Нравственность и духовность: как они соотносятся между собой

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


И. В. Музычко

Здесь уместно сказать несколько слов о различии между духовностью и нравственностью, так как некоторые высоконравственную жизнь принимают за духовную. Нравственность определяется отношением человека к видимому окружающему миру, а духовность определяется отношением человека к невидимому духовному миру. Духовным можно назвать человека, который соответствует следующим характеристикам:

1.Он живет и поступает по духу (Гал. 5:25). Что это значит? Во-первых, такой человек рожден свыше, от Духа Святого (Иоан. 3:6), и Дух Божий обитает в нем (Рим. 8:9). Во-вторых, он получает руководство Божье через свой возрожденный дух (Рим. 8:14,16).

2.Он видит порочность и греховность своего ветхого человека, своей плоти со страстями и похотями и старается духом умерщвлять их проявления, идя путем сораспятия Христу, освящения и смирения (Рим. 6:6; 7:18; 8:13; 2 Кор. 4:10-11; Гал. 5:1617; 1Фес. 4:3; Кол. 3:5,8).

3.Духовный христианин наделен способностью духовного зрения и духовного рассуждения (1Кор. 2:14-15; 2Кор. 4:18), он облечен в духовное всеоружие Божие и ведет духовную борьбу с духовным демоническим миром (Иак. 4:7; 1Петр. 5:8-9; Еф. 6:10-18; 2 Кор. 2:11).

Нравственным, обычно, называют человека, который поступает хорошо, в соответствии с христианскими нормами или с общепринятыми моральными ценностями. Однако, быть нравственным человеком вовсе не означает быть духовным. Человек по своим поступкам может быть безукоризненным в нравственном отношении, а с духовной точки зрения может быть в то же время весьма порочным. Например, человек может проявлять такую христианскую добродетель как милосердие и благотворительность, может заботиться о бедных, сиротах и вдовах, но все это делать не ради Бога, или из любви к людям, а ради своего престижа, чтобы люди его хвалили. То есть побуждающим мотивом нравственных поступков могут быть такие духовные пороки как гордость, тщеславие, превозношение, зависть и др.

Типичными представителями внешне нравственных людей, но духовно порочных, являются фарисеи, которых Христос обличал за их лицемерие. Многие из них действительно вели нравственный образ жизни, много делали добрых дел, но побудительным мотивом для них было то, чтобы «видели их люди»: (Мф. 23:5) . Все христиане «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил им исполнять» (Еф. 2:10), но движущим мотивом этих нравственных поступков должна быть любовь к Богу и людям (1Иоан. 5:3), иначе в очах Божьих не только эти добрые дела не имеют никакой ценности, но даже отдание себя в жертву может быть без пользы. «И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы» (1Кор. 13:3). Духовный человек всегда ведет нравственный образ жизни, так как его духовность внешне проявляется через нравственность.

Нравственный же человек не всегда является духовным, иногда он может быть даже неверующим. Ведь были и атеисты, которые вели нравственный образ жизни и утверждали, что нравственность не связана с религией.

 

И. В. Музычко Живое христианство и тайна беззакония

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: