Великое предназначение Вечери Господней – общение в вере дружбе и любви

В категориях: Движение все – но цель еще лучше


Сергей Санников

Вечеря Господня устанавливалась Христом и всегда проводилась не как индивидуальная, личная, а как общая, совместная трапеза. Немыслимо, чтобы она проводилась как принятие хлеба только для себя. Совместное же вкушение хлеба - всегда представляет собой общение.

Народы Востока отличались особым гостеприимством, и, как указывается в статье "Обычаи и нравы Палестины в жизни Христа" - любые трапезы были проводимы там для общения. "Гости сидели на полу, близко друг к другу, вокруг низкого стола, ели из маленьких и больших блюд. Если количество гостей неожиданно увеличивалось, то круг просто расширяли, в противном случае, все сдвигались теснее. Именно это тесное общение в кругу и создавало между друзьями истинное чувство братства" (38).

Поэтому такой наивностью для европейца, но непостижимым трагизмом для иудея, звучат слова 40-го Псалма, которые процитировал Иисус Христос во время последней Тайной Вечери: "Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою "(Ин.13.18). Для современных людей, в предательстве человека, вкушающего совместную трапезу, нет ничего необычного, но для евреев это было невероятно и удивительно, потому что евреи не приглашали недругов к совместной трапезе и наоборот, участвующие в ужине, никогда не выступали против пригласивших (39).

Но даже присутствие предателя не исказило главное содержание Пасхальной Трапезы. Христос с мудростью великого Учителя сумел превратить ее в истинное общение. Это было общение учеников с любимым Наставником, а также их общение друг с другом.

Сколько замечательных уроков они получили в тот вечер! Сколько таинственных и непостижимых истин было им открыто!

Кульминацией их общения несомненно был момент, когда Христос преломил хлеб и подал его ученикам. "Невозможно представить, чтобы Спаситель Сам лично дал каждому ученику отломанный кусочек хлеба, потому что некоторые из них находились на довольно большом расстоянии от Него. Раздача хлеба была бы нам понятна, если бы Он наломанные кусочки положил на тарелку, и каждый брал бы оттуда свою долю...Один ученик передавал тарелку с хлебом другому, пока все не получили своей доли" (40). Эти действия подчеркивают значение Вечери Господней как общения. Не случайно в качестве наиболее употребляемого названия этой заповеди в Западной Церкви применяется слово "коммунио", то есть общение.

Общение начинается с того момента," когда вы собираетесь в церковь..."(1 Кор.11.18). Так начинает наставление о правильном проведении Вечери Господней Ап.Павел. "Собраться в Церковь, - в понятиях раннего христианства, - пишет Г.Дикс, - значит составить такое собрание, цель которого выявить, осуществить Церковь" (41). То есть, это не просто войти под кров молитвенного дома и вступить в беседу с братьями и сестрами. "Вы, - говорит Апостол, - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор.12.27). Выявить и засвидетельствовать перед миром и перед Богом тайну Церкви призвано любое богослужение, но особенным образом это проявляется в собраниях, на которых совершается Вечеря Господня.

В исторических церквах, как с горечью указывает протопресвитер А.Шмеман, "евхаристия давно уже не воспринимается как общение и соединение друг ко другу" не только простыми верующими, но и богословскими определениями. Она стала сугубо индивидуальным "средством личного освящения", к которому каждый прибегает или от которого каждый воздерживается в меру своих личных и по-своему понимаемых "духовных нужд", настроенности, подготовки и т.д. (42).

К большому сожалению, численный рост церквей нашего братства также разрушает то живое общение, которым славились наши общины 50-80 лет тому назад. Истинное общение должно начинаться с личного знания нужд и потребностей каждого верующего и кончается общими молитвами и единодушным "Аминь".

Один из крупнейших знатоков исторической обстановки первохристианства У.Баркли пишет: "Для нас обычно ужин не является главной трапезой дня. В греческом же оригинале употребляется слово дейпнон. У эллинов завтрак состоял из ломтиков хлеба, обмакнутого в вино, обед они ели где угодно, даже на улице или в городском сквере, а дейпнон - ужин, представлял собой основную трапезу дня: люди усаживались без всякой спешки, и не только утоляли свой голод, но и подолгу говорили друг с другом. Само греческое название этой трапезы показывает, что люди подолгу засиживались, проводя время в обществе друг друга. Церковь, в которой пренебрегают долгом делиться друг с другом - не истинная церковь" (43).

В условиях современного общества, пропитанного индивидуализмом и обособленностью, замкнутостью каждого и столь вожделенным невмешательством, - в общинах нашего братства надо все настойчивее напоминать о необходимости живого общения, и главным средством в восстановлении этого общения должна послужить Вечеря Господня.

Но главный смысл общения Вечери Господней заключается не в общении друг с другом, а в общении каждого и всех вместе с Господом Иисусом Главой вселенского Тела Церкви.

Это общение происходит не с "историческим Христом", то есть это не простая работа воображения; это не мысленное общение с Учителем, Который некогда жил, учил и страдал, а сейчас отсутствует. На Вечери Господней происходит таинственное, непостижимое общение с живой, реальной, воскресшей Личностью. Г.К.Тиссен пишет: "Вечеря Господня это общение со Христом и с искупленными Его. Это время уединения, когда искупленные собираются для общения вокруг Иисуса Христа... Христос является невидимым Хозяином этой трапезы" (44).

Общение на Вечери Господней преследует многие цели, главная из которых - это единение, то есть, с одной стороны - это снятие разногласий, притирание друг ко другу, а с другой стороны - это выявление и отделение от себя всего неверного, греховного, порочного.

Именно в таком двустороннем аспекте следует понимать единение, столь вожделенное для нас и для нашего Господа.

Единство, осуществляемое Вечерей Господней, не предполагает бездумное, формальное объединение, примирение, которое закрывает глаза на взаимные недостатки. Единение в Вечери Господней представляет собой диалектическое единство, предполагающее в самом понятии разделение и отделение. Не напрасно Христос сказал: "Я пришел разделить человека с отцом..." (Мф.10.35). Разделение, о котором сказал Христос, происходит в том случае, когда одна сторона держится за грех и не желает отделиться от него. Единство со Христом предусматривает в качестве обязательного условия разделение с миром греха и зла, отделение от скверны, похотей, греховных страстей и привычек, то есть ЕДИНСТВО ВСВЯТОСТИ. Ради этого единства и происходит общение детей Божиих другс другом и со Христом во время Вечери Господней.

На единство прообразно указывает вознесенный для благословения хлеб, представляющий собой нечто единое и завершенное. "Как множество зерен, - отмечается в "Догматике" нашего братства, - собранных вместе и прошедших через мельничные жернова и огненную печь, составляют один хлеб, так и многие верующие огненными страданиями Христа соединены воедино, составляют одно Тело Господа нашего Иисуса Христа. Как виноградный плод, прошедший точило, стал вином, так Христос, прошедший точило страданий с Гефсиманского сада до Голгофского креста, пролил Свою святую Кровь для очищения всех грехов наших" (45). Поэтому, когда мы принимаем кусочек того же хлеба, что и брат, стоящий рядом, можем ли обижаться на его, возможно, неосторожно сказанное слово или неосмотрительный поступок?! Ведь мы вкушаем общую трапезу - один хлеб!

Общение, происходящее во время Трапезы Господней, охватывает не только присутствующих, но и отсутствующих в настоящий момент членов невидимого Организма Христа. Общение с Главой Тела - Иисусом неизбежно указывает на общение с каждой клеточкой этого Тела.

Верой мы созерцаем Трапезу, в которой с нами участвуют Апостолы и Христос, первохристианские мученики и многие поколения истинных чад Божиих, прошедших земные испытания. Верой сознаем, что тот же Христос в то же время разделяет Трапезу в другом уголке земного шара, в общине, в которой мы лично не знаем ни одного члена. Но Христос объединяет всех нас и дает чувствовать плечи друг друга. Его дух действует в каждом,и потому такое объединение становится возможным и реальным с вселенской точки зрения в невидимом духовном мире. Можно согласиться с резюме, принятом на богословском собеседовании в г.Загорске: "В Евхаристии участвует с нами вся Церковь Христова. Уверенность в ее участии мы имеем потому, что Церковь есть Тело Христа" (46).

Итак, Вечеря Господня утверждалась, как общение и происходит, как общение. Она установлена, чтобы обновлять наше единство со Христом и друг с другом, независимо от того - видим ли мы один другого плотскими очами или нет. Следовательно, Вечеря Господня - это Трапеза мира и единства.

 

СЕРГЕЙ САННИКОВ Вечеря Господня: истоки, сущность, условия действенности и практика

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: