Россия партийная – управляемая многопартийность или новая политическая реальность

В категориях: Общество, Церковь и власть


За какими партиями пойдут регионы

Ростислав Феликсович Туровский - вице-президент Центра политических технологий, доктор политических наук.

В связи с очередной реформой партийного законодательства не приходится сомневаться в том, что в стране появятся новые партии; возможно, их будут десятки. Новое лицо и новая структура партийной системы только начинают формироваться и, очевидно, будут серьезно отличаться от прежней «семипартийщины».

У кого-то – только начало

Недавние президентские выборы показали неэффективность попыток мобилизовать массового избирателя через федеральный телевизионный «ящик»; на этом погорели многие оппозиционные кандидаты, практически забросившие личную работу в регионах и отказавшиеся от поездок по стране. Напротив, с длительным существованием развитой региональной сети связана относительная устойчивость электоральной поддержки КПРФ. Михаил Прохоров был единственным кандидатом (кроме Владимира Путина), который часто ездил в регионы, и это сразу сказалось на результате.

Появится и множество скороспелых партийных проектов столичного происхождения, возникнут партии-карлики, и в этом плане ситуация будет напоминать 90-е годы. Не исключено и возникновение партий региональных, этнических и религиозных. Но урок 90-х годов и в том, что заградительный барьер преодолевают очень немногие, то есть избиратель умеет отсортировать «мелочь» и «шелуху», увидев и поддержав более перспективные партии.

Регионы принципиально важны и по той причине, что новая партийная система будет проходить многолетнюю обкатку на выборах региональных законодательных собраний, органов местного самоуправления (где выборов по партийным спискам будет гораздо больше), а также на губернаторских выборах. Тем самым будет создаваться основа для голосования на следующих думских выборах. Аналогично региональные выборы 2004–2007 годов, проводившиеся в том числе по партийным спискам, готовили почву для федеральной кампании 2007 года и в конечном итоге способствовали формированию «Единой России» и ее массового электората. Напротив, новый затяжной цикл региональных и местных выборов приведет, видимо, к более сложной партийной конфигурации.

Если считать процессы формирования партий по-прежнему управляемыми и прогнозируемыми (а кремлевская администрация не может и не хочет считать по-другому), то новым замыслом властей является крайне фрагментированная партийная система. Она создается в виде реакции на рост оппозиционных настроений и имеет целью раздробить оппозиционный электорат, развести его по разным идеологическим платформам, стимулировать и столкнуть лбами вождистские амбиции. Протестные акции последних месяцев подтвердили, что оппозиция фрагментирована и у нее нет действительно популярных, «народных» лидеров. Кремль в таком случае может использовать и уже использует тактику «разделяй и властвуй», восстанавливая модель управляемой многопартийности, элементы которой присутствовали во второй половине 90-х годов и самом начале нулевых. Но тогда это были элементы, а сейчас речь идет о целостном проекте. Недавние думские выборы показали, что власти готовы идти на большие уступки, чтобы сделать оппозицию полностью системной. В этих условиях нас неизбежно ожидает и бесконечное выяснение отношений между «радикалами» и «соглашателями» на всех партийных флангах, попытки создать «подлинную» оппозицию в противовес «продажной» и т.п.

Но было бы большой ошибкой рассматривать новую партийную систему только как очередной хитроумный проект Кремля, призванный стабилизировать ситуацию за счет партийных «разводок» и дезориентации протестного избирателя. Ведь в политику уже приходят новые, более молодые поколения, временной горизонт которых не ограничен пятью-шестью годами до следующих федеральных выборов. Эти поколения не будут связывать свою перспективу с адаптацией к персоналистскому режиму Владимира Путина, новое издание которого нас сейчас ожидает. Они скорее всего предвидят и понимают, что ресурсы этого режима будут ограничены одним президентским сроком, но не двумя, – а значит, для них все только начинается.

Лидеры уже существующих партий будут все больше ощущать давление со стороны второго эшелона партийных функционеров, дозревающего до того, чтобы взять партии в свои руки. Многие из этих функционеров происходят из регионов, пробуют там свои силы, и у них формируется интерес к тому, чтобы повести свою партию новым курсом. Постепенно, очень постепенно начинают прорисовываться контуры «Единой России» после Владимира Путина, КПРФ после Геннадия Зюганова, «Справедливой России» после Сергея Миронова и даже, пусть это и кажется фантастикой, ЛДПР после Владимира Жириновского. Этим лидерам неизбежно придется считаться и с теми партийцами, кто сделал себя сам на выборах, кто завоевал поддержку в регионах. Удачные выборы в регионах могут дать толчок и к росту новых партий, как неудачные похоронят другие партийные проекты. Региональные выборы дают шанс «провинциалам».

ng.ru

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: