Духовный терновник внутри нас и вне нас

В категориях: Трудные места


Яков ЛЕВЕН

 

Мы обратим наше внимание на одно растение, о котором говорит Св. Писание. Следует заметить, что растение это занимает особое отрицательное положение при очень важных случаях Библейской истории. Речь идет о терновнике.

Уже на первых страницах Св. Писания (Б. 5:18) сообщается о словах Бога, сказанных Адаму. Земля понесет проклятие за грех Адама и эта земля будет ему или человечеству произрастать терны и волчцы. Интересное сообщает нам и пророк Иеремия. Он передает слова Бога, из Иер. 4:3: "Распашите себе новые нивы и не сейте между тернами". Уже в Новом Завете Христос, объясняя о посеве, разъясняет, что произойдет с семенами, которые будут посеяны в тернах. Он говорит: посеянное в тернах означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщения богатства заглушают слово, и оно бывает бесплодно. Мф. 13:22. Из слов Христа видно, что в этом случае терном являются забота века сего и обольщение богатством. Значение слов пророка Иеремии 4:3, о которых я говорил раньше, точно так имело символическое значение. Не сеять между тернами, а вспахать новые нивы. В хорошо вспаханной и обработанной земле наибольший смысл сеять семя.

Иносказательно это обозначает, по словам Христа, Мф. 13:23.: "Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать".

Сеять же пшеницу в тернии бессмысленно, ибо, тернии заглушат пшеницу. (Мф. 13:7)

Замечательно об этом говорит ап. Павел в послании к Евреям 6:7-8. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произрастающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога. А производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.

Поразительно, что в этом случае из-за терний страдает и земля. Пророк Исайя, говоря о последнем времени и о Израиле, что только остаток его спасется, говорит об этом также символическим языком.

"Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день". Исайя 10:17.

Последние обращенные евреи, или израильтяне, будут настолько твердо стоять в истине, что всякое нечестие не будет терпеться в их среде, все, мешающее благочестию, будет устранено. Но пока еще очень часто, кажется, весь мир превратился в терновник. Как сказано у Исайи 7:24:"... вся земля будет терновником и колючим кустарником". И вдруг Соломон в Книге Песни Песней 2:2 говорит: "Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Лилия долин вдруг оказалась между тернами". Можно себе представить, насколько милее выглядит одинокая лилия среди колючего кустарника и терновника.

За беспечность Израиля у него вместо виноградников вырастут терны и волчцы. И здесь иносказание. Одичание Израиля будет происходить до тех пор, пока не будет излит Дух свыше. Исайя 32 гл.

Этим же языком пользуется пророк Михей гл. 7: "Горе мне! ибо со мною теперь - как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтоб уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них - как терн и справедливый - хуже колючей изгороди".

Сказав все это, Михей делает вывод и принимает твердое решение: "А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего; Бог мой услышит меня".

Здесь уже Михей выглядит, как лилия между тернами. Хотя в Песни Песней заложено более глубокое значение данных слов. Пророчески говорится о Церкви Христовой, которая в этом многострадальном и беззаконном мире выделяется среди всего погубленного, как лилия долин. Как свет среди ночи, как соль, сохраняющая от разложения.

Когда-то Бог сказал Иезекиилю: "Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелыми лицами и с жестоким сердцем, - к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: так говорит Господь Бог!

Будут ли они слушать или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты сын человеческий не бойся их и не бойся речей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, ...не бойся их, ибо они мятежный дом. И говориим слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы" (Иез.2;3-7).

Соломон в Притчах 24:30 говорит: "Проходил Я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного, и вот, все это заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел Я, и обратил сердце мое, и посмотрел, и получил урок: "Не много поспишь, не много подремлешь, не много, сложив руки, полежишь; И придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный". Пр. 24:30-34.

Рассказ Соломона о ленивом и его поле, как нельзя более точно подходит не только к труженикам поля, но и к нам, христианам-труженикам. Стоит нам облениться, как тут же появятся ростки крапивы и терна. Все прочитанное и приведенное в этом слове, хотя и взято Христом из повседневной жизни тружеников-крестьян, но все приведено к тому, чтобы нам всем понять более важное поле, а именно вселенскую ниву, или, скажем, новые Нивы. Поразительно еще и то, что люди-ленивцы, ищут покоя не на злачных пажитях, а под терновником. Так Иов говорит о подобных людях, они ревут между кустами и жмутся под терном (Иов 30:7). Речь идет о людях отверженных, о людях без имени. Иов 30:8. О людях, которые начали духовную жизнь, а закончили плотским хождением. Иеремия говорит: "Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучались, и не получили никакой пользы: постыдитесь же таких прибытков ваших. (Иер. 12:13).

Посеять пшеницу, а пожать терны - какое разочарование? Христос говорит (Лук. 6:44): "Не собирают смокв с терновника". И далее Он же говорит: "Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?" (М. 7:16)

Дерево познается по плодам.

Те, которые сеяли пшеницу и пожали тернии, когда-то были христианами с добрым именем, но когда вырос терн и заглушил пшеницу, т.е. все святое, то они стали людьми без имени, точнее без Христа. Таким, именно таким Исайя говорит: "Содрогнитесь, беззаботные! ужаснитесь, беспечные! Сбросьте одежды, обнажитесь и препояшьте чресла. Будут бить себя в грудь о прекрасных полях, о виноградной лозе плодовитой. На земле народа Моего будут расти терны и волчцы..."

"Вы слышите, о чем Бог говорит: на земле народа моего будут расти терны и волчцы. На этой земле должна расти пшеница или виноградные лозы. Но волчцы и терновник это чуждые растения на полях Господа. Бог, говоря о винограднике, сообщает нам, если кто вместо виноградника противоставит Богу в винограднике волчцы и терны, то Он сам пойдет войною против такого". (Исайя 27:1-3)

"На святой земле терновник должен гореть. Так именно оно и было, когда ангел Господень явился Моисею на Синае. Он явился ему в пламени горящего тернового куста". (Деян. 7:20; Исх. 3:2)

Когда Господь наш Иисус Христос страдал и был предан на распятие за наши беззакония, то Ему возложили на голову терновый венец. В Ев. от Марка 15:17 сказано: "И сплетши терновый венец, возложили на Него, и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский" (Мр. 15:17-18). Как терновый венец, так и слова "Царь Иудейский" являлись насмешкою над Христом. Но чрез эти страдания Христос стал не только Иудейским Царем, но Царем всех царей, притом навечно. Его терновый венец стал для нас дороже любой короны величайших царей. Как было явление Ангела Господнего в горящем терновом кусте, как было увенчание Христа терновым венцом, так будет переплетена история церкви с терновником...

Поразительное описание дает нам книга Судей в 9 главе. Там также использован символический язык. Там каждое вероисповедание представлено в виде дерева, как маслина, смоковница, виноградная лоза и, наконец, терновник. Эти деревья избирали себе царя - и избрали терновник, потому что всем предыдущим в случае избрания надо было идти на компромисс, с чем они не были согласны. Как только был избран терновник, то он сразу же стал преследовать тех, которые избрали его и которые не были вполне у него в подчинении.

При избрании терновник говорит: если вы поистине поставляете меня царем над собою, то идите, покайтесь под тенью моею, если же нет, то выйдет огонь из терновника и сожжет кедры Ливанские. Итак, через все страницы Священного Писания видим мы, что терновник символизирует гонения, страдания, скорби и уничижения. Как Христу неверные сплели терновый венец, так и церкви Христовой через века и тысячелетия постоянно сплетали терновые венцы. Но есть у нас, христиан, великое обетование, ибо очень скоро терновник на земле исчезнет и вместо него вырастет кипарис, говорит пророк Исайя 55:13. И чтоб никто не сомневался, двумя стихами раньше сказано это от имени самого Бога.

"Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Итак, вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам". Исайя 55:11-12

Вы слышите, деревья в поле, притом все, будут рукоплескать святым. Терновник, т.е. скорби, гонения, страдания, пришли к своему концу. На земле будет мир, вместо терновника - мирта, вместо голода, холода и войны - будет мир. Бог для нас приготовил великие благословения, и каждое из них дает своим в свое время. Еще немного, совсем немного, и грядущий придет и не замедлит.

Итак, дорогие, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние, ибо вместо терновника вырастет кипарис.

 

Короткие проповеди разных проповедников! Издательство "Светильник", ОРА Интернешнл, г. Мариуполь, 1994 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: