Тайна воплощения Христа

В категориях: Трудные места

Мэтью Генри

Тайной воплощения Христа Тайной воплощения Христа должно восхищаться, а не стремиться проникнуть в нее. Если мы не можем знать ни путей Духа в формировании обыкновенных людей, ни того, как образуются кости во чреве беременной (Еккл. 11:5), то тем более мы не можем понять, как благословенный Иисус был сформирован в чреве благословенной девы. Когда Давид восхищается тем, как он был созидаем втайне, как дивно был сотворен (Пс. 138:14-17), то, возможно, он говорил в духе о Христовом воплощении. Матфей приводит некоторые обстоятельства рождения Иисуса, отсутствующие в Евангелии от Луки, хотя там оно более подробно описано.

I. Обручение Марии с Иосифом. Мария, мать нашего Господа, была обручена с Иосифом, то есть они еще не были женаты, но заключили брачный договор. Цель брачного договора торжественно объявляется словами de futuro - на будущее: обещание, данное в договоре, выполняется, если Бог позволит. Во Втор. 20:7 мы читаем о человеке, который обручился с женою и не взял ее. Христос родился не просто от девы, но от обрученной девы:    

1. Чтобы тем самым возвысить брачные отношения как самые достойные из всех других в противоположность бесовскому учению, которое запрещает вступать в брак и предпочитает безбрачное состояние как более совершенное. Кто удостоился более высокой чести, как не обрученная Мария?

2. Чтобы спасти репутацию благословенной девы, которая иначе могла бы подвергнуться оскорблениям. Зачатие ее следовало защитить брачными узами и таким образом оправдать ее в глазах мира. Один из древних авторов говорит, что лучше, чтобы спрашивали: «Не сын ли Он плотника?», чем: «Не сын ли Он блудницы?» 3. Чтобы благословенная дева могла иметь руководителя юности своей, товарища в ее уединении и в путешествиях, разделяющего ее заботы и помогающего в ее нуждах. Некоторые считают, что Иосиф был к тому времени вдовцом и что братьями Христа (гл. 13:55) были дети Иосифа от его первой жены. Таково предположение многих древних авторов. Иосиф был праведным человеком, а Мария - добродетельной женщиной. Верующие не должны преклоняться под одно ярмо с неверными, но пусть благочестивые люди выбирают себе в супруги таких же благочестивых, если хотят иметь в своем браке утешение и Божье благословение. Мы можем также почерпнуть из этого примера урок, что вступать в брак надо обдуманно, а не с поспешностью; бракосочетанию должно предшествовать обручение. Лучше найти время для обдумывания, чем потом искать время для покаяния.

II. Ее беременность от обетованного семени

Прежде, нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве и что это воистину было от Духа Святого. Период времени между обручением и браком был таким продолжительным, что прежде наступления брачного торжества оказалось, что она имеет во чреве, хотя обручена была до зачатия. Вероятно, Иосиф узнал о беременности Марии уже после ее возвращения от кузины Елизаветы (Лук. 1:56), где она пробыла три месяца, и она не отрицала этого факта. Примечание. Если в ком-то родился Христос, то это обнаружится: окажется, что это дело Божье и что Он признает его. Мы можем представить себе, какое смущение испытывала благословенная Дева по этому поводу. Сама она знала о Божественном происхождении своей беременности, но как она могла другим доказать это? Она могла быть принята за блудницу.

Примечание. После больших успехов, во избежание превозношения ими, мы должны приготовиться к унижениям, упрекам, которые будут для нас как жало в плоть, более того, как меч, поражающий кости. Ни одна из дочерей Евы не была столь достойной девицей, как Дева Мария, и, тем не менее, ей грозило обвинение в одном из самых тяжких преступлений. Однако мы не видим, чтобы она мучилась от этого; сознавая свою невинность, она оставалась спокойной, предав дело свое Тому, Кто праведно судит. Примечание: те, кто старается сохранить добрую совесть, могут смело доверить Богу сохранение своего доброго имени и рассчитывать на то, что Он не только выявит их непорочность, но и честь их будет, как солнце в полдень.

III. Замешательство Иосифа и его забота о том, как ему поступить в данном положении.

Легко представить, какой большой скорбью и каким разочарованием было для него обнаружить, что та, которую он уважал и ценил, оказалась под подозрением в таком гнусном грехе. Это Мария? Он начал думать: «Как можно обманываться в тех, кого считаешь лучшими из людей! Как можно разочароваться в том, от чего ожидаешь так много!» Ему не хотелось верить, что такое могло случиться с женщиной, в добродетельности которой он был так уверен; однако положение было слишком ужасным, чтобы его можно было извинить, и слишком очевидным, чтобы отрицать его. Какая борьба началась в его сердце между мужской ревностью, яростной и безжалостной, как смерть, с одной стороны, и любовью, которую он испытывал к Марии, - с другой.

Примечание: 1. Какой крайней меры хотел избежать Иосиф. Он не хотел оглашать ее. Он мог бы это сделать, ибо обрученная девица, впавшая в блуд, должна была по закону быть побита камнями, Втор. 22:23, 24. Но он не хотел воспользоваться против нее законом; если она и виновна, то это никому неизвестно, пусть же и от него об этом никто не узнает. Как отличен был дух Иосифа от духа Иуды, который в аналогичной ситуации поспешно вынес суровый приговор: «Выведите ее, и пусть она будет сожжена» (Быт. 38:24). Как хорошо, когда мы думаем так же, как думал в данном случае Иосиф! Если бы в наших суждениях и решениях было больше осмотрительности, то они были бы более снисходительными и милостивыми. Наказание, которому должна была подвергнуться Мария, здесь названо оглашением, что указывает на цель любого наказания - предостеречь остальных, in terrorem - чтобы все вокруг услышали и устрашились . Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным.

Люди строгих правил осудили бы Иосифа за его мягкость, но здесь о нем говорится с похвалою: он не хотел оглашать ее именно потому, что был праведным человеком. Он был благочестивым, добрым человеком, поэтому был склонен миловать, как делает милостивый Бог, и прощать, как и сам получивший прощение. Закон проявлял милость в случае, когда обрученная отроковица была обесчещена в поле, допуская, что она кричала при этом (Втор. 22:26), и ее не наказывали. Иосиф нашел те или иные милостивые объяснения случившегося и в этом он показал себя человеком праведным, так как заботился о добром имени того, кто никогда прежде ничем не запятнал его. Примечание. Во многих случаях нам следует быть великодушными, снисходить к подозреваемым в каком-либо преступлении, надеясь на лучшее в отношении их и стараясь видеть лучшее в том, что кажется плохим с первого взгляда, в надежде на то, что и на самом деле все может оказаться лучше. Summum just summa injuria - Строгость закона бывает (иногда) высшей несправедливостью. Суд совести, смягчающий строгость закона, мы называем судом справедливости. Согрешившие, возможно, впали в грех (англ. оказались побежденными грехом. - Прим. переводчика.), поэтому их следует исправлять в духе кротости, а угрозы, если даже они справедливы, умерять.

2. Какое средство нашел Иосиф, чтобы избежать крайней меры. Он хотел тайно отпустить ее, то есть дать ей в руки разводное письмо при двух свидетелях и таким образом решить дело между собой. Будучи человеком праведным, то есть строго соблюдающим закон, он не хотел вступать с ней в брак и решил отпустить ее, но из сострадания к ней собирался сделать это тайно, насколько это было возможно. Отметим: необходимое осуждение согрешивших должно совершаться без шума. Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются. О Христе написано, что Он не воспрекословит и не возопиет. Христианская любовь и христианская рассудительность покрывают множество грехов, в том числе и великих, насколько это возможно без соучастия в них.

IV. Как Иосиф был выведен из этого затруднения вестником, посланным с небес, ст. 20, 21.

В то время как он помышлял об этом и не знал, что ему предпринять, Бог великодушно посылает ему Свое указание и успокаивает его. Отметим: кто хочет получить указание от Бога по какому-то вопросу, должен сам размышлять о нем и рассуждать; Бог руководит не бездумными, но мыслящими. Когда Иосиф, приложив все старания решить дело своим собственным умом, пришел в тупик, тогда Бог послал ему Свой совет. Отметим: Божья помощь приходит в то время, когда дети Его оказываются в замешательстве, в тупике; именно тогда Он посещает их Своим наставлением. Божьи утешения наиболее приятны для души, когда ее обуревает множество смущающих мыслей. Господь послал Иосифу Свое слово через Ангела Господня, вероятно, того же самого, который был послан Марии возвестить о зачатии, - через Ангела Гавриила. Итак, общение с небом посредством ангелов, которого удостаивались патриархи, но которое надолго прервалось, теперь начинает оживать, ибо, когда Первенец должен был быть введен во вселенную, ангелам велено было сопровождать Его. Насколько теперь Бог использует ангелов для того, чтобы выводить Своих людей невидимым путем из затруднительных положений, мы не можем сказать; но можем с уверенностью сказать, что все они являются служебными духами, посылаемыми для служения им. Ангел явился Иосифу во сне, когда тот спал, как и патриархам Бог говорил иногда во сне. Когда мы пребываем в самом спокойном и уравновешенном состоянии, тогда мы более всего способны к восприятию Божьих откровений. Дух веет над тихими водами. Этот сон сам в себе нес доказательство того, что он, несомненно, был от Бога, а не был плодом суетного воображения.

1. Иосиф получает указание не уклоняться от намеченного брака. Ангел называет его Иосиф, сын Давидов, напоминая ему о его родстве с Давидом, чтобы подготовить к поразительному сообщению о его родстве с Мессией, Который, об этом знал каждый, должен был произойти от Давида. Бывает, что когда на простого человека вдруг сыплются великие почести, он не старается принять их, но готов упустить; поэтому этому бедному плотнику необходимо было напомнить о его высоком происхождении: «Цени себя, Иосиф, ты сын Давида, от которого идет родословие Мессии». Мы можем сказать о любом истинном верующем: «Не бойся, сын Авраама, ты дитя Божье; не забывай о своем высоком происхождении, о своем рождении свыше». Итак, мы читаем: «Не бойся принять Марию, жену свою». Иосиф, подозревая, что Мария забеременела в результате блуда, опасался принять ее, чтобы не навлечь на себя позор и грех. Нет, - говорит Господь, не бойся, дело обстоит не так. Может быть, Мария сказала ему, что она зачала от Духа Святого, или он мог услышать о том, как Елизавета назвала Марию матерью ее Господа, Лук. 1:43; если так, то он мог бояться, что брак с женщиной, столь превосходившей его, будет надменностью с его стороны. Но каковы бы ни были причины его страха, он рассеялся при словах: Не бойся принять Марию, жену твою. Отметим: освободиться от страхов и получить разрешение своих сомнений, чтобы спокойно продолжать свое дело, - это великая милость.

2. Затем Иосиф получает сообщение относительно святого семени, которое обрученная ему жена имела в чреве своем. Ее зачатие имеет Божественное происхождение. Женившись на ней, он не только не подвергнется опасности осквернения, но, напротив, разделит с ней высочайшую честь. При этом отмечается два момента.

(1) Что она зачала от Духа Святого, то есть силою Духа Святого, а не естественным путем. Дух Святой, сотворивший мир, теперь сотворил Спасителя мира, уготовал тело Ему, как было обещано Ему, когда Он сказал: Вот, иду, Евр. 10:5-7. На основании этого места в Гал. 4:4 говорится, что Он родился от жены, и тем не менее является вторым Адамом, Который есть Господь с неба, 1 Кор. 15:47. Он есть Сын Божий, и в то же время Он настолько воспринял плоть Своей матери, что о Нем можно сказать, что Он есть плод чрева ее, Лук. 1:42. Зарождение Христа должно было произойти отличным от обычного путем, чтобы, будучи причастником человеческой природы, Он мог избежать ее нечистоты, не быть зачатым в беззаконии. История повествует нам о том, что были женщины, тщетно претендовавшие на сверхъестественное зачатие от Божественной силы, например, мать Александра. Но никто, за исключением матери нашего Господа, не удостоился этой чести. Его имя Чудный во всех отношениях. Мы нигде не читаем о том, чтобы Дева Мария сама разглашала об оказанной ей чести, она все скрывала в сердце своем, потому Бог и послал ангела для свидетельства об этом. Тот, кто не ищет своей собственной славы, получит славу от Бога, она предназначена для смиренных.

(2) Что она родит Спасителя мира, ст. 21. Она родит Сына; каким будет этот сын, подразумевается:

[1] В имени, которое будет дано Ему: Наречешь Ему имя: Иисус, Спаситель. Иисус - это то же самое имя, что и Иешуа, только с измененным ради соответствия греческому языку окончанием. В Ветхом Завете упоминаются два человека с именем Иешуа: Иешуа, который был вождем израильского народа во время их первого поселения в Ханаане, и Иешуа, который был их первосвященником во время их второго поселения после плена, Зах. 6:11, 12. Христос есть наш Иешуа как Вождь нашего спасения и как Первосвященник исповедания нашего, и в том, и другом случае наш Спаситель - это Иешуа, Который должен был заменить Моисея и исполнить для нас то, что закон исполнить был не в силах, в чем он оказался слаб. Иешуа (Иисуса Навина) звали Осия, но Моисей добавил к этому имени первую часть имени Иегова, и получилось Иешуа, Числ. 13:17; он подразумевал под этим, что Мессией, Который будет носить это имя, будет Сам Иегова. Именно поэтому Он принесет спасение всем людям до краев земли, и ни в ком другом спасения не будет.

[2] В объяснении этого имени: Ибо Он спасет людей Своих от грехов их, не только иудейский народ (Он пришел к Своим, и Свои не приняли Его), но всех, кто был дан Ему по избранию Отца и кто сам отдал Ему свое сердце по собственному выбору. Он Царь,

Который защищает Своих подданных и, подобно израильским судьям древности, совершает их спасение. Отметим. Тех, кого Христос спасает, Он спасает от грехов их: от вины греха - Своею смертью, от власти греха - Духом Своей благодати. Спасая их от грехов, Он спасает их от гнева и проклятия и от всех мучений, как в этом веке, так и в будущем. Христос пришел спасти Свой народ не в их грехах, но от их грехов, дабы обрести для них не свободу грешить, а свободу от греха, избавить от всякого беззакония (Тит. 2:14) и таким образом искупить их из людей (Отк. 14:4) для Себя, отделенного от грешников. Те, кто оставляет свои грехи и отдается Христу как Его люди, имеют свою долю в Спасителе и в том великом спасении, которое Он совершил, Рим. 11:26.

V. Исполнение Священного Писания во всем этом.

Евангелист Матфей, писавший для иудеев, чаще, чем другие евангелисты, отмечает этот факт. Ветхозаветные пророчества нашли свое исполнение в нашем Господе Иисусе, из чего явствует, что Он был Тот, Кто должен был прийти, и что нам не следует ожидать другого, ибо именно о Нем свидетельствовали все пророки. В рождении Иисуса Христа исполнилось пророчество, данное Богом в качестве знамения царю Ахазу (Ис. 7:14, Се, Дева во чреве примет...), в котором пророк, призывая народ Божий надеяться на обетованное избавление от нашествия Сеннахирима, направляет их взор вперед, к Мессии, Который должен был произойти от иудеев, из дома Давидова. Отсюда легко можно было заключить, что хотя этот народ и этот дом переживали бедствия, тем не менее ни тот, ни другой не могут быть оставлены на истребление, пока Бог сберегал для них такую честь и такое благословение. Избавления, совершенные Богом для ветхозаветной церкви, были прообразами великого спасения, совершенного Христом, и если Бог желает сделать нечто великое, то Он не по-терпит неудачи в совершении чего-то менее значительного.

Приведенное евангелистом пророчество справедливо предваряется словом се, требующим внимания и восхищения, ибо здесь перед нами тайна благочестия, беспрекословно великая: Бог явился во плоти.

1. Знамение состояло в том, что Мессия родится от Девы. Дева зачнет, и посредством ее Он явится во плоти. Слово Almah означает дева в самом строгом смысле этого слова, в каком Мария сама о себе засвидетельствовала: «Я мужа не знаю» (Лук. 1:34); в противном случае не могло бы быть того чудесного знамения, указывающего на это. С самого начала, когда было сказано, что Мессия будет семенем жены, жены, но не мужа, подразумевалось, что Он родится от девы. Христос был рожден девой не только потому, что Его рождение должно было быть сверхъестественным, совершенно необыкновенным, но и потому, что оно должно было быть беспорочным, чистым, без всякого пятна греха. Христос должен был родиться не от царицы или королевы, так как Он явился не во славе или великолепии мира сего, но от девы, чтобы научить нас духовной чистоте, научить умирать для всех чувственных наслаждений и таким образом хранить себя неоскверненными от мира и плоти, дабы мы могли быть представлены Христу чистой девой.

2.    В этом знамении открывается истина, что Он есть Сын Божий и Посредник между Богом и человеком, ибо нарекут Ему имя Еммануил, то есть Он будет Еммануилом; когда говорится, что нарекут Ему имя, то это означает, что Он будет именно таким, Господом нашего оправдания. Имя Еммануил означает С нами Бог; это таинственное, но очень драгоценное имя, означающее, что воплощенный Бог находится среди нас, то есть что Он миролюбиво относится к нам, Он в мире с нами, вступает в завет с нами, принимает нас в общение с Собою. Народ иудейский имел в свое время Бога среди себя в прообразах и тенях, Бога, обитающего среди херувимов. Но никогда Он не обитал среди людей так, как тогда, когда Слово стало плотью, - это была благословенная Шекина. Какой счастливый шаг был предпринят к установлению мира и согласия между Богом и человеком, когда в личности Посредника соединились две природы! Благодаря этому Он стал превосходным арбитром, могущим положить Свою руку на них обоих, в силу Своего причастия к тому, так и к другому естеству. В этом заключена самая глубокая тайна и самая щедрая милость, какие когда- либо были. Во свете природы мы видим Бога, Который над нами; во свете закона мы видим Бога, Который против нас. Но во свете Евангелия мы видим Его как Еммануила, то есть Бога, Который с нами, Бога, пребывающего в плоти, подобной нашей, и стоящего на нашей стороне, за наши интересы. Этим Искупитель доказал Свою любовь. С именем Еммануил мы можем сравнить имя, данное евангельской Церкви (Иез. 48:35): Иегова Шам- ма - Господь там, Господь Саваоф с нами.

Не будет неправильным сказать, что пророчество о том, что Он будет наречен Еммануилом, исполнилось, в отношении его целей и намерений и в наречении Его именем Иисус, ибо если бы Он не был Еммануилом - С Нами Бог, то не мог бы стать Иисусом - Спасителем. Спасение, которое Он свершил для нас, состоит в том, что Он соединил Бога с человеком. Такова была Его цель: привести Бога в общение с нами, что составляет наше величайшее блаженство, и привести нас в общение с Богом, что составляет наш величайший долг.

VI. Послушание Иосифа Божьему повелению, ст. 24.

Встав от сна, Иосиф, будучи под впечатлением, произведенным на него сновидением, поступил, как повелел ему Ангел Господень, хотя это и противоречило его вчерашним настроениям и намерениям, и принял жену свою. Он сделал это быстро, без промедления, охотно, без пререканий, он не был непокорен небесному видению. Мы не можем теперь ожидать сверхъестественных указаний, но Бог может различными путями открывать Свои мысли человеку, когда он в сомнении: через действия Провидения, через суждения совести, через советы добрых друзей; мы должны принимать указания от Бога каждым из этих путей, при соответствии их общим принципам написанного Слова Божьего, на каждом шагу нашей жизни, особенно в моменты великих поворотов ее, таких, какой переживал в данном случае Иосиф, и тогда мы обнаружим, что исполнение Его повелений дает чувство безопасности и покоя.

VII. Исполнение Божьего обетования (ст. 25):

Она родила Сына Своего первенца. Обстоятельства рождения Иисуса подробнее изложены в Лук. 2. Отметим: то, что зачато Духом Святым, никогда не окажется бесплодным, но обязательно родится в свое время. То, что от хотения плоти, от хотения мужа, часто не удается, но если в душе человека формируется Христос, то это Сам Бог начал благое дело, которое Сам и завершит; что зачато в благодати, несомненно, будет рождено во славе.

Далее евангелист отмечает, что: 1. Иосиф, хотя и сочетался браком с Марией, своей обрученной женой, держался на расстоянии от нее, пока она носила в своем чреве это Святое дитя: он не знал ее, как, наконец, она родила. Очень много было высказано мнений о том, что Мария навсегда оставалась девой; Иероним (Jerome) очень сердился на Гельвидия (Helvidius) за отрицание этого. Конечно, этого нельзя доказать на основании Священного Писания. Д-р Уитби (Whitby) склонен думать, что слова «и не знал ее, как, наконец, она родила» означают, что впоследствии, когда причина воздержания исчезла, он жил с нею согласно закону, Исх. 21:10. 2. Христос был первенцем; Он мог быть так назван, согласно языку Священного Писания, даже если Его мать не имела после Него никаких других детей. В том, что Христос назван Ее первенцем, также заключена тайна, ибо Он - рожденный прежде (Первенец) всякой твари, то есть Наследник всего, и Он есть первородный между многими братьями, чтобы Ему во всем иметь первенство. 3. Он нарек Ему имя Иисус, повинуясь данному ему указанию. Поскольку Бог предназначил Ему быть Спасителем, что подразумевалось при наречении Ему имени Иисус, то мы должны принять Его как своего Спасителя и соответственно этому указанию называть Его Иисус, наш Спаситель.

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета»

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: