Знакомство с великим мужем молитвы

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


О. А. Тярк

 

«Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» Иак. 5, 17 18.

«И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» 3 Цар. 17, 1.

Многие верующие глубоко размышляют о задачах и нуждах народа Божьего. В чем мы особенно нуждаемся в настоящее время? Несомненно, у каждого из нас имеется множество различных желаний и нужд. Но, размышляя над многими из них, я пришел к глубокому внутреннему убеждению, что первостепенной нуждой народа Божьего является потребность в верующих молитвенниках. Мы нуждаемся в верующих, которые все проблемы разрешали бы через молитвы; которые трудились бы на ниве Божией с помощью молитв и начали бы молиться о большем количестве нужд, чем прежде, причем, с твердой верой и постоянством. Последнее особенно важно. Все мы нуждаемся в постоянном напоминании об этом.

Те, кто хочет быть неотступно молящимся, должны с радостью принимать неустанные напоминания о значении молитвы. Посвятить полчаса в неделю на исследование молитвенной жизни это не должно быть много для нас. И когда мы читаем или слышим о значении молитвы, будем и сами молящимися.

Проверяя свое личное духовное состояние перед лицом Бога, я должен сказать, что я недоволен своей молитвенной жизнью, особенно в отношении ее постоянства. В течение тридцати шести лет я находился на молитвенных горах, но бывал и на болотистой почве молитвенного равнодушия. Я не был последователен. Но внутреннее побуждение и серьезное желание стать лучше в отношении молитвы, научиться от великих библейских мужей молитвы, укрепляли мою веру.

Сделаем же совместно большой шаг веры и начнем учиться у пророка Илии. Что же собою представляет этот великий молитвенник?

Илия с плотской стороны. Когда мы желаем с кем либо познакомиться, то хотим знать что-либо о родителях, доме, детстве и юности этого человека, о его воспитании. Апостол Павел называет такое познание о человеке знанием с плотской стороны. Мы едва ли можем знать Илию с этой стороны. Мы не знаем, кем был его отец или мать, брат или сестра. Нам ничего не сказано о его детстве или воспитании. Для Бога и Его Царства это не имело (как не имеет и теперь) значения.

Об Илии нам только известно, что он был фесвитянин из жителей галаадских 3 Цар. 17, 1, но этот факт дает очень мало. Никто из нас не знает, где находилась Фесвита, и вообще это слово может просто-напросто означать «странник» или «пришелец». Действительно, Илия был пришельцем из среды жителей галаадских. Его дом был где-то на восточной границе Галаада, там, где, странствуя в слабо населенной местности, семьи потомков Иакова искали лучших пастбищ для своих стад. Там росли и воспитывались мужи в суровых условиях. Только такой мужчина мог пробежать двадцать пять километров перед царской колесницей от Кармила до Изреель 3 Цар. 18, 46 и поститься, когда потребовалось, в течение сорока дней. Он мог прожить в одиночестве, без жилья, на берегу потока, спать под можжевеловым кустом, ночевать в пещере Хорафа 3 Цар. 17, 3; 19, 5 и 19, 9. В город он приходил редко и лишь тогда, когда нужно было нечто сказать народу.

Внешностью своей Илия был человеком «в волосах» 4 Цар. 1, 8. Такую внешность ему придавали нестриженые волосы и опоясание на чреслах, которое не было подвержено искусству портных. Еще четыреста лет спустя «власяница» (длинный ворсистый сюртук) являлась признаком одежды пророка Зах. 13, 9. В этом, однако, мы еще раз находим доказательство, насколько легче воспринять внешнюю сторону (обычаи, форму одежды), чем постичь сущность дела и его содержание. Пророки времен Захарии, например, также носили власяницу подобно Илии, но не восприняли его истины.

Суровыми были и стиль, и речь, и манера выступлений Илии. Речь его была отрывистой, немногословной, но сильной. После долгого пути из Галаада в Самарию он впервые обратился со своей речью к царю. Но эта речь заключала в себе лишь только два коротких предложения: «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Другого подобного оратора мир едва ли слышал.

Большинство мужей Божиих должны были пройти суровую школу лишений и испытаний, и пророк Илия в этом отношении не составлял исключение. Горы и пустыни родного уголка воспитали в нем сильного человека, готового перенести любые лишения.

Илия с духовной стороны. С духовной же стороны мы можем достаточно хорошо познакомиться с этим великим мужем Божиим. В народе израильском было очень распространенным выражение «в силе и духе Илии». Оно не было новым для священника Захарии, услышавшего приведенные слова из уст ангела в Иерусалимском храме Лк. 1, 7.

Величие Илии состояло именно в его духовной сущности. Он сверкнул, как полночная молния, которая привлекает к себе все внимание и внезапно исчезает. Илия внезапно появляется перед царем, провозглашает горькую истину и также внезапно уходит.

Илия пришел в трудное время для ветхозаветного народа, время, когда духовная жизнь замирала, и оставил после себя не гаснущие доныне следы как в Ветхом, так и в Новом Заветах Библии. О нем говорят исторические и пророческие книги Ветхого Завета, Евангелия и апостольские послания Нового Завета.

И в географии Палестины известны его следы. Еще и в настоящее время на горе Кармиле показывают место жервенника Илии, источник, из которого он брал воду для жертвоприношения, а на горе Синае есть пещера, где он, возможно, отдыхал. На протяжении многих столетий пророк Илия вновь и вновь занимал почетное место в христианских проповедях, являясь ярким примером для молящихся и реформаторов. И для тех, кто достиг возраста мужа, Илия является примером в духовной жизни. Такого огромного влияния пророк Илия достиг только по одной причине: он был мужем Божиим. Он боялся Бога и глубоко почитал Его.

Он пророк действия. Если другие пророки писали послания и произносили длинные речи, то речи Илии в его делах. У него действующая вера, вера дел. Это дух Илии.

Отличительной чертой пророка Илии является глубокое презрение ко греху: «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, и пророков Твоих убили мечем» 3 Цар. 19, 10.

Что же тогда происходило? Еще за пятьдесят лет до Илии царь Иеровоам, желая предотвратить уход народа в Иерусалим, построил жертвенники золотым тельцам, и народ должен был служить идолам. Этот грех Иеровоама, сына Наватова, остался камнем преткновения и на последующие столетия в духовной жизни народа. То один, то другой из реформаторов разрушал поверхностный слой этого идольского строения, но основание оставалось на месте. На этом же основании строил царь Амврий, известный воин, и его сын Ахав, который был известен тем, что «он делал неугодное пред очами Господа более всех, бывших прежде него» 3 Цар. 16, 30. Он женился на дочери Ефваала, царя Си донского, Иезавели, принесшей в Самарию открытое поклонение Ваалу. Таким образом, Ахав имел плохого отца, плохую жену и был нечестивым. Все эти обстоятельства совершенно испортили этого по природе уступчивого человека.

А в это время на западе от Иордана, в Галааде, рос молодой Илия. Через горы на восточную границу Галаада следовала одна весть за другой о делах Иезавели. Вот пришло известие о разрушении жертвенников Господних, о том, что убиты тот и другой пророк. Илию охватывает святое негодование. Он не мог спокойно воспринимать слышанное, так как имел очень четкие понятия о границах между допустимым и недопустимым. К сожалению, есть верующие, которых никогда не затрагивают чувства святого гнева Илии, так как у них нет этого четкого представления о грани между справедливостью и несправедливостью, истиной и ложью. «Возревновал я о Господе, Боге Саваофе». Это дух Илии.

Но что мог сделать одинокий сын пустыни вдали от столицы? У него не было даже друга, готового чем-либо помочь. И Илия делает то, что могли бы делать многие из нас, но не делают: он употребляет могучее и так мало употребляемое нами средство он молится. Он молится один, молится усиленно и неотступно. Это дух Илии.

 

О. А. Тярк, Избранные труды Том 1

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: