Созидаем церковь

В категориях: Общество, Церковь и власть


Др Марк Дэвер, Пол Александер

Было бы глупо начинать строительство, не зная заранее, что именно мы планируем построить. Многоэтажный дом отличается от офисного здания, которое, в свою очередь, отличается от ресторана. У всех этих строений будут свои, отличные друг от друга, проекты, планировка помещений, материалы, назначение и форма. Поэтому и процесс строительства в каждом отдельно взятом случае будет отличаться в зависимости от структуры планируемого здания.

То же справедливо и в отношении церкви. Церковь — это не бизнес-структура. Это не просто некоммерческая организация, и это не социальный клуб. Более того, здоровая церковь в корне отличается от любой организации, когда-либо созданной человеком, потому что церковь — это не дело рук человека.

Таким образом, нам следует снова открыть Божье Слово, чтобы понять, что же конкретно Бог хочет, чтобы мы строили. Только тогда мы поймём, как нужно приступать к строительству. Пренебрежительное отношение приведёт к бессмысленности и суетности церкви как в земных вещах, так и в вопросах вечности. С земной точки зрения, церковь — это духовно сложная конструкция для созидания, и предназначена она для решения духовно сложных задач. Поэтому для её строительства требуются самые крепкие материалы, которые необходимо надлежащим образом расположить в несущих стенах, указанных в библейском проекте, для сохранения структурной целостности. Независимо от красоты фасада, всё здание может рухнуть, если мы будем строить на зыбком основании или из некачественных материалов.

С точки зрения вечности, наша работа устоит в огне испытания в последний день, если мы будем строить «из золота, серебра, драгоценных камней», указанных в библейском проекте (1 Кор. 3:12). Строительство без такого проекта фактически гарантирует, что мы будем строить, используя более дешёвые и доступные материалы: «дерево, сено, солому», которые в конце дней попросту сгорят в огне (ст. 1315). Пренебрежение Божьим планом для церкви и подмена его вашим собственным приведут к бессмысленности вашего труда с точки зрения вечности. Именно поэтому здесь, во вступлении, для нас крайне важно поразмыслить над фундаментальной библейской истиной: что есть поместная церковь?

По существу, Бог создал поместную церковь, чтобы она стала отражением Его славы и мудрости для неверующих и для невидимых небесных сил (Иоан. 13:3435; Ефес. 3:1011). Если говорить более конкретно, то мы являемся коллективным местом обитания Божьего Духа (Ефес. 2:1922; 1 Кор. 3:1617), органическим Телом Христа, посредством которого Он приумножает Свою славу (Деян. 9:4; 1 Кор. 12). Греческое слово, обозначающее церковь, — экклесиа, т.е. собрание или община людей. Церковь — это Божье орудие для явления Его славы творению.

Уникальность церкви проявляется в её вести, т.е. в Евангелии. Церковь — единственный институт на земле, которому Бог доверил провозглашение вести о покаянии в грехах и о необходимости веры в Иисуса Христа для прощения. Это Евангелие становится наглядным через крещение и Вечерю Господню, учреждённые Христом. Поэтому отличительными чертами церкви следует считать верную проповедь Евангелия и верное применение библейских заповедей, которые служат её отражением.

Поэтому возводимая нами структура с фундаментальной точки зрения абсолютно богоцентрична: это структура, устремлённая к Богу, — структура, предназначенная явить славу Божьего характера и истину Его Евангелия. Это также структура, обращённая к людям; но даже в своей внешней направленности она богоцентрична, поскольку мы идём в мир с целью распространения Евангелия и качеств Божьего характера среди всех народов, чтобы объединить вокруг Него ещё большее число верующих и, таким образом, приумножить Его славу.

Нам поручено служение восхваления. Мы должны являть Божью славу перед всем миром такой величественной, какой она является в действительности, наглядно показывая её в поместной церкви. Поэтому мы строим не благотворительную организацию или христианскую фирму. Мы созидаем органическую структуру, которая будет в точности приумножать Божью славу и верно возвещать Его Евангелие.

Разумеется, что созидает Церковь Сам Иисус (Матф. 16:18). Но Он милостиво позволяет и нам принимать участие в этом процессе, а потому мы должны возводить строение и созидать жизнь церкви в полном соответствии с Его библейским дизайном. А что пытаетесь построить вы?

Как нам следует строить?

Итак, как нам следует подойти к созиданию здоровой церкви? От разных представителей современного евангельского христианства мы слышим самые разные ответы на этот вопрос. Некоторые считают, что необходимо знать свою целевую аудиторию и привлекать её через восполнение основных потребностей и нужд этих людей. Другие видят ключ ко всему в создании живой цепи малых групп, где и происходит «живое общение». Многие советуют избавиться от «старых» методов, которые приносили плоды пятьдесят лет тому назад, и применять новые, более пригодные для работы в условиях постмодернистского общества. Некоторые защищают позицию возврата к религиозным символам поклонения, чтобы дать людям священный опыт и обеспечить связь с прошлым, которую они ищут в церкви. Есть и те, кто говорит, что путь вперёд — это продать существующие церковные здания и начать развивать домашние церкви. Другие верят, что мы свободны делать всё, что действует в контексте поместной церкви, если это этично.

Так как же нам выбраться из этого лабиринта современных методов и взглядов? Существует ли компас, который помог бы нам найти выход? Существует ли способ возвыситься над гребнем синтетических моделей служения и посмотреть на свой путь «с высоты птичьего полёта»?

Эти и многие другие модели служения предполагают, что наши методы не имеют такого большого значения для Бога. «Если благодаря этому мы привлечём людей в церковь или поможем им почувствовать, что они действительно пережили опыт богопоклонения в воскресенье, то это, наверное, хорошо, правда?»

На самом деле, в вопросе создания особого народа для возвещения Его имени и славы, Богу не может быть не интересно то, как мы собираемся участвовать в Его плане спасения. Как мы увидим в 1й главе, само Евангелие выступает Божьей силой для созидания Тела Христова (Ис. 55:1011; 1 Пет. 1:2325; Рим. 1:16). Церковь созидается Словом. Наша сила проявляется не в создании малых групп или восполнении нужд нашей целевой аудитории, или использовании подходящей евангелизационной программы, или проведении весёлых сценок, или большой парковке при церкви, или адаптации наших богослужений к условиям постмодернистского общества. Наша сила — в нашей уникальной вести — в Евангелии (греч. еуангелион), а не в инновациях. Следовательно, нашим основным методом должна быть ясная передача этой вести как можно более широкой аудитории. С библейской точки зрения, это означает, что мы должны верно проповедовать Евангелие (греч. еуангелизо), бесстрашно призывая к покаянию и вере, как единственно спасительному средству (Марк. 1:1415).

Итак, прежде чем мы начнём говорить о деталях ответственного церковного строительства, давайте проясним суть взаимоотношений между Христовым Евангелием и методами его служителей.

(1)    Богословие управляет методологией. Осознаём мы это или нет, но наше мнение о Евангелии будет формировать способы его передачи. Наше богословие Благой вести станет опорой, на которой мы будем строить церковь.

(2)    Божьи методы определяют наши. Методы, используемые нами для насаждения и поливки в Божьем винограднике, должны служить достижению основной цели и находиться в совершенной гармонии с применением Божьего метода роста — Евангелия, верно проповедуемого Его слугами. Работа наперекор Божьим методам часто означает работу наперекор Его целям.

(3)    Евангелие наделяет силой и вдохновляет наше участие в Божьих намерениях. Самостоятельно мы неспособны даже войти в Царство Божье и, уж тем более, совершать в нём служение, если Его Евангелие вначале не произведёт в нас свой труд; мы также не знаем, как служить в Его Царстве, если Его Евангелие не задаст формат такого служения. В этом смысле только Евангелие должно формировать используемые нами методы и выступать системой оценки для них.

(4)    Мерилом нашего успеха должны быть не результаты, а верность Евангелию. В Евангелии содержится Божья сила для духовной жизни и истинной святости. Поэтому превыше всего необходимо ценить верность, а не инновации или мгновенные, видимые результаты. Симонволхв привлекал к себе толпы народа. Более того, люди называли его силой Божьей, однако его сила, мотивация и весть были ошибочными (Деян. 8:911). Мы как вестники призваны к верности. Только Бог может быть источником настоящего роста (1 Кор. 3:67), и Он достигает этого посредством Евангелия (Рим. 10:1417; Гал. 3:15).

Это Евангелие заключается в том, что Бог — наш святой Творец и праведный Судья. Он создал нас для Своей славы и для нашего вечного наслаждения Им, но все мы согрешили, как в Адаме, — нашем прародителе и представителе всего человеческого рода, — так и самостоятельно, своими собственными поступками (Рим. 5:12; 3:23). Поэтому мы заслуживаем смерти — духовного разделения с Богом в аду (Рим. 6:23; Ефес. 2:3) — и, фактически, рождаемся духовно мёртвыми, беспомощными в своих грехах (Пс. 50:7; Рим. 5:68; Ефес. 2:1) и нуждаемся в том, чтобы Бог даровал нам духовную жизнь (Иез. 37:114; Иоан. 3:3). Но Бог послал Своего Сына Иисуса Христа, полностью Бога и полностью Человека (Фил. 2:511), чтобы Он умер смертью, какую заслужили мы, и воскресил Его из мёртвых для нашего оправдания, доказав, таким образом, что Иисус есть истинно Сын Божий (Рим. 5:1; 1:4). Если мы хотим, чтобы совершенная праведность Христа была вменена нам, а наказание за наш грех — передано Ему, то мы должны покаяться в своих грехах и уверовать в Иисуса Христа во спасение (2 Кор. 5:21; Марк. 1:1415).

Мы имеем повеление проповедовать только это Евангелие (Гал. 1:69; 2 Тим. 4:2). Только это Евангелие содержит богословие, которое должно управлять методами нашего служения. Только это Евангелие использует Бог, чтобы создать Себе особый народ. Только это Евангелие наделяет нас силой и воодушевляет на участие в искупительных намерениях Бога. Следовательно, только это Евангелие заслуживает право формировать и оценивать как наши методы, так и наше служение.

КОПИЛКА МЫСЛЕЙ

1.    Что движет вашей церковью: содержание вести или уникальность методов передачи?

2.    Методы вашего служения движимы библейским богословием или тем, «что работает»?

3.    Как вы измеряете степень успешности: результатом или верностью Слову Божьему?

 

Др Марк Дэвер, Пол Александер Продуманное созидание церкви

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: