Переход Красного моря верой

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


В.Я. Канатуш 

Верой перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, египтяне потонули. Евр. 11:29

 Проследим внимательно 14 главу книги Исхода, где сам Моисей описывает это событие, и в дополнение прочтем 1 Послание к Коринфянам (10:1-2), где Апостол Павел одним штрихом, с духовной точки зрения, комментирует его.

Это был один из наиболее опасных моментов в судьбе Израиля, только что покинувшего Египет. Этот народ, ослабленный физически и духовно продолжительным рабством и только что обретший долгожданную свободу, еще вполне не осознал, что рабство кончилось и связывающие его оковы рухнули. Он еще не вдохнул полной грудью воздуха свободы. А поэтому малейшее затруднение или препятствие пугало его, повергало в панику. Народ был не готов ни к борьбе, ни к противостоянию, ни к отпору воинственным филистимлянам, находившимся в дружественных отношениях с египтянами. Духовно Израиль был еще младенцем, не утвержденным в вере, робким и малодушным. Бог знал это состояние людей, колеблющихся духом и умом, и повел их в Ханаан окружным путем, чтобы они, столкнувшись с войной, не раскаялись и не повернули обратно. Ужасам войны они могли предпочесть тяжесть рабства и по этой причине возвратиться в Египет (Исх. 13:17-18).

Из Рамсеса (Исх. 12:37) израильтяне двинулись на восток, по направлению к северной оконечности Суэцкого залива, в пределах которого и произошел их чудесный переход Красного моря. Затем они круто изменили курс направления с восточного на юго-западное, чтобы избежать столкновения с гарнизонами пограничной заставы. Первая остановка их была в Сокхофе, вторая — в Ефаме, в конце пустыни (Чис. 33:5-6). Трудность перехода по пустыне вызвала особое покровительство Бога: днем облачный столп охранял народ от жары, а ночью он становился огненным, освещая путь (Исх. 13:20-22).

Сыны Израилевы благополучно миновали пограничные крепости, где стояли на страже войска фараона, и вышли к Красному морю. «Расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном» (Исх. 14:2). Это была третья остановка. И вот здесь они столкнулись с первым серьезным испытанием. Господь это предвидел и повелел Моисею подготовить народ, чтобы они мужались и уповали на Его помощь и защиту, «и познают египтяне, что Я — Господь» (Исх. 14:3-4).

Между тем опасность назревала очень быстро. Фараону доложили, что «народ бежал». Наблюдая за странным передвижением еврейского стана, который делал резкие повороты, петлял и уже три дня был в пути, так и не совершив своего жертвоприношения в пустыне (как это представлял Моисей фараону — Исх. 5:3), фараон сделал выводы, что народ заблудился, чего и добивался Господь. Он вел народ таким образом, чтобы создать у египтян впечатление, будто евреи заблудились и чтобы фараон и его силы бросились в погоню и настигли их у берега Красного моря. Фараон экстренно снарядил такую погоню из шестисот колесниц, с конями и всадниками и часть войска с намерением вернуть обратно этих бежавших рабов. В те времена у фараонов была одна из самых мощных и хорошо экипированных армий. Колесницы Египта вселяли ужас в сердца народов и неприятельских армий, населявших плодородные земли. И Бог умышленно увлек эту мощную армию в битву с Самим Собой. Библия не случайно указывает число колесниц, коней и всадников, упоминая армию, чтобы показать, что армада была устрашающей. Не взирая на потрясшие страну бедствия, этот тиран лично сам возглавил погоню, и настиг еврейский стан у моря.

Какое это безумие, когда при явном вмешательстве карающей руки Божией и при явном действии Его могучих сил человек в своей слепоте ожесточается! Но еще безумнее, когда он бросается в безрассудную борьбу с Богом, «черепок из черепков земных» (Исх. 45:9)! Фараон до мелочей отразил на себе характер, реакцию и образ поведения диавола: когда жертва ускользает из-под его власти или влияния, он насылает на нее легионы духов, чтобы вернуть обратно и закрепостить еще сильнее. Это и есть то «поглощение» диаволом, о котором говорится в 1Пет. 5:8-9. Неутвержденных в вере, неспособных к духовному воинствованию и не умеющих сокрыться под крыло Божие он настигает и силой возвращает назад (Мф. 12:29,45).

С человеческой точки зрения, израильтяне действительно оказались в безвыходном положении, в тупике (запертыми в пустыне): с одной стороны, им преграждал путь горный хребет Джебел-Атака (или горы Ваал-Цефона), преодолеть которые могут разве что альпинисты; с другой — их действительно заперла пустыня; впереди расстилалось Красное море, а позади — настигающий их фараон с вооруженным войском. Ни средств к спасению, ни силы противостать у народа нет. Что делать?

И хотя Моисей заранее предупредил и подготовил людей, что Бог, хранящий их в пути, избавит их чудесным образом, однако дух народа сильно упал. Моисей оказался среди потерявшей веру и мужество толпы, готовой побить его камнями из-за страха, так как они чрезвычайно испугались. «И возопили сыны Израилевы к Господу, и сказали Моисею: разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?..» (Исх. 14:10-11).

Но Моисей, твердо уповая на Бога (хотя душа его скорбела и трепетала), личным мужеством, самообладанием и верой продолжал успокаивать малодушных братьев. Их внутренней слабости он противопоставил всю силу своей веры и откровения Божия. Устрашенной толпе он говорит удивительные слова веры, в которых звучит светлая надежда на победу, как гарантию их безопасности: «Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне... Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (ст. 13-14).

В этих словах — вся мощь веры Моисея, покоящейся на скале обетований Божиих. Говорить «не бойтесь», когда были все основания для страха, «стойте!» — когда были все основания для замешательства (фараон уже настигал их); говорить «вы увидите спасение Господне», когда они находились в положении словно пойманных в ловушку,— говорить так может только бесстрашная вера, которая, невзирая на страхи и опасности, может быть покойна упованием на Бога.

Моисей укреплял в вере не только народ, но и себя. Его вера подверглась здесь испытанию, ибо положение действительно было угрожающим. Не колеблясь, не поддаваясь панике, его вера с твердым убеждением заявляет: «...ибо египтян, которых видите вы ныне, более не увидите во веки». Вскоре это осуществилось.

Этот пример показывает, как часто колеблется вера человека, идущего по пути освобождения от гнета сатаны! Позади множество милостей Господних и великое избавление от Судов, но стоит возникнуть новому малейшему испытанию, как вера начинает колебаться и терять почву под ногами... А как важно не дрогнуть сердцем тогда, когда враг наступает, когда он ополчается и старается нас устрашить! Писание постоянно призывает верующих быть твердыми, непоколебимыми (1Кор. 15:58; 16:13). «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он» (Ис. 26:3). При любых невзгодах, опасностях, затруднениях, при самых неразрешимых или безвыходных обстоятельствах, при самых ожесточенных напастях врага самое правильное — взирать на Бога и твердо стоять в вере, и помощь Его приходит. Всякое же расстройство, уныние, расслабление сердца или паника только на руку тому, кто ходит по нашим пятам, чтобы поглотить нас (1Пет. 5:8).

О, как необходим христианину дух мужества! «Я оказал помощь мужественному» (Пс. 88:20). Мужественного Бог благословляет. Любимый дух у Господа — это дух смелости, твердости, дерзновенной веры. И излюбленное слово Евангелия Христова: «Не бойся, только веруй» (Мр. 5:36); «Не бойся, малое стадо» (Лук. 12:32). Спасителю доставляет огромную радость дать возможность человеку положиться на Него, чтобы потом, в ответ на доверие, подарить ему ободрение, утешение, нечто из щедрот Своей великой благости, даже сделать невозможное.

В этом новом испытании сынов Израилевых, в час их крайней нужды и опасности, только от Господа могло прийти избавление. И оно не замедлило, потому что раб Господень непоколебимо уповал на помощь свыше. Первый акт Божественной помощи или чуда состоял в отделении евреев от египтян: шедший впереди облачный столп стал позади стана «и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других» (Исх. 14:19-20). Так сверхъестественной силой Бог заслонил и защитил Израиля от настигавшего его войска. Насколько видно из рассказа, это событие происходило ночью, что усиливало напряженность ситуации.

Второй акт великого чуда Божия — разделение моря.

После того, как Моисей мобилизовал веру всего народа и подвел людей к берегу моря, Господь повелел ему простереть жезл над водами, чтобы открылась дорога по морскому дну и народ смог переправиться на другой берег. Спокойный и мужественный стоит Моисей перед растерянным и трепещущим станом недавних рабов — настоящий исполин веры! Глядя на огромный массив воды, достаточно глубокий и широкий, чтобы в нем утонуть всей этой армаде, можно было усомниться. Как? Море разделить? Возможно ли такое? Но Моисей недаром воспитывался в школе Божией и научился законам неба. Доверять Богу всецело, полагаться на Его слово, уповать на Его могущественную силу и власть — вот девиз веры пророка!

Моисей, вдохновленный Духом Святым и дерзновением веры, победным именем Иеговы простирает жезл на море, и воды расступаются. В Библии сказано: «И простер руку свою Моисей на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды» (Исх. 14:21). Образовался брод шириной в 1,5 км и длиной в 16 км (как это установили сегодня ученые). Утверждая возможность такого безопасного перехода израильтян по морю, как по суше, ученые опираются на упомянутый в Библии сильный восточный ветер, дувший не менее 12 часов, вследствие чего уровень воды мог упасть на три метра.

Интересно, что в подлиннике слово, которым обозначено производимое ветром действие (Исх. 14:21), имеет смысл распарывать, раскалывать, расщеплять. Значит, водная масса не просто разгонялась восточным ветром, но как бы раскололась, разделилась на две части. Воды воистину «расступились». Та же самая мысль звучит и в других текстах Писания: «расторг» (Пс. 73:13), «разделил» (Пс. 77:13; 135:13; Ис. 63:12), «рассек» (Неем. 9:11).

«И пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:22). «Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше» (Пс. 105:9-12).

Друзья мои! Какая нужна была вера, чтобы совершить такое дело и повелеть морским водам расступиться в стороны! Какая нужна была вера, чтобы вступить в этот коридор, где дно морское стало сушей, а вода стояла стеной справа и слева! И что переживали в этот момент сердца израильтян, идущих этими морскими безднами? Могла ли хоть одна душа из ропщущих и возмутившихся у моря (Пс. 105:7) остаться равнодушной в такой критический момент? Ведь они пересекали не мелководье: рукав моря был достаточно глубок, чтобы потопить египтян.

Без сомнения, души вступивших в море трепетали. Ап. Павел пишет, что пересечение моря не было веселой и легкой прогулкой. Для Израильтян это было «крещение в Моисея, в облаке и в море» (1Кор. 10:1-4). Сыны Израилевы в этот час пережили одновременно крещение водное, духовное и огненное и, очищенные в этом Божием пламени, вышли на другой берег с обновленным духом и обновленным сердцем. Столп облачный, в котором находился Ангел Господень, все время ограждал их от египтян, пустившихся в погоню и дерзнувших вступить в середину моря.

Таким образом, погруженные в море израильтяне вместе с тем были погружены в дух Моисея, в его веру, погружены в облако славы Божией, которая окружала их со всех сторон. Они испытали на себе мощную силу Его спасающей десницы.

В ст. 23 читаем: «Погнались египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его». Увидев чудо разделения моря, фараон и его армия, вместо того, чтобы упасть наземь и взмолиться истинному Богу, устремились в средину моря в последней попытке уничтожить израильтян. Что за неистребимая гордыня, высокомерие и ослепление! Что за сумасшедшая ненависть и вражда!

Далее читаем: «И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан египтян из столпа огненного и облачного, и привел в замешательство стан египтян, и отнял колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом» (ст. 24).

Это был третий момент великого чуда избавления. «Воззреть» для Господа означает движение Его воли, направление Его внимания. Для врагов Израиля оно означало нечто устрашающее: очи Господни были обращены «на беду им, а не во благо» (Ам. 9:4). Книга Исход указывает, что Он «привел в замешательство стан египтян», а Псалом 76:16-21 открывает, как Он это сделал: Бог наслал на них жестокую бурю, поражая их громовыми ударами со сверкающими молниями. Вот почему отнялись «колеса у колесниц их, так что они влекли их с трудом», в то время как израильтян Господь провел «через бездны, как коня по степи, и они не спотыкались» (Ис. 63:13).

Египтяне сильно испугались и решили повернуть обратно, но было уже поздно. Евреи достигли противоположного, восточного, берега, и, когда на берег ступил последний человек, Моисей простер жезл на море. В одно мгновение с ним произошла метаморфоза, страшная и гибельная для египтян: на них хлынули две приливные волны одновременно с обеих сторон. В результате кони и колесницы были поражены с такой силой, что их подбросило в воздух, а затем они навсегда скрылись под водой. Воды сомкнулись и погребли тела дерзких ненавистников Иеговы и Его народа. Пресловутая мощь Египта с ее «избранными военачальниками» потонула в море (Исх. 15:4). Это была удивительная военная победа без оружия — исключительно верой и силой всемогущего Бога. Это избавление стало образцом личного спасения, которое Бог сделал доступным каждому, кто ищет в Нем помощи и защиты.

А для нечестивых, в своей гордыне и высокомерии посягающих на наследие Господне, — это предупреждающий урок. Те, кто покушается на заповеданное Христом водное крещение, погибнут неготовыми, подобно египтянам. А покушаются на него принимающие крещение неверным путем, перелезая «во двор овчий» иначе (Ин. 10:1), без покаяния и возрождения, как фарисеи, приходившие к Иоанну креститься на Иордан (Мф. 3:8).

Перейдя море и увидев трупы утонувших, волнами выброшенных на берег, сыны Израилевы исполнились страха и трепета. Под влиянием чуда прежнее неверие сменилось верой. Только сейчас они по-настоящему осознали, что освобождены от рабства навсегда и поверили Господу и Моисею, рабу Его. Один и тот же путь завершился избавлением для одних и страшным Судом для других. Само море, по словам Ап. Павла в 1Кор. 10:1-2, стало образом крещения, а облако — образом Благодати Духа Святого. Моисей же уподобился «иерею; жезл — кресту; прошедший море Израиль — крещаемым, а преследовавшие его египтяне представляли собой образ демонов, сам же фараон служил изображением диавола...» (Библия Лопухина, т. 1, с. 322).

Это событие несказанно ободрило израильтян, осознавших, что они навсегда распрощались с рабством и преодолели немыслимые преграды, ибо за них вступился Сам Бог. Там же, на берегу, они с великим ликованием праздновали этот триумф. В Исх. 15:1-21 записана песнь Моисея, которую тогда пел весь стан. Это первая песнь, записанная в Библии, песнь победы, воспетая по случаю избавления от тяжкой неволи, гнета и погони. В ней ключевой фразой являются слова: «Господь — муж брани, Иегова — имя Ему» (ст. 3). Выражение «муж брани» широко используется в еврейских писаниях, чтобы обозначить людей-воинов; но здесь это относится к Богу. Переживание, которым израильтяне обогатились у Красного моря, привело их к богопознанию и к дивному исповеданию веры: «Он — Бог мой, и прославлю Его» (ст. 2).

Тот участок моря, через который был осуществлен чудесный переход, исследователи сегодня называют одним из северных рукавов Красного моря, другие — «Горькими озерами» или «Морем тростников» (по-еврейски так назывался один из заболоченных заливов Красного моря в области, где теперь проходит Суэцкий канал) (Библия, Брюссель, 1973, Приложения с. 1866). Переход через этот залив был указан как раз в том месте, где начиналось повышение морского дна, позволившего разделение воды. Но кто знал этот секрет? Один только Господь, Который воздвиг восточный ветер в определенный час и прекратил его в точно установленное время, чтобы волны сомкнулись и покрыли врагов Израиля. Эти научные данные нисколько не умаляют величия того, что совершил Бог. Хотя это был и лиман, но он был глубок, имел бездны и был не менее опасен, чем само море.

Для нас, верующих новозаветной Церкви, это должно быть величайшим уроком. Господь «вчера, сегодня и во веки тот же» (Евр. 13:8). В жизни каждого из нас и каждого поколения людей бывает свое Красное море, имеется и свой фараон с египтянами, старающимися преследовать, настигнуть и погубить. В наши тревожные земные дни мы невольно оказались «в средине» моря — в центре мировых проблем, бедствий, опасностей и катаклизмов, какие раньше нам были неизвестны. И чтобы выжить, выстоять, быть победителями, есть одно средство, ведущее к спасению, — вера! И есть одно-единственное безопасное убежище — Бог всемогущий и раны Христа. Он один проведет сквозь «Красное» море, и только Он избавит от всех «египтян» (Пс. 90; 17:2-3).

«Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог» (Пс. 89:3), — так впоследствии запишет сам Моисей.

Апостол Павел говорит, что все это были «образы для нас», записанные нам в наставление (1Кор. 10:6,11). Наш путь в Обетованный Край — небесный город Иерусалим — проходит точно так же, как и у древних евреев, выходивших из Египта и направлявшихся в ханаанскую землю. Нас отделяет от вечности, от чудного небесного Ханаана, море нашей земной жизни. Воды его темные и холодные: столько кругом безразличия, равнодушия к Богу, к Его Слову, а часто и презрения, и ненависти к истинным Его последователям! А диавол не перестает преследовать и угрожать, насылает на нас целые полки. На этом житейском море множество обольщений, сильных ревущих волн. Каждое переживание — это волна. Каждая скорбь, каждое искушение, увлечение, соблазн, падение и вопиющая нужда — это новые волны! Порой море шумит, страшно шумит. Волны вздымаются и готовы захлестнуть нашу маленькую ладью... Писание уподобляет этот греховный мир морю в непогоду: «А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь» (Ис. 57:20). Многие пережили это и по опыту знают, что это значит.

Что же нам делать сегодня при виде грозных накатывающихся волн? Отчаиваться? Падать духом? Унывать и опускать руки? Сетовать на тяжкий жребий или возмущаться, как делали евреи? Нет! Повеление Господне гласит и сегодня: иди вперед! Не смотри на страшные волны моря, на его грозный шум, а взирай на твоего Вождя, «начальника и совершителя веры» (Евр. 12:2) и вступай в воды моря. Бог наш и сегодня тот же! Он — «Ветхий днями» (Дан. 7:9). Его голос — «шум вод многих» (Отк. 1:15). Он сильнее всех вод морских и волн, страшно ревущих. Из каждой волны мы слышим Его ободряющий голос: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя...» (Исх. 43:1-2).

Это обетование вечно сущего и всемогущего Бога. И если мы доверяем Ему, Он исполнит на нас Свое дивное обетование и спасет из любой беды.

Как Он проявляет Свою силу?

У Красного моря, глядя на свою безвыходность, народ вопиял, а Моисей взывал к Богу. Но вопиять к Богу перед лицом реальных опасностей — только полдела. Надо и действовать! Когда против нас вздымаются организованные напасти властей тьмы, надо противостать им твердой верой (Иак. 4:7; 1Пет. 5:8-9). Господь сказал Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?.. Подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх. 14:15-16).

Иными словами, чего ты вопиешь, робеющее перед опасностями, сокрушенное скорбями, трепещущее сердце, если Бог с тобой? В твоей руке Его сила, а в Его Слове — указания, как побеждать. Употреби все это в дело — и придет облегчение, избавление, победа! Нельзя допускать малодушия или пассивности, — они расхолаживают, парализуют и без того немощные силы человека. Пользуйся истиной, которая есть свет Его! Простри на врагов твоих жезл правоты, власть Божию (Лук. 10:19) — и море усмирится, препятствия отступят или исчезнут совсем.

Господь избавляет тех, кто взывает к Нему, полагается на Него, но и кто противостоит всем противным силам с твердостью мужественной веры. Он не попустит, чтобы волны греха, скорбей и страданий захлестнули нас. С помощью Божией воды всех морей на свете, как бы глубоки и непреодолимы они ни были, станут для нас благословенной дорогой в Царство блаженства и покоя. Туда войдут только победители (Отк. 21:7). Достигнув той небесной пристани, мы затем прославим дивного Господа за наши неспокойные земные моря, которые мы преодолевали верой.

По примеру Моисея будем исполняться духом дерзновенной, решительной веры, чтобы и перед ней, как перед простертым жезлом, расступались препятствия на пути. Бог преподал эти незабываемые уроки не для истории, а для нас, чтобы мы учились жить верой и воинствовать верой. Подражая вере Моисея, не будем отчаиваться даже в отчаянных обстоятельствах. «Слабый пусть говорит: «я силен» (Иоил. 3:10)!

Итак, древнее повествование об исходе евреев из Египта стоит сегодня перед нами, как яркий указатель и нашего пути. Как тогда, так и теперь Исход совершается в трех этапах: 1) низвержение власти тирана, 2) выступление под прикрытием крови Агнца и 3) полное освобождение после прохождения Красного моря.

 

maloestado.com

www.mirvboge.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: