Что делать с Дальним Востоком

В категориях: События и вести


Россия рассчитывает на саммит АТЭС в надежде сместить центр внешней торговли в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Задача страны – увеличить долю АТР до 50%. Однако сделать это нельзя без решения инфраструктурных проблем на Дальнем Востоке.

Власти РФ ставят задачу увеличить долю Азиатско-Тихоокеанского региона в российской внешней торговле не менее чем до 50%, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Прежде всего, по его словам, надо развивать торговлю с Китаем, Японией, Кореей и США. Сейчас инвестиционный и торговый потенциал с этими государствами «даже на четверть не задействован», добавил он.

Форум АТЭС, который пройдет во Владивостоке в начале сентября, должен будет способствовать реализации идеи смещения баланса торгово-экономического сотрудничества на восток, отметил Шувалов, передает РИА «Новости». «Главным итогом (саммита) будет то, насколько много инвестиций Россия примет затем, после саммита, насколько другие экономики будут готовы принять российские инвестиции», – отметил Шувалов.

Впрочем, взаимодействие с Европейским союзом будет продолжено. В том числе, в плане развития совместных проектов европейского и российского бизнеса по выходу на рынки АТР.

Для развития экономического взаимодействия со странами АТР даже будет создан специальный орган при президенте России, отметил Шувалов. «Будущее для нашего ускоренного роста – это когда у нас две крепкие ноги. Не одна европейская, а европейская и азиатская. Вот когда мы будем крепко стоять на этих основах, тогда у нас будет совершенно другая безопасность нашей экономики», – добавил первый замглавы правительства.

«Доля стран АТР в общем объеме внешней торговли России составляет менее 20%, хотя ранее было и вовсе 12%. Китай занимает первое место в этом объеме, но на остальные страны, в том числе Японию и Корею, приходятся маленькие объемы торговли», – говорит газете ВЗГЛЯД заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, китаевед Андрей Островский. В 2011 году товарооборот России и КНР достиг рекордного показателя – 83,5 млрд долларов. Россия ставит цель к 2015 году выйти на отметку в 100 млрд долларов, а к 2020 году – в 200 млрд долларов. «Если раньше первое место в объемах внешней торговли нашей страны занимала Германия, то после кризиса на первое место вышел Китай», – добавляет эксперт.

Между тем доля России во внешней торговле стран АТС невелика. «Россия занимает где-то второе место с конца после Папуа Новая Гвинея по степени вовлеченности в экономические связи со странами АТС, а это 21 экономика», – говорит Островский, добавляя, что у Китая наиболее тесные торговые связи с Евросоюзом, на втором месте – США.

Помеха

Развитию тесного сотрудничества России и АТР мешают вполне объективные экономические причины. И главная – это крайне слабая транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке. «Самый простой пример: у нас по реке Амур ни одного моста нет. И по Уссури тоже. Так как грузы возить? – рассказывает Островский. – А соглашение с китайцами о строительстве моста Благовещенск – Хэйхэ (Амурская область) было подписано еще в 1995 году. 17 лет прошло – до сих пор там конь не валялся. Почему такие задержки с российской стороны, надо спрашивать у нашего Минтранса».

Вторая причина – это низкая инвестиционная привлекательность Дальнего Востока. «Доля Дальнего Востока в объеме иностранных инвестиций в Россию составляет не более 5%. Все инвестиции на территории от Чукотки до Приморского края идут из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из Томской, Ханты-мансийской областей», – говорит эксперт.

В рамках АТЭС Россия планирует привлечь иностранные инвестиции для развития инфраструктуры на Дальнем Востоке, при этом делается ставка на государственно-частное партнерство. «Это правильно, потому что в российском бюджете просто денег на все не хватит», – говорит Островский.

Только в 2012 году инвестиции в Дальний Восток (в основном в инфраструктуру) составят более 1 трлн рублей, говорил в апреле полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. До 2013 года инвестиции составят 3,3 трлн рублей, а на 2012–2020 годы – 9 трлн рублей. Однако это деньги только из федерального бюджета и из бюджетов регионов. Ранее Сергей Шойгу говорил, что для реализации планов госкорпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока потребуется порядка 32 трлн рублей в течение 20 лет. Нужно привлекать частные средства.

Однако для развития государственно-частного партнерства надо существенно улучшить инвестиционный климат в регионе. «Иностранным инвесторам, которые будут вкладываться в портовую, аэропортовую, железнодорожную инфраструктуру на Дальнем Востоке, необходимы гарантии неизменности законодательных условий на протяжении долгого времени. Или, по крайней мере, гарантировать, что в случае принятия новых законов условия для инвестиций, которые были вложены ранее, не меняются», – отмечает эксперт.

Нельзя решить задачу по увеличению доли стран АТР во внешней торговле с Россией без решения инфраструктурных проблем на Дальнем Востоке. «Пока реально ничего не делается», – уверяет Островский.

vz.ru

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: