоря, Седекия сказал:

"Я говорил от имени Духа Божьего, когда посоветовал Ахаву выступить против Рамофа Галаадского. Теперь ты утверждаешь, что говоришь от имени Духа, но советуешь прямо противоположное. Как может быть, что Дух отошел от меня к тебе?" Михей спокойно ответил, что Седекия узнает истину, когда в страхе будет пытаться спрятаться вероятно, после смерти Ахава, когда его изобличат как лжепророка.

Разгневанный царь Израильский приказал посадить Михея в темницу и кормить его хлебом и водою, пока Ахав не вернется в мире из Рамо фа Галаадского. Михей на прощание сказал: "Если возвратишься в мире, то не Господь говорил чрез меня". Ахав решил переодеться перед сражением, надеясь таким образом избежать несчастья, предсказанного Михеем. Иосафат, с другой стороны, оделся в царские одежды, подвергаясь той самой опасности, которой Ахав стремился избежать.

Ахав пытался обмануть как Господа, так и сирийского царя, но "Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пож нет" (Гал. 6:7). Ахав был убит, а Иосафат остался жив.

Сирийцам было приказано убить царя Израильского; такой была их основная военная задача. Сначала они приняли Иосафата за Ахава. Царь Иудеи закричал, и, вероятно, его узнали благодаря этому. Потом случайная стрела ранила Ахава сквозь швы лат, и он не смог больше принимать активное участие в сражении. Он стоял в колеснице, чтобы войско не утратило смелости. Но вечером он умер, об этом узнали, и воины разбежались по домам.

Тело Ахава было отвезено в Самарию и захоронено. Его залитую кровью колесницу обмывали на пруде Самарийском, когда там купались блудницы. Это было частичным исполнением пророчества Илии; все происходило в Самарии, а не в Изрееле. Так как Ахав проявил смирение, Бог пожалел его и отложил окончательное исполнение пророчества до сына царя Иорама (4 Цар. 9:25, 26).

Смерть Ахава предсказывали трижды. В первый раз это сделал пророк, имени которого мы не знаем, когда Ахав пощадил Венадада; во второй Илия, когда Ахав забрал виноградник у Навуфея; и в третий раз Михей, накануне последнего сражения .

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: