Что изучает библейская археология?

В категориях: Трудные места


Бачинин В. А. доктор социологических наук

Библейская археология - это научная дисциплина, изучающая древние памятники, имеющие то или иное отношение к Библии и событиям Священной истории. Библейских археологов интересуют вещественные свидетельства общественного устройства, обычаев, культов, нравов, быта, календаря, т. е. всего того, что проливает дополнительный свет на эпохи Ветхого и Нового Заветов. Благодаря этой науке, библейский мир предстает в качестве живой реальности, многогранной социокультурной целостности с богатством конкретных деталей и разнообразием фактических подробностей. Основой, на которую опирается библейская археология, служат в первую очередь Библия и памятники антично-средиземноморских и древневосточных культур ветхозаветных и новозаветных времен.

Возникновение ветхозаветной археологии

Значительный вклад в становление и развитие библейской археологии внес французский ученый-филолог Жан Франсуа Шампольон (1790 - 1832).    Военные кампании Наполеона на территории Египта открыли перед ним возможность ознакомления с многими древними памятниками культуры. Ему удалось найти ключ к расшифровке древнеегипетских иероглифов и прочтению многих египетских текстов.

Другие филологи, Г. Ф. Гротефенд (1775 - 1853) и Г. К. Роулинсон (1810 - 1895), внесли значительный вклад в расшифровку древнеперсидской клинописи, что также пролило дополнительный свет на ряд вопросов Священной истории.

Важное событие в истории библейской археологии произошло в 1870 г. Именно тогда в Лондоне было образовано Общество библейской археологии, имевшее своей задачей изучение культур Палестины, Вавилона, Египта, Финикии, а также эгейского мира.

На рубеже XIX - XX вв. на территории Сирии и Палестины возникло несколько исследовательских институтов, главным направлением научной деятельности которых являлась библейская археология. Это были католический (иезуитский) университет св. Иосифа в Бейруте (1881), богословско-археологический институт при доминиканском монастыре Св. Стефана (1890), американский археологический институт в Иерусалиме (1900), немецкий протестантский институт по изучению древностей Святой Земли (1904).

Их сотрудники производили раскопки на территории древнего Двуречья. Ими были обнаружены развалины столицы Ассирийского царства - города Ниневии. В Ветхом Завете говорится о том, как пророки Наум и Софония предсказали будущую гибель этому цветущему городу язычников. Книга пророка Ионы рассказывает о том, как тот был послан Богом в Ниневию, чтобы предупредить его жителей о грозящей им Божьей каре. После проповедей Ионы, общего покаяния всех жителей, город был пощажен Богом. Эти тексты служили отправными точками археологических изысканий, в результате которых ученым открылся город, некогда насчитывавший 120 тысяч жителей, украшенный дворцами, храмами, парками, водопроводом, библиотекой и защищенный окружавшей его многокилометровой стеной. На месте библиотеки был найден текст поэмы о Гильгамеше, в которой содержалось описание Великого Потопа, сходное с библейским описанием. Более того, там же в Месопотамии археологи обнаружили материальны следы гигантского наводнения, которые устраняли всякие сомнения в правдивости картин Потопа, описанных в Ветхом Завете.

В 1896 г. на территории Египта, в Фивах была обнаружена каменная плита с надписью конца XIII в. до Р. Х., в которой упоминался израильский народ. Дата ее появления указывает на эпоху, описанную в ветхозаветной Книге Исход.

Новозаветная археология

На протяжении последних ста лет интенсивно развивалась библейская новозаветная археология. Учеными было найдено множество рукописных текстов Нового Завета и апокрифических сказаний. В базилике апостола Павла в Риме обнаружены остатки древней гробницы апостола.

В 1882 г. по инициативе великого князя Сергея Александровича было создано Императорское православное палестинское общество. Одно из направлений его деятельности имело научно-изыскательский характер. Общество оказывало содействие российским научным экспедициям, занимающимся библейско-археологическими изысканиями на Ближнем Востоке и, в особенности, на территории Палестины. Им проводились археологические раскопки близ храма Гроба Господня. В 1891 - 1892 гг. Обществом была организована экспедиция, имевшая целью исследовать материальные остатки храма, построенного во времена царя Соломона.

За год до создания Палестинского общества начало выходить научное издание - «Православный Палестинский сборник». В период с 1881 по 1916 гг. увидели свет 62 выпуска. Параллельно издавался еще один научно-теоретический сборник - «Сообщения Императорского Православного общества». С 1886 по 1916 гг. вышли 27 номеров, но затем регулярность издания нарушилась. Последний, 29 номер был напечатан в 1926 году и имел уже иное, несколько измененное название - «Сообщения Российского Православного общества». В обоих изданиях печатались труды по библейской и церковной археологии. Их теоретический уровень был таков, что они и по сей день не утратили своей научной значимости. В 1954 г. издание возобновилось под названием «Палестинский сборник».

Периодически в области библейской археологии происходят значимые события. Так, в 1950-е гг. была опубликована Вавилонская летопись, рассказывающая о царе Навуходоносоре и о завоевании им Иерусалима в 597 г.

В 1968 г. в Иерусалиме была обнаружена могила распятого преступника, в костях которого застряли огромные гвозди. Эта находка опровергала мнение ряда историков, отрицавших сам факт прибивания в древности людей гвоздями к крестам.

Кумранские рукописи

В 1947 г. и в последующие годы в руки ученых попали свыше 400 древних свитков, имеющих непосредственное отношение к Библии. Они были найдены в гористой части Иордании, в двух километрах от Мертвого моря и в тринадцати километрах от Иерихона, в нескольких пещерах Вади-Кумрана, долине Вади Мураббаат, а также в ряде других мест. Тексты на восьми языках и диалектах, хранившиеся в глиняных сосудах, были написаны на коже, пергаменте, папирусе в период с 200 г. до Р. Х. по 135 г. по Р. Х. Они включали 147 библейских текстов - почти все книги Ветхого Завета (кроме книги Есфирь), комментарий на книгу пророка Аввакума, полный текст книги пророка Исайи, комментарии (мидраши) книг пророков Даниила, Иеремии, Михея, Софонии, Осии, а также книги Псалмов, отдельные части книг Царств, фрагменты книги Исход и многое другое. Некоторые тексты относились к жизни иудейской секты и представляли собой ее устав, гимны, а также комментарии к священным книгам и апокрифы. Они были спрятаны в пещерах в 66 - 70-е гг. по Р. Х., во время войны с Римом. Среди них обнаружены также манускрипты новозаветного периода.

О древнем обычае хранения рукописей в глиняных сосудах говорится в книге пророка Иеремии: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: возьми сии записи, - эту купчую запись, которая запечатана, и эту запись открытую, - и положи их в глиняный сосуд, чтоб они оставались там многие дни» (Иер. 32, 14).

По данным археологов, кумранское поселение возникло во II в. до Р. Х. и существовало до момента его разрушения римскими войсками в 68 г по Р. Х. Хирбет Кумран был центром общины. Ее члены проживали в окрестностях центрального строения, в домах и, возможно, в самих пещерах. Формы строений свидетельствуют об общественном характере поселения, о наличии центра для совместного труда и общих трапез.

В настоящее время кумранские рукописи находятся в Иерусалиме, где их изучают исследователи из разных стран. Работа по их переводу, публикации, изучении привела к возникновению научного направления, получившего название кумрановедения.

 

Бачинин В. А. Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и литература. Том X. - СПб.: Издательство «Алетейя», 2006.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: