Тот, кто надеется на Господа, кто слушает Его, никогда не будет постыжен.

В категориях: Трудные места


Я.Н. Пейсти

 

В книге пророка Иеремии есть один очень интересный стих: "Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся" (Иер.48:11). С первого взгляда этот стих как будто ни о чем значительном не говорит. Но в этих словах скрыта притча, в которой сказано о том, что в нашей жизни необходимы перемены: всякая перемена в жизни чада Божия играет важную роль в его духовном росте.

Но сначала следует выяснить процесс и метод, которыми пользовались израильтяне при изготовлении качественного, прозрачного и вкусного вина. Неотъемлемой частью длительного процесса изготовления вина было переливание виноградного сока из одного сосуда в другой. Виноградный сок вначале должен был определенное время отстаиваться в сосудах, при этом изменялись внешние условия: изменялась температура, иногда изменялось освещение (сок выносили на свет или помещали в темное место). Затем этот сок переливался в другой сосуд. И всякий раз, когда сок переливался в следующий сосуд, на дне сосуда оставались осадки. Таким образом, благодаря переливанию вино очищалось от осадков, становилось прозрачным, сверкающим, и вкус его, естественно, улучшался. Опытные виноделы знали, что высокого качества вина невозможно достигнуть, если его не переливать из одного сосуда в другой. Если не делать переливания вина из одного сосуда в другой, то вино будет мутным, и привкус осадков сохранится.

Итак, о чем же говорит нам эта притча? Ты и я являемся этим вином, а Бог - винодел. Он переливает нас из одного сосуда в другой так, как находит нужным. Сосуды же говорят о разных переживаниях в нашей жизни: испытаниях, сложных обстоятельствах. Но вы скажете, разве это так важно? Да, разные условия жизни для нас так же необходимы, как необходимы разные сосуды и разные условия для приготовления хорошего вина. "Переливание" нас из одних условий в другие является планом Божиим в деле нашей духовной жизни.

У Моава, который" от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда в сосуд... оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся" (Иер.48:11). Он был ни к чему не пригоден. Он прожил свою жизнь, никому не принеся никакой радости. На примере изготовления хорошего, высококачественного вина мы можем заключить, что и для очищения нас от "осадков" ветхого человека Бог "переливает" нас из одних условий в другие. Это школа Духа Святого - школа, через которую должны пройти все дети Божии, чтобы их жизнь была благословением для других и приносила радость Богу. Так созревали все мужи веры. Читая Библию или историю церкви, вы не раз увидите, что Бог постоянно изменяет обстоятельства и условия жизни своих избранных, часто помещая их в необычные ситуации и странные места: в темницу царедворца Потифара, в львиный ров, в огненную печь, в пустыню, в какую-нибудь пещеру. Места и условия самые разнообразные, но каждый такой "сосуд" является одним из классов школы Духа Святого, в которой происходит процесс освящения, очищения от того, что неугодно в нас нашему Виноделу.

В жизнеописании Илии, мы можем обнаружить, что Бог вел пророка именно таким образом. Из "сосуда" земля Галаад Илия был "перелит" в " сосуд" Хораф, а затем в "сосуд" Сарепта; и дальше Бог переливает его и в другие "сосуды". Давайте поговорим о том, что происходило в "сосуде" Сарепта.

У потока Хорафа, что против Иордана, пророк находился примерно год. Об этом мы читали в начале 17-ой главы 3-ей книги Царств: "По прошествии некоторого времени этот поток высох; ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя" (3Цар.17:7-9).

Какой странный "сосуд" - Сарепта! Мог ли Илия предполагать, что он попадет именно в такой невероятный "сосуд" ? Никогда! Да, это место, которое Бог указал Илии, говорило о Его водительстве! Пойти в Сарепту Сидонскую, и притом к вдове, да еще к какой вдове! Несмотря на такое странное повеление Илия проявляет удивительную стойкость и большую веру. Он не убежал, не покинул высыхающий поток Хораф. Нет; Илия ждал слово от Господа. Вот это пример подлинной веры!

Вера не только терпелива в ожидании указания от Бога, - вера еще и послушна. Кто говорит, что имеет веру, а не проявляет послушания, тот обманывает самого себя. Послушание - это плод веры. Где нет послушания, там нет веры!

"Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он, и пошел в Сарепту..." (3Цар.17:9,10). Да, Илия немедленно поступил по cлову Господню. Получив такое повеление, вполне возможно, что у него появились вопросы или даже возмущение. Но Бог не нуждается в наших советах или в наших мнениях по поводу следующего шага, который Он указывает. Господь говорит: "Встань, и пойди..." (3Цар.17:9). Если мы хотим угодить Богу, то нам остается только одно: " встать, и пойти". Идти, несмотря на то, что указанный нам следующий шаг кажется крайне неблагоразумным.

В данном случае можно было бы понять возражения Илии; они даже кажутся естественными:" Как? Идти в Сарепту Сидонскую да еще оставаться там? Как? Идти к вдове и зависеть от нее? Это немыслимо!" Но вера подсказывает: "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой" (Прит.3:5). Вера - это в первую очередь действие сердца, а не разума. Это отнюдь не значит, что нам не следует думать. Для того Бог и дал нам разум, чтобы мы думали. Но слово Господне превыше нашего человеческого разума. Естественным решением пророка было бы не идти в Сарепту и не рассчитывать на то, чтобы какая-то вдова кормила его, когда вся страна голодает. Вполне возможно, что такие мысли появлялись у Илии, ибо он был "человек подобный нам" (Иак.5:17).

Почему подобные мысли могли возникнуть у Илии и почему они вполне естественны? Причина очень проста и логична. Дело в том, что Сарепта находилась в Сидоне, в той стране, где царствовала Иезавель, которая была врагом Илии и всего народа Божия. И вдруг Господь говорит пророку, что следующим местом его пребывания будет именно эта вражеская территория. В какой невероятный "сосуд", в какую раскаленную печь перемещает его Бог! Кроме того, чтобы достичь Сарепты, Илии нужно пройти более ста пятидесяти километров вглубь района, занятого врагом. А ведь в это время весь аппарат государственной безопасности был занят поисками пророка - смутьяна, нарушителя порядка, врага народа; и теперь, чтобы попасть в Сарепту, Илия должен пройти через территорию, где так много агентов Иезавели. Немудрено, что у Илии могли возникнуть сомнения о целесообразности такого шага. И тем не менее, когда Господь велит идти, то остается только одно - идти.

Но разум подсказывал и другие причины, почему это перемещение неблагоразумно. Обратите внимание на человека, указанного Богом, который должен будет позаботиться о пророке в Сарепте. Это не был какой-то богач или один из видных людей Сидона; нет! Это была бедная, одинокая, изнуренная голодом женщина-вдова с сыном. Но она была не только бедной вдовой, но кроме того, эта женщина была язычницей, которая жила на том месте, где поклонялись богу Ваалу. Как невероятно то, что Бог посылает Илию к такому человеку и в такое место.

Да, таковы пути Господни! Он избрал немудрое мира сего, через которое Он должен быть прославлен. Странны пути Его, и разум Его не исследим! Поэтому не удивляйся, если Господь ведет тебя путем, противоположным тому, на который ты рассчитывал. Доверься тому, что говорит слово Божие: "Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду" (Иер.29:11).

Бог, Который обеспечил Свое чадо у потока Хорафа, не покинет его и на новом месте. Там Он повелел воронам кормить его, а в Сарепте Он повелел кормить пророка женщине-вдове. Если Он повелел, то есть ли причина беспокоиться? Нет для этого причин! Потому что и завтра Бог будет так же верен, как Он был верен вчера, ибо "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр.13:8). Иисус Христос сказал: "...се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф.28:20). А единственное, что невозможно Богу - это лгать: "Ибо все обетования Божии в Нем да и в Нем аминь..." (2Кор.1:20)!

"И встал он [Илия], и пошел в Сарепту..." (3Цар.17:10). Без колебания, без возражения Илия пошел и сделал по слову Господню. Это, дорогие мои, - вера, которая угодна Богу. Да, вера не зависит от чувств, не зависит от наших настроений и обстоятельств, которые постоянно меняются; вера - в нашем послушании слову, сказанному нам Богом.

Помните, Христос сказал Петру: "Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова" (Лк.5:4). И что же отвечает человеческий разум: "Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали" (Лк.5:5)... Здесь нет рыбы. Мы столько раз уже закидывали сети... И кроме того, никто не ловит там рыбу днем". Получалось, что слово Господне как бы противоречило человеческому разуму, знанию и опыту. А как отвечает в таком случае вера? Она говорит: "...но по слову Твоему закину сеть" (Лк.5:5). И дальше сказано: "Сделавши это, они поймали великое множество рыбы..." (Лк.5:6). Тот, кто надеется на Господа, никогда не будет постыжен.

Почему есть верующие, в духовной жизни которых нет никакого прогресса? Причина вот в чем. Они не исполняют сказанное им Божье слово. Правда, вначале они как будто с радостью принимают слово, но при первом же испытании они соблазняются и вместо того чтобы решительно действовать, взирая на Невидимого, Который до конца верен Своему слову, начинают мудрствовать, обращать особое внимание на обстоятельства.

Сарепта для Илии была определена планом Божиим. Это был новый "сосуд", в который Небесный Винодел переливал Свое вино. Интересно отметить здесь значение слова "Сарепта", что значит" тигель", то есть вместилище, сосуд для плавки металла. И вот в этом тигеле будет происходить переплавка драгоценного металла - веры Илии. Чтобы приготовить его к самому важному служению, которое будет на горе Кармил, Господь посылает его в тигель Сарепты, "дабы испытанная вера [его] оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота" (1Пет.1:7).

Если мы хотим, чтобы наша вера была крепка, закалена, как сталь, чиста и прозрачна, как царское вино, то мы должны позволить нашему Господу полностью распоряжаться нашей жизнью. Если Он считает, что для нас лучше раскаленная печь, то пусть бросает нас в печь. Как огонь в печи не причинил никакого вреда трем друзьям Даниила, так он не повредит и нам. Сгорят только веревки, которые связывали нас. Но там, в раскаленной печи, мы будем не одиноки. Как с этими тремя мужами веры был четвертый, вид которого был "подобен Сыну Божию", так и с нами, в нашей печи, будет Господь Иисус Христос. Тот, Который прошел долину скорби, претерпел страдания от грешников, вкусил смерть, и притом крестную смерть, Он будет с нами во всех наших испытаниях, чтобы поддерживать нас. "Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр.4:15). Поэтому Он знает и понимает нас, сочувствует нам. Слава и благодарение Ему!

Если Господь послал тебя в Сарепту, то знай, что Он Сам идет с тобой. Господь говорит: "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей" (Ис.41:10). Чудный наш Бог - Он Сам идет вместе с нами в нашу Сарепту! Слава и благодарение Ему!

 

Я.Н. Пейсти Илия

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: