Социологический портрет гражданина СНГ

В категориях: Общество, Церковь и власть

Каковы ожидания соседей от гуманитарного сотрудничества в Содружестве

Олеся Ханцевич

В 2011 году исследовательский холдинг «Ромир» по заказу МФГС провел социологический опрос почти 12 тыс. человек в 11 странах Содружества. Это первое исследование такого масштаба на пространстве СНГ и Грузии за последние 20 лет легло в основу Концепции стратегии гуманитарного сотрудничества с учетом тенденций экономической кооперации и социально-культурного разнообразия государств – участников СНГ. Презентация социологического портрета граждан СНГ состоялась 30 мая на круглом столе МФГС.

Самые яркие и интересные результаты труда под названием «Гуманитарное сотрудничество государств – участников СНГ и Грузии: социологический портрет» представил гендиректор центра «Ромир» Андрей Милехин. «Многие факты удивили даже нас – исследователей. Например, тема информации оказалась одной из самых актуальных. Граждане практически всех государств хотели бы большей информационной открытости, чтобы среди той информации, которую они получают в СМИ, было бы больше информации о жизни соседей», – рассказал он.
Отдельный блок исследования посвящен русскому языку. Как показали итоги опроса, «90% опрошенных ответили социологам, что знают русский язык. При этом абсолютное большинство из них заявило, что владеет им свободно». «Отсюда следует вывод, что русский язык активно используется во многих странах СНГ, причем не только в бытовом общении, но и в бизнесе», – сказал Милехин, отметив, что о знании английского языка заявили меньше 20%, а тех, кто владеет английским свободно, намного меньше. На вопрос, хотели бы вы, чтобы ваши дети изучали русский язык, 96% участников опроса ответили положительно. В свете этого опрошенные посетовали на нехватку учебных заведений, литературы, телеканалов и многого другого, что позволило бы им поддерживать знание русского.

В ходе исследования в 11 странах (Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Таджикистане, Узбекистане, Украине) затрагивался широкий круг вопросов – от национальной кухни и истории до проблем культуры, спорта, литературы и т.д. «Удивило, что в разных странах интерес к тому, что происходит у соседей, разный. Лидеры интеграции, такие как Россия, Казахстан, показали средние результаты, тогда как наибольший интерес продемонстрировали граждане Украины и Беларуси. В Центральной Азии – средний результат, наименьший интерес на Кавказе: в Грузии, Армении, Азербайджане», – поделился президент «Ромира».

В каждой области гуманитарного сотрудничества есть свои лидеры, о которых гражданам СНГ хотелось бы знать больше. Например, в вопросах этнографии большой интерес к тому, что происходит в Грузии, Армении, Узбекистане. А в том, что касается культуры и спорта, существует большой спрос на новости из Украины, Беларуси и Казахстана. Но во всех странах люди единодушно заявляли о недостатке информации из стран бывшего СССР.

Президент ИНП «Общественный договор», заведующий кафедрой МГУ имени Ломоносова Александр Аузан, под руководством которого была разработана Концепция стратегии развития гуманитарного сотрудничества, так подытожил результаты исследования: «Люди явно не удовлетворены тем, что происходит в области гуманитарного сотрудничества на территории СНГ, и хотят они разного. Спрос не соответствует предложению. Наша задача состоит в том, чтобы гармонизировать отношения этих стран».

ng.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: