Пророк Моисей – пример лидера национального и общечеловеческого значения

В категориях: Трудные места


Бачинин В. А. доктор социологических наук

Первые пять книг Ветхого Завета, Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, носят общее название Пятикнижия Моисея. Для анализа проблем становления правового сознания израильского народа наибольший интерес представляет последняя, пятая по счету книга - Второзаконие. В греческом переводе Библии (Септуагинте) название этой книги, Дейтерономинон, составлено из двух слов - дейтерос (второй) и номос (закон). Оно переводится как «второй закон» или «повторение закона». Существуют разные объяснения его происхождения и смысла, среди которых одно из наиболее достоверных - это предположение, что во Второзаконии представлено повторное изложение целого ряда тех норм, правил, законов, которые ранее были уже представлены в книгах Исход, Левит и Числа.

Автором Второзакония считается пророк Моисей, от лица которого ведется значительная часть повествования. Дата написания книги - XIII век до Р. Х. Впоследствии Второзаконие подвергалось редактированию и дополнениям со стороны позднейших переписчиков. Но основа этой книги, принадлежащая Моисею, оставалась в своей сути неизменной. Утверждение некоторых исследователей, будто Книга Второзаконие была найдена в иерусалимском храме в конце VII в. до Р. Х., а написана была незадолго до этого, представляется большинству библеистов и историков несостоятельным.

Из текста Второзакония следует, что автор книги стар: ему около 120 лет, и он готовится покинуть этот мир. Израильскому народу предстоит вступить в землю обетованную без него. Поэтому обращения пророка выглядят как прощальные напутствия и наставления. Книга наполнена нормативными предписаниями религиозного, этического и правового характера, которые Моисей доводит до своего народа. Он завещает, чтобы Закон Божий читался вслух каждые семь лет для всех израильтян, мужчин, женщин, детей, пришельцев, дабы они слушали, учились, боялись Бога и исполняли Его требования.

Жанр Книги Второзаконие не может быть определен однозначно, поскольку она включает не только законы, но и проповеди, а также разнородный исторический материал. Как историческая книга, она рассказывает о последнем периоде жизни Моисея и о тех событиях, через которые он проходил вместе со своим народом. Важное место в ней занимают три пространных обращения пророка к народу. Они носят характер проповедей и завершаются благословениями.

В первом обращении (Втор. 1, 5. - Втор. 4, 40) говорится об испытаниях, перенесенных израильским народом. Рассказ пронизан чувством глубочайшей признательности Богу за то, что Он вывел Израиль из египетского рабства. Здесь же вспоминаются различные перипетии движения через пустыню и некоторые военные столкновения с языческими народами.

Второе обращение Моисея (Втор. 4, 44. - Втор. 11, 32) начинается с повторного изложения Десяти заповедей (первый раз о них говорилось в 20-й главе Книги Исход). Пророк призывает народ чтить Бога, перечисляет установления и законы, касающиеся многих сторон общественной жизни. В третьем обращении продолжается перечень наставлений, в числе которых важное место занимают предписания, указывающие, каким образом израильтяне смогут утвердиться на земле Ханаана.

Содержание Второзакония важно для понимания общей этической и религиозно-правовой концепции Ветхого Завета. Оно складывается из поучений пророка Моисея, ведущего соплеменников из египетского рабства в землю обетованную, излагающего заветы Бога, указывающего на то, что необходимо делать человеку, а что недопустимо. Те люди, которые некогда вышли из Египта, и с которыми Бог установил синайский завет, в своем большинстве уже умерли за время почти сорокалетних странствий по пустыне. Поэтому поучения Бога, передаваемые через Его пророка Моисея, обращены уже к новому поколению израильтян, к родившимся на свободе. Именно им предстояло войти в землю обетованную, расчищая себе путь мечом и огнем и изгоняя из обжитых мест обосновавшиеся там народы. Для этого опасного и многотрудного дела необходимы были отвага, мужество, решимость, дисциплина и организованность. Но самое главное, в чем нуждались израильтяне, - это в подтверждении того, что Бог будет сопровождать их на каждом шагу и поможет овладеть теми территориями, которые Он обещал отдать им.

Пророк Моисей - не мифологический герой, а реальная историческая личность. Он принадлежал к израильскому народу, пребывавшему в египетском рабстве1. Родился он ок. 1350 г. до Р. Х. в Египте и принадлежал к колену (роду) Левия. У него были старшая сестра Мариам и старший брат Аарона. Из-за того, что на момент рождения Моисея действовал приказ фараона избавляться от всех новорожденных израильских мальчиков, мать вынуждена была прятать его. Когда ребенку исполнилось три месяца, она положила его в корзину и оставила в речных зарослях тростника. Корзина была найдена дочерью египетского властелина, и та взяла мальчика во дворец, полюбила его и относилась к нему как к родному сыну. Случилось так, что в качестве кормилицы к Моисею была приглашена его родная мать. Он вырос во дворце, получив должное воспитание и наилучшее образование.

Моисею было сорок лет, когда случился неожиданный инцидент: он стал свидетелем сцены жестокого избиения израильтянина египетским надсмотрщиком. Вспышка гнева Моисея была столь сильна, что он утратил контроль над собой и в яростной стычке убил надсмотрщика. Опасаясь наказания, Моисей вынужден был через несколько дней бежать из Египта.

Следующие сорок лет жизни Моисея прошли вдали от Египта, среди пастушеских племен. С внешней стороны он, казалось бы, жил обычной, простой жизнью своего окружения - обзавелся женой и детьми, странствовал со стадами по пустынным просторам. Поворотным моментом жизни пророка стала его встреча с Богом в горной, пустынной местности Синая. Там он увидел горящий, но не сгорающий терновый куст и услышал голос: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исх. 3, 6 - 8).

Моисею открылось, что его народ будет избавлен от рабства и возвращен в землю обетованную не человеческими усилиями, ни политическими талантами его лучших сынов, а только волей и силой всемогущего Бога.

Когда Бог повелел Моисею отправиться в Египет, то вооружил его несокрушимой верой в успех этой миссии,    наделил всеми необходимыми лидерскими качествами великого народоводителя, отметил печатью Божьего избранничества - харизмой, дал ему всё то, чем должен обладать пророк, духовный вождь, политический лидер, духовный предводитель и законоучитель.

Как свидетельствует Библия, Моисей, выслушав повеление Бога, оправился в Египет. И здесь начинается совершенно новая глава в жизни Моисея, связанная с его особой религиозно-политической миссией.

То, что Моисей предложил фараону отпустить израильский народ, можно назвать безумным политическим проектом. Но Бог дал ему все необходимое, чтобы помочь его народу вырваться из-под ига идолопоклонников. После преодоления невероятных трудностей сопротивление деспота было сломлено, и израильский народ освободился от рабства, в котором пребывал 400 лет.

Моисею, как народоводителю, изначально было присуще обостренное чувство справедливости. В своей жизни он неоднократно выступал в роли правозащитника, вставая на пути у тех, кто пытался грубо попирать права других людей. Так, в Египте он выступил в защиту израильтянина, которого избивал египтянин. В земле Мадиамской он защитил от грубости чужих пастухов дочерей священника Мадиамского, набиравших воду.

После исхода из Египта, Моисей, ведший за собой многотысячный народ, вынужден был выступать в роли судьи, каждодневно участвующего в разбирательствах многочисленных конфликтных ситуаций. Мудрый совет его тестя Иофора помог ему заложить организационные основы системы правосудия. В Книге Исход так рассказывается об этом: «На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел тесть Моисеев все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим, и объявляю уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак, послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам и законам Божиим, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил» (Исх. 18, 13 - 24).

Судьи должны внимательно следить за тем, чтобы показания свидетелей не были ложными. Если же обнаруживалось лжесвидетельство, то доносчика следовало наказать, сделав ему то, что он умышлял предпринять против брата своего.

Наставляя судей, Моисей говорил каждому из них: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16, 19 - 20). Пророк апеллировал не только к будущему Израиля, но и к его прошлому, когда он был в египетском рабстве: «Не суди превратно пришельца, сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь, Бог твой освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» (Втор. 24, 18).

На эти два типа апелляций, к прошлому и будущему, опирается этическая аргументация Моисея, взывающего к честности и неподкупности судей.

Моисей не только ввел институт судей, которого прежде не было у израильского народа, но и заложил основания гражданского и уголовного законодательств. Формулируя правовые требования, пророк-законодатель подкреплял их религиозно-этическими аргументами. Он постоянно подчеркивал, что следует соблюдать законы,    «ибо мерзок пред Господом всякий делающий неправду».

Призывая исполнять требования морали и нормы права, он напоминал, что это важно делать, «дабы Бог продлил дни твои на земле».

 

Бачинин В. А. Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и литература. Том X. - СПб.: Издательство «Алетейя», 2006.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: