Герой веры и подвижник Евангелия МАЗАЕВ Гавриил Иванович

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме

МАЗАЕВ Гавриил Иванович родился в 1858 г. в семье зажиточных молокан в с. Нововасильевке Таврической губернии (ныне Запорожская обл., Украина). В 1867 г. семья Мазаевых переселилась в вольные степи Кубани и начала заниматься овцеводством, в котором отец имел успех. Его дело продолжили сыновья Дей, Гавриил и Василий, ставшие известными в России Ловцеводами - селекционерами; выведенная ими высокопродуктивная овца получила широкое распространение под названием «мазаевская».

Приведём сокращённо из автобиографического труда "Воспоминания" описание Гавриилом Ивановичем своего детства и отрочества до 16-и лет: "В необъятной степи, по соседству с многочисленными стадами овец, прошло моё детство... Первым моим учителем был ... крестьянин ... После него учителем был разжалованный офицер лейб-гвардейского (состоящий при монархе) полка... Во время Отечественой войны 1812 г. Осипов был в составе русских войск в Париже, где на досуге посещал религиозные собрания гугенотов, которые ему очень понравились. Однажды Осипов сказал, глядя на меня: «Гаврюша, ты вырастешь, станешь взрослым, то молоканином не будешь ... Будет новая христианская религия ..». Учителя своего я любил... Поверил я и предсказанию Осипова о новой христианской религии... В 16 лет у меня появилась жажда к чтению Слова Божия, чтобы определить истинное течение ожидаемой мною новой религии; но я много из прочитанного не понимал. Помочь мне разъяснением и советом было некому, и я оставил чтение Слова Божия, непонятого мною" ("Воспоминания"Г. И. Мазаев, 1992 г.).

В последующее 5-летие Г. И. Мазаев оставался таким, как большинство молокан: не уверенным в спасении своей души, редко молившимся дома, а в собраниях - больше заученными из псалмов фразами. Но в 1879 г. он от посторонних людей узнал, что его старший брат, Дей Иванович, прилежно изучавший Библию, готовится принять водное крещение по учению баптистов; к тому же совсем недалеко, в г. Владикавказе, в этом же году В. Г. Павловым была публично крещена группа молокан, и весть об этом быстро разнеслась по станицам и хуторам Терской и Кубанской областей.

Встревоженный тем, что его брат может последовать их примеру и "прогневить этим Бога", он вечером приехал к нему предостеречь. До ужина поговорить не удалось, а после ужина брат сразу же ушел к себе в комнату. Разговор пришлось отложить до утра. Перед сном он вышел во двор. "Ставни у окон дома были затворены, и лишь одна ставня в комнату брата не была плотно притворена ... и увидел, что Дей Иванович стоит на коленях и молится, чего у нас в семье никто раньше не делал. Это поразило меня, и я решил не говорить с братом о крещении ... Совесть стала укорять меня: "Брат молится Богу, а ты, не молясь Богу и не ища поддержки свыше от Бога, хотел было увещевать его. Имеешь ли ты на это право?"... Так, не поговорив с братом о крещении, я вернулся домой" (там же).

Со своей стороны Дей Иванович начал заботиться о духовном пробуждении своего меньшего брата Гавриила. Он пригласил к себе диакона Тифлисской церкви баптистов бр. А. М. Мазаева и устроил ему встречу с Гавриилом, но этот не был расположен к беседе, а посоветовал баптисту отправиться для бесед в деревню просвещать православных украинцев. "А мы и без вас знаем истину" - сказал он самоуверенно. Но Христос, провидевший в Гаврииле Мазаеве не только Своего преданного свидетеля, но и будущего мученика за веру в Него, начал посылать к нему одного за другим Своих верных свидетелей. У Гавриила неожиданно произошла встреча с бр. М. Д. Колосковым (позже он был секретарём на 1-ом съезде баптистов) у своего тестя, находившегося на смертном одре и искавшего уверенности в спасении души. Там Гавриил услышал, что судьбу души решает не вероисповедное название и даже не крещение, а только - мир с Богом через искренное покаяние и веру во Христа как личного Спасителя. Также молитва М. Д. Колоскова способствовала пробуждению его души: "... Колосков начал молиться ... Я первый раз слышал такую молитву! Она исходила от сердца и была так по-детски искренна, что произвела на меня неотразимое впечатление, и моя душа молилась вместе с Колосковым. Я переживал что-то новое и необыкновенное для меня, и, когда услышал "аминь", не хотел подниматься с колен и жалел, жалел, что молитва так скоро окончилась" (там же).

В 1883 г. меньший брат Василий, ездивший в связи с призывом новобранцев в родное село Нововасильевку и посещавший там благословенно растущую общину баптистов, пережил возрождение и на обратном пути заехал к Гавриилу и вечером молился, а он, коленопреклонённый рядом, молчал и вынужден был со стыдом сказать: "Я не умею молиться".

Но время и его духовного возрождения приближалось: его мать пригласила В. Г. Павлова посетить их местность, и Гавриил имел с ним личную встречу в доме Дея Ивановича, и хотя Гавриил при нем не покаялся, но слова Павлова: "Молитесь Богу, и Он откроет вам спасение", - побудили его к усиленной молитве после его (Павлова) отъезда. Вот как он описал памятные дни его уверования во Христа как личного Спасителя: "В тот день я ходил в ту комнату (кладовую) для молитвы около двадцати раз ... Так продолжалось восемнадцать дней. В конце 18-го дня, вечером при огне, я сидел и читал 5-ую гл. Матфея ... Около меня сидели мои дети ... Когда я прочитал ... стихи 8-12, моя душа просветлела: страдания Христа мне стали понятны и близки ... путь спасения стал для меня ясен: меня охватила радость, что Господь умер за грешников и я спасён. Я тут же, в комнате, пал на колени, а со мной и дети мои, и громко при всех благодарил Бога за открытое мне спасение ... Всю ночь я провёл в радости, утром сердце моё настолько переполнилось ею, что я пошел к рабочим своего двора и поделился моими ночными переживаниями, призывая их тоже отдаться Господу; сходил и в отделение больных рабочих и там с радостью рассказывал о том, что сотворил со мной Господь ...С того времени у меня началась новая духовная жизнь" (там же).

Крещение по вере он и его жена приняли 11 ноября 1884 г.

Отец - молоканин, изгнавший из дома старшего сына, также принявшего с женой крещение, почти полгода вёл беседы с Гавриилом, стараясь вернуть его в молоканство. Это послужило для Гавриила большим стимулом к усиленному изучению Библии, чтобы отвечать отцу, ссылаясь на Евангелие. И всё-таки отец ожесточился и произнёс: "Бери свою жену и ступай куда знаешь!" Но вскоре один очень уважаемый отцом православный человек усовестил его, и он смягчился к своим сыновьям - баптистам.

В 1885 г. Г. И. произнёс свою первую проповедь. Воскресное собрание, совершавшееся по-баптистски, было назначено в его доме, другие проповедующие братья отсутствовали, читать и изъяснять Слово Божие должен был он. С большим страхом приступил он к изъяснению текста, но по мере того, как он говорил, страх исчезал. Господь явно благословил начинание. По окончанию собрания один из образованных слушателей поблагодарил его за проповедь и, со слезами на глазах, сказал: "Молодой человек, Господь да будет с тобой. Проповедуй эту истину, пока ты жив ... Я рад, что услышал такие чудесные слова первый раз в жизни, и хочу сохранить их, пока буду жив" (там же). Одной из причин благословения его первой проповеди была коленопреклонённая молитва жены во всё время его проповеди: "Когда гости разъехались, я вышел и спросил жену: "Почему ты не пришла в собрание?" Она со слезами ответила: "Я знала твоё положение и боялась, что ты не сумеешь истолковать Св. Писание как следует, а собрание было большое, и люди все важные, поэтому я стала за дверями на колени и всё время молилась за тебя Богу" (там же). С тех пор началось благословенное проповедническое служение бр. Г. И. Мазаева.

В 1886 году Мазаев-отец добросердечно разделил своё большое овцеводческое хозяйство на 4-е равные части - себе и трём сыновьям; Гавриил стал хозяином 5- тысячного стада.

В 1886 г. Гавриил Ив. пережил посягательство на свободу проповеди Евангелия: командир казачьей сотни, к которой он был приписан до уверования, потребовал от него подписку, что он больше не будет проповедовать. "Я дам вам подписку, что не буду воровать, пьянствовать, безобразничать, но дать подписку, что не буду проповедовать Евангелие, я не могу", - ответил я (там же). Всё же при расставании этот поборник православно-самодержавного режима произнёс: "Ну вы всё же держите себя потише". Но эти слова не смутили Гавриила Ив. и, подобно апостолам и всем истинным исповедникам Христовым всех последующих веков, он твёрдо избрал своим принципом в вопросах веры "повиноваться больше Богу, нежели человекам", хотя бы они были и "начальниками" (Деян.5:29).

Всего спустя три года, в 1889 г., на 5-ом съезде баптистов он взял на себя обязательство на своем содержании быть союзным благовестником в Тамбовской губернии и Терской области. А ещё раньше, с 1887 г., он принял на себя служение казначея-кассира Союза баптистов и совершал его до 1904 г. В 1905 г. он нёс пресвитерское служение в Омской общине и был председателем Сибирского союза баптистов. В 1907 г. по его инициативе было основано Миссионерское общество баптистов для Сибири. Он лично содержал на свои средства несколько благовестников, а в годы 1907-1910-ый благодаря его инициативе и щедрым пожертвованиям был построен прекрасный молитвенный дом в г. Омске, который был местом многих съездов сибирского братства ЕХБ до репрессий 30-ых годов и после разрушения госатеизма вновь стал местом постоянных богослужений Омской церкви ЕХБ.

В короткий послереволюционный период свободы он был уважаемый и неутомимо трудившийся благовестник Союза баптистов. Мы встречаем его в группе руководящих братьев, сфотографированных в 1925 г. по случаю приезда в Москву д-ра Рашбрука И. X.; бр. Мазаев сидит 2-ой слева ("История ЕХБ в СССР", между с.с. 128-129). Мы видим, что он одет не лучшим образом: его имение было разорено ... но от этого он духом не пал. Как описано в истории Алма-Атинской общины ЕХБ (там же, с. 449), Г. И. Мазаев в начале 30-ых годов, когда некоторое время проживал там, не только "наставлял и духовно воспитывал членов церкви", но также из скромных оставшихся средств "с радушием благотворил бедным и сиротам".

Далее следы его мы находим в г. Джамбуле (Казахстан): по свидетельству описавших историю Джамбульской общины ЕХБ (там же, с. 502), "... в 1934 г. сюда прибыл и брат-старец Г. И. Мазаев"; он был среди принимавших активное участие в жизни церкви. А дальше, благодаря автобиографическому труду бр. Н. П. Храпова "Счастье потерянной жизни", в 1937 г. мы встречаем его, 79-летнего ... в пересыльной тюрьме г. Ташкента, где он мужественно проповедует в камере своим неверующим соузникам о спасении души чрез жертву Христову и о завещанном Им для спасенных Законе Любви - "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан.15:13). Там же мы находим предполагаемые данные о дате его кончины (1858+86) - 1944 г. и о месте кончины - Кустанайский тюремный изолятор (с.с. 71-74, кн. 3).

Почти 60-летняя жизнь в вере бр. Г. И. Мазаева, посвященная проповеди Евангелия Христова и щедрой во имя Господа благотворительности, таким образом увенчалась его смертью в узах как мученика за Христа и героя веры нашего евангельско- баптистского братства. «.. .я увидел под жертвенником души умерщвленных за Слово Божие... И даны были каждому из них одежды белые...» Откр.6:9,11.

 

Облако свидетелей Христовых, Центр Христианского Сотрудничества, Киев-2006

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: