Уроки атеизма и провокаций от Невзорова и Доренко

В категориях: Падая и поднимаясь

Дикое телевидение

Антон Семикин

О шокирующих ТВ проектах двух сетевых зубоскалов - крайне ярких и одиознейших фигур с неоднозначной репутацией.

Сетевое телевидение в российском сегменте Интернета развивается крайне бурно. Сошлись вместе и дали кумулятивный эффект три фактора. Во-первых, постоянно растущая в России интернет-аудитория. Во-вторых, при создании программ (зачастую они представляют собой фактически те же самые ролики для YouTube) можно обойтись самыми минимальными затратами, сущими копейками, в отличие от «старого» ТВ. В-третьих, не могла не сыграть свою роль пресловутая подцензурность, несвобода «большого» телевидения, а также довлеющий над ним формат, который в развлекательном сегменте, с его пошлейшими «брачными» ток-шоу, вездесущей криминальной «чернухой» или бесконечными сериалами про бандитов, вызывает еще большее отторжение, чем цензура в информационно-политическом. Последнее приводит к миграции в Сеть всего не то чтобы обязательно «оппозиционного», но вообще хоть сколько-то нестандартного, интересного и небанального.

В свете последнего любопытно, что именно незатейливый, дешевый и сердитый формат роликов для YouTube привел к возвращению на экран двух теле-легенд 1990-х, которым в «нулевые» на этом экране места ну никак не было. И, как можно рассудить в конечном итоге, причиной этого в случае с каждым из них была скорее именно их «неформатность» и яркость, чем политическая позиция. Скандальные монстры отечественного телеэфира начала и конца «бурных» девяностых, Александр Невзоров и Сергей Доренко соответственно завели свои каналы на YouTube, и сделали это в самое последнее время. Если первый ролик Невзорова из серии «Уроки атеизма» был выложен в конце января, то сетевой авторской программе Доренко не исполнилось и месяца.

Невзоровская передача узкоспециализированная, если можно так выразиться. Пользуясь сетевым слэнгом, который в данном случае передает суть дела гораздо точнее, чем любые респектабельные эвфемизмы – это «троллинг» РПЦ, который в исполнении автора легендарных «600 секунд» получается особо изощренным.

Интернет-троллями или просто троллями во Всемирной сети называют людей, которые намеренно публикуют провокационные статьи и сообщения, которые призваны вызвать конфликты между участниками. Сами подобные статьи и сообщения также иногда называют троллями. Процесс публикации таких сообщений называется троллингом. То есть то, на чем Александр Глебович специализируется последние пару лет, отвоевав себе место (за отсутствием особой конкуренции на данном поле это было несложно) главного критика и религии как таковой, и крупнейшего религиозной организации страны в частности.

Невзоров верен себе. Возмутительные и провокационные вещи он излагает в безупречно-корректной, подчеркнуто «интеллигентской» манере. В отличие от Pussy Riot, к форме его выступлений церковным деятелям сложно предъявить претензии при всем желании. А по сути – издевательство. В этом собственно всегда и была его, извините, «фишка». Другое дело, что прежде, во времена «600» или «Дикого поля», он своим вкрадчивым голосом питерского интеллигента говорил вещи еще и страшные. Ныне же – только возмутительные, даже учитывая, что РПЦ в последние месяцы приобретает все более грозный имидж.

Но в эфирном ТВ даже такие, не самые ужасные, вещи не осмеливается говорить почти никто кроме него, во всяком случае, на постоянной основе - точно. В преамбуле «Уроков атеизма» Невзоров приводит резоны запуска этого проекта, весьма ожидаемые: «Необходимость появления этих роликов связана с наличием бесстыжей и свирепой православной цензуры на государственных и не очень государственных ТВ-каналах: место для серьезного, вольнодумного, здравомысленного разговора о религии осталось только в Интернете». Получается у автора в целом довольно элегантно и неброско. Его фирменная маскировка под академический стиль, за которым разверзаются бездны сарказма и нигилизма.

У Доренко все жестче, круче и отвязнее. Его троллинг привязан к новейшим информационным поводам. Ролики короче, выходят чаще, это оперативные комментарии на события, зона обстрела – неизмеримо шире. Хотя, как и от предыдущего героя, достается и остроактуальным в последнее время «попам» (выпуски «Чаплин и Вавилонская блудница» и «Между нами, атеистами. Обращение к Патриарху»), но помимо них под раздачу восставшего из ада человека-кошмара Лужкова, Немцова и Потанина 1990-х попадает еще много кто. Вплоть до (ужас-ужас) самых первых лиц - ролик «Вожди и кретинки» по свежайшим следам первомайской демонстрации.

Именно здесь, в YouTube бывший автор программы «Время» и нынешний глава РСН разворачивается на полную катушку, позволяя себе то, что не мог и в лучшие для себя времена информационных войн олигархов. Чего стоят одни названия. «Подмигни педерасту в зеркале», это про скандальную историю с заточение московским врачем своего сына-гея в психушку. «Соси, Никита, Соси», обращение к Михалкову, в ролике нет и двух минут, больше 70 тысяч просмотров. «Педиковатые команчи Саши Хирурга» - выпуск про верноподданных и воцерковленных байкеров, автору, как мотоциклисту, тема не чуждая.

Назван проект просто «Авторская программа Сергея Доренко», а для заставки, чтобы далеко не ходить, использованы те самые легендарные скрежещущие шестеренки из 1990-х, в которых, помнится, собранные Лужковым эксперты когда-то прозревали инструменты манипулирования сознанием зрителя, промывки мозгов, «зомбирования» и чуть ли не психотропного оружия. Свои «убойные телеги» (те, кто их еще не видел, поверьте на слово – это лучшие слова для определения данного предмета) Сергей Леонидович читает на абсолютно черном фоне, в полной темноте, освещено только его лицо, в черном френче или рубашке со стоячим воротником – адская готика. В отличие от обстоятельного и как бы «академического» Невзорова тут никаких вступительных слов «О проекте» нет. Что тут пояснять то? «Расстрига» «жжет». Когда еще не было слова «троллинг», само явление уже вполне наличествовало. И Доренко был одним из главных магистров этого искусства во времена, когда многие из нынешних сетевых зубоскалов еще пешком под стол ходили. Его ролики - достойный конкурент одному из первопроходцев этого жанра Сергею «Пауку» Троицкому. И еще неизвестно, кто из этих двоих выдает на-гора больше «трэша и угара».

russ.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: