Судьба человека от Господа

В категориях: Наставь и научи


Александр САВЧЕНКО

 

"... судьба человека от Господа" Пр. 29,26

У слова "судьба" есть синонимы: жребий, рок, доля, участь. Этимологически оно означает ''отрезанный кусок" или "участок земли".

В древней Греции богини судьбы назывались Мойрами, в Риме - Парками. Люди наивно верили, что в руках этих богов и богинь находится и жизнь и смерть человеческая. В частности, по их понятиям, богиня Фортуна кому-то улыбалась, а к кому-то поворачивалась спиной. Тогдашний мир и мысли не допускал, кроме отдельных выдающихся философов, что Божественное Провидение ведет человечество к намеченной цели. И в наше время многих людей пугают мысли о роковой неизбежности судьбы, иначе говоря, фатальной предопределенности. Кто из нас не слыхал выражений вроде: 'Так на роду написано", "Чему бывать - того не миновать"? Кто не сомневался в том, что его жизнью управляет Всевышний любвеобильный Отец Небесный? Языческие предрассудки нередко вызывают колебания нашего доверия Богу.

Когда ап. Павел с Варнавой пришли в Листру, то местные жители попытались их обожествить, приняв Варнаву за Зевса, а Павла - за Ермия и заявляя: "боги в человеческом образе сошли к нам". Люди склонны верить в фатальную предопределенность событий, но не все способны видеть руку Божественного Правосудия в эпизодах своей жизни.

Как-то известный политический деятель Оливер Кромвель в сопровождении слуги ехал выполнить ответственное государственное поручение. Ночью он никак не мог уснуть. Спутник заметил это.

- Почему вы не спите? - спросил он.

- Боюсь, что плохо кончится эта поездка.

- Господин, я могу задать вам два вопроса?

- Пожалуйста.

- Как вы думаете, управлял ли Бог миром до того, как мы родились?

- Да, конечно.

- А будет ли Он управлять миром и историей после нашей смерти?

- Несомненно.

- Господин Кромвель, почему бы в таком случае не предоставить Богу возможность управлять миром и сейчас - на настоящем этапе.

После этого оба спали спокойно, кстати, и поездка была успешной.

Нередко встречаются заявления вроде того, что судьба урожая и мира между народами в наших руках, зависит от нас. И в этом есть своя правда. Человек в известной мере хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья.

В Псалме 118, 109 читаем: "душа моя непрестанно в руке моей," другими словами: мы не рабы слепой судьбы или бездушного рока, судьбой можно управлять. Каким образом?

Один царевич попал в плен, и когда его предупредили, что он будет идти по улицам города в кандалах во главе триумфального шествия полководца и победителя юноша возмутился:

- Но я ведь сын царя, на меня будут люди смотреть, это - позорное зрелище!

Об этом сообщили полководцу. Тот заметил: я сделаю так, что этому молодому человеку будут безразличны зрители. И он приказал ему нести сосуд, доверху наполненный молоком. Сзади шел палач с остро наточенным мечом и в случае, если юноша прольет хоть каплю жидкости, ему было предписано срубить царевичу голову.

После того, как шествие завершилось, победитель спросил пленника:

- Ну как, ты заметил, как реагировали зрители на твое унижение?

- Что вы, мне было не до того, я ведь душу свою держал в руках своих! - воскликнул молодой человек.

Да, душа наша и судьба - в руках наших.

В Пл. Иеремии читаем: "Кто это говорит: и то бывает, чему Господь не повелел быть?" Не от уст ли Всевышнего происходит действие и благополучие? "И это происходит от Господа Саваофа, дивны судьбы Его, велика премудрость Его". (Ис. 28, 29) "Судьбы Твои - бездна великая". (Пс. 35, 7) "О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11, 33) Таким образом судьба - это Божие определение о человеке. Не какое-то бесформенное чудовище, а участь человека, определенная ему Богом в соответствии с Его законом.

Но если судьба человека так зависит от Бога, при чем тут личная инициатива? И если у одних родителей ребенок погибает, а у других остается целым и невредимым, из одного малыша вырастает талантливый проповедник, музыкант или художник, а другой становится хулиганом и пьяницей, если какая-то девушка удачно выходит замуж, люди говорят: так, мол, суждено, от судьбы никуда не уйдешь. Поверив безбожным домыслам о неотвратимости рока, люди обрекают себя на волю случая, на пассивную покорность перед обстоятельствами.

Отвергая веру в живого Бога, они становятся жертвами суеверия и обмана, пытаясь узнать свою судьбу у цыганок, картежных гадалок, у астрологов. Они интересуются гороскопами, читают сонники, изучают линии ладоней.

Христиане подобным не должны увлекаться, поскольку они не рабы греха и слепой судьбы. Они говорят: "Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и Он будет вождем нашим до самой смерти." (Пс. 47, 15)

Как-то известный филолог Владимир Филимонович Марцинковский на одной из московских улиц встретился с цыганкой. Та предложила ему:

- Господин, хочешь, я погадаю и предскажу твое будущее?

- Не стоит, я сам могу тебе сказать и твое и мое будущее...

Он открыл Евангелие от Иоанна и прочитал (3, 36) "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем."

- Вот мое и твое будущее! - воскликнул Марцинковский.

Цыганку как ветром сдуло.

Хотя гадание нездоровое и неразумное явление, но в основе его лежит неистребимое желание человека знать, что его ждет в будущем. Чем окончится мир и его история? Когда будет "конец света"? Победит ли добро или зло? Какова роль личности и моя роль в судьбе общества?

На этих вопросах спекулируют лжепророки и лжеучители назначая ориентировочную дату, скажем "конца света" или другой вселенской катастрофы. Человек не живет только настоящим Он устремлен в будущее. И уныние зачастую приходит от потер* веры в светлую будущность. Как писал Лермонтов:

"Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть."

В Библии была предсказана судьба Вавилона (нынешнего Ирака): "И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, и не заселится он никогда." Так и случилось. Та же судьба постигла Римскую и Советскую империи, они распались, разрушились, подобно печально знаменитой Вавилонской башне. Слово Божие открывает нам, что судьбой можно управлять. Покаяние может изменить планы Божии, как, например, случай с Ниневией, которая должна был; быть разрушенной через 40 дней, но Господь отсрочил исполнение приговора ввиду смирения ее жителей.

В Нагорной проповеди Спаситель советовал: "Ищите ж; прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам'' (Мф. 6, 33).

В романе Л. Н. Толстого "Воскресение" Нехлюдов рассуждает: искать Царствия Божьего - это основное. Но люди, к сожалению, предпочитают остальное основному. И не получают в качестве приложения счастья, так как ищут именно счастье, а не того, что ему предшествует. Иначе говоря, они "ставят телегу впереди лошади."

В случае такой расстановки приоритетов, когда поиски Царствия Божьего, послушание воле Божией будет определяющим в нашей жизни, можно рассчитывать на то, что будущее станет благословенным.

В 28 главе книги Второзаконие (1-14 ст.) содержится обещание: "Если ты...будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... то придут на тебя все благословения сии... Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего и плод земли твоей... Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем" и т. д. А со стиха 15 и ниже приводится список проклятий, которые обрушатся на голову непослушных голосу Божьему и игнорирующих Его законы и постановления.

Так люди сами создают себе условия для счастливой и радостной жизни и здесь, и в вечности, если, конечно, послушны Богу. Управлять судьбой - это проще говоря - вести жизнь в соответствии с волей Божьей.

Недаром, человек, недостойно участвующий в вечере Господней, "ест и пьет осуждение себе". (1 Кор. 11, 29)

Бог устанавливает пределы обитания (Деян. 17,26) И в радиусе воли Божией мы блаженны. Но эмигрируя в другие места самопроизвольно, люди не только страдают ностальгией, но и навлекают на себя неприятности, беды, проклятия. И сожалеют о необдуманном авантюризме. Так произошло с Лотом, оказавшимся в Содоме. Так случилось с Елимелехом, эмигрировавшим в землю Моавитскую.

В Библии есть совет: "Не будь между упивающимися вином и пресыщающимися мясом." И если кто-то сделает по-своему и повадится заглядывать в кабаки, где развлекаются любители спиртного, и ему там "разрисуют физиономию", то пусть пеняет только на себя. "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15,33) и "блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит в собрании развратителей". (Пс. 1,1)

Разумеется, христианин не гарантирован от болезней, скорбей и даже смерти. Иосиф, сын Иакова, когда-то попал в ров, затем в тюрьму. Даниил даже угодил в ров ко львам за верность Господу. А три юноши - Седрах, Мисах и Авденаго - были брошены в огненную печь. Стефана побили камнями. Ап. Павла казнили. Но он при жизни писал без тени сомнения "любящим Бога... все содействует ко благу" (Рим. 8,28) т. е. их ждет счастливая судьба. И если мирские люди разделяют жизнь на полосы везения и невезения, мы, христиане, убеждены, что Господь направляет все обстоятельства жизни к нашему благу.

Верно заметил Псалмопевец: "Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге написаны все дни для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было". (Пс. 138,16)

Когда Кондратию Рылееву его дядя губернатор сказал, что хочет застрелить его, то услышал в ответ: "кому суждено быть повешенному - того не расстреляют!" И его действительно повесили.

Корнем слова "судьба" является "суд". А всякий суд предполагает наличие судьи и подсудимого. И веруя в судьбу, и сознавая себя подсудимыми, люди выпускают из виду того праведного Судью, Который все дела человеческие приведет на суд. Это о Нем писал Лермонтов:

"Есть Божий суд, наперсники разврата.

Есть грозный Судия: Он ждет.

Он недоступен звону злата -

И мысли, и дела Он знает наперед."

 

И этот справедливый Судья осудит всех делающих беззакония, вот почему страшно попасть в руки Бога живого! Безбожие фатализм, т. е. вера в бездушную судьбу, побуждает людей носить амулеты и талисманы, деморализует их, вселяет страх в души, порождает чувство безысходной обреченности. И, напротив, сознание того, что "все волосы у нас на голове сочтены", что любящий Бог, наш Небесный Отец, управляет миром и мы хозяева счастливой собственной судьбы, если живем в гармонии с небом, наполняет наши сердца стабильным оптимизмом.

"Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека. Ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо оно или худо." (Еккл. 12, 13-14)

Есть такая профессия - телохранитель. Если инкассатор или генерал самовольно меняют маршрут своей поездки и добровольно отказываются от охраны, которая была расставлена на всем пути их следования, то они рискуют оказаться убитыми. Кто в таком случае виноват?

Господь обеспечивает нам сверхъестественную ангельскую охрану на путях нашего исполнения воли Его. Да благословит тебя Господь, от Которого судьба человека, быть послушным Ему, "ибо ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих". (Пс. 90, И)

 

Короткие проповеди разных проповедников! Издательство "Светильник", ОРА Интернешнл, г. Мариуполь, 1994 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: