Новый социальный феномен России – ее креативный класс
В категориях: Политика, экономика, технология

Наталья Назарова
Все чаще в дискуссиях о подходах к развитию города можно услышать понятие «креативный класс». А что оно означает? Существуют ли разные подходы к формированию креативного класса за границей и в России?
Существуют ли методики выявления представителей креативного класса, с которых начинается развитие любого сообщества, организации, в том числе и города, которые могут стать точкой опоры реализации стратегии развития?
Все ли представители креативного класса являются движущей силой перемен?
Понятие
Так, в книге Ричарда Флорида « Креативный класс: люди, которые меняют будущее» можно найти такое описание: «Экономическая потребность в креативности отражается в формировании нового класса, который я называю «креативным классом». Около 38 миллионов человек, 30% всех работающих американцев, принадлежит к этому классу.
Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Далее, все представители творческого класса — будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели — разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности — технологические, культурные и экономические — взаимосвязаны и неразделимы.
Радикальное отличие между креативным и другими классами заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости, чем два другие класса. [...] В течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз, с трех миллионов человек до сегодняшнего уровня; только с 1980 года его численность более чем удвоилась. Приблизительно 15 миллионов специалистов, более 12% рабочей силы США, принадлежит к его суперкреативному ядру. Сегодня в США креативный класс численно превосходит традиционный рабочий класс, объединяющий тех, кто работает на производстве, в строительстве или на транспорте».
Есть и такое определение (Феномен креативного класса: опыт экспертного анализа: Ю. Аксенова, В. Антонов, А. Анчугин, Т. Екатерижина, Д. Еловский, В. Закаблуковский, О. Саунин, Я. Яблоновская (под общ. ред. Д. Бажина)): «люди новой формации. Главные их качества: внутреннее согласие с веяниями эпохи и готовность принимать и осваивать новации и перемены, которые несет с собой глобализация и новая экономика. Лояльность своему времени – важная черта креативного класса. Она заключается в стремлении ценить то, что имеется в настоящем, и не тосковать по ушедшему. Это дает силы комфортно жить в ситуации постоянных перемен, которыми так славится современный мир.»
Также в Интернете
Ключевой социально-политической функцией креативного класса является трансляция в общество образцов и моделей для подражания (идеологических, социальных, экономических, культурных, бытовых и т.д.).
Креативный класс — коммуникативно активная часть общества. Это его принципиальное отличие. Коммуникация — важнейший и главный способ публичного проявления его представителей».
Кроме того, по мнению Ричарда Флориды, «Даже согласно самым строгим из моих критериев, в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса, т. е. ей принадлежит второе после США место в мире по абсолютному числу работников, занятых в креативных профессиях. По проценту от общей рабочей силы это ставит ее на 16-е место. В моем Мировом индексе креативности — комбинации разного рода показателей технологий, таланта и креативности — она попадает на несколько менее впечатляющее 25-е место. Другими словами, есть поводы для оптимизма, но впереди еще много работы.»
Можно нарисовать следующий портрет представителя креативного класса:
Открытость и восприимчивость к новым знаниям. Мотивы обучения преимущественно внутренние;
Склонность к обмену знаниями между собой;
Учатся друг у друга, быстро и гибко принимая все то, что эффективно работает, перерабатывая и модифицируя новые знания в собственном стиле;
Умение работать на стыке разных профессий и областей знания;
Умение легко адаптироваться в меняющемся мире;
Мобильность;
Стремление избежать принадлежности к формальным организациям;
Излюбленный стиль креативного класса: оставаться freelancer;
Высокая самооценка и развитая рефлексия по поводу собственной востребованности на рынке труда;
Стремление к обмену идеями, информацией на неформальном уровне. Отказ от официальных каналов коммуникации в пользу свободных, малорегламентированных площадок;
Использование новейших технологий для общения, обмена информацией;
Возможность самоорганизации в рабочие группы для выполнения проектов.
Масштабная конкуренция. Соперничество идей и взглядов, борьба за право диктовать моду и правила игры, задавать повестку дня
Амбициозность и сверхвысокая мотивация достижения.
Так, по каким признакам человека можно относить к креативному классу?
Согласны ли Вы, что в России сейчас около 13 млн. представителей креативного класса?
Согласны, что представители креативного класса – это высоко образованные и материально благополучные члены российского общества?
Добавьте свой комментарий