Духовное людоедство

В категориях: Трудные места

Александр САВЧЕНКО

 

"Если же вы друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом."

Гал 3:15

Император Центрально-Африканской республики Жан-Бедель Бокасса давал для своих министров званый правительственный ужин. За королевской трапезой собралось 12 гостей. Тринадцатого министра, как правило, присутствующего на подобных мероприятиях, за столом не было. Он был на столе - в виде жаркого. Кстати, члены правительства и не ведали, что они едят своего коллегу. Хозяин сообщил им об этом, когда злочастный министр был уже в их желудках.

Каннибал предстал перед судом, который установил, что он употребил в пищу более 10 человек, за что был приговорен к смертной казни.

Зал суда. Возмущение публики.

Озарилось все тайное светом:

президент Африканской республики,

выясняется, был людоедом.

Слушал суд показания повара,

содрогаясь от жутких рассказов:

отрубая согражданам головы,

ел людей кровожадный Бокасса.

И несчастные жертвы диктатора

исчезали в безжалостной пасти

: и возмездье рвануло из кратера -

людоед удостоен был казни!

Если вы лишь друг друга съедаете -

вразумляет апостол Галатов -

берегитесь: за зло пострадаете.

Смерть за ненависть будет расплатой!

Знайте: ненависть - братоубийство,

и по сути она - людоедство!

А любовь - совершенство и истина,

и от зла - безотказное средство!

"Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца" (1 Иоанн. 3:15) - констатирует ап. Иоанн. Таким образом, ненависть является прологом к убийству. Однако ненависть появляется не на пустом месте. Ей нередко предшествует зависть, чувство ожесточения против ближнего, которого рассматривают как врага, которого следует подвергнуть утилизации. Такая философия ведет к войнам, революции, преступности.

Каннибализм - крайняя степень человеческой дикости. По языческим преданиям, их боги ели друг друга. Людоеды описаны в книге Даниэля Дэфо "Робинзон Крузо". Во времена голода людоедство усиливалось. Так, например, в 20-е годы оно стало массовым.

В книге Леонарда Гендлина "За кремлевской стеной" описана сцена допроса 5-ти людоедов в 1943 году. Допрос вел Берия.

- Назовите количество людей убитых и съеденных вами.

- 1456 человек, - по-военному отчеканил бывший лектор ленинградского горкома партии, кавалер многих орденов.

- Вы сожалеете о содеянном?

- Гражданин Вышинский, я не вижу разницы, как пожирать людей! Вы расстреляли миллионы...

Страшная история. Жутко выглядят документы по делу казанского людоеда Суклетина, съевшего 6 женщин.

А людоед Джумагалиев, который сбежал из тюрьмы, угрожая съесть следователя? Об этих дикарях писали как о психически ненормальных. Газета "Груд" (7.09.91) рассказала о 50-ти летнем стороже животноводческой фермы в деревне Куткайчай Такруойского района по фамилии Монтвидас (Литва), который съел свою жену, а через 10 лет после отсидки в тюрьме - и соседку. Причина та же - повреждение умственной сферы.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что причиной духовного человекохищничества, обусловленного ненавистью, является нарушение или отсутствие духовного ума.

"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием". (1 Кор. 2:14).

Отсюда - убийство Каином Авеля, отсюда - умопомрачение Саула, которого злой дух в периоды беснования провоцировал на убийство Давида. Именно такого рода духовное безумие по механизму: зависть - ненависть - убийство - привело фарисейскую интеллигенцию к распятию Иисуса, к убийству Стефана.

Духовный ум позволяет контролировать животные инстинкты, обуздывать их. Ап. Павел пишет о необходимости распинать свое плотское "я" со страстями и похотями: "Но усмиряю и порабощаю тело мое". (1 Кор. 9:27). Укрощать себя - значит, быть кротким! Кротким в смысле обуздывания своих хищнических амбиций, своего языка. "У терпеливого человека много разума". (Пр. 14:29) Распущенность плоти и языка - признак духовного дикарства.

Несколько лет назад в Москве в стоматологическую клинику на улице Вучетича обратилась женщина средних лет, которой в очереди за колбасой откусили кончик носа. Хирурги оказали ей помощь. Но возник вопрос: до чего доходят люди? В какой стадии озверения надо находиться, чтобы наброситься на себе подобного и безжалостно рвать его зубами?

Неужели многочасовая очередь может убить здоровый смысл и оставить лишь животные инстинкты? Неужели человек по выражению Джека Лондона - так легко становится "двуногим волком"? И что будет в случае серьезного голода?

Нам известно, что противник людей - дьявол - ходит "как рыкающий лев, ища кого поглотить." Но неужели "гомо сапиенс" (человек разумный) пойдет вслед за ним широким путем ненависти и братоубийства, ведущим в погибель?

An. Павел предостерегает галатийских верующих от духовного людоедства. Всякого рода "грызня" между христианами, т.е. ссоры, раздоры, разногласия, клеветнические выпады, лживые обвинения (1 Кор. 3:3) - недопустимы. Они разрушают единство Церкви Христовой, наносят непоправимый ущерб каждому лично.

Вспомним выступление против Моисея Корея, Дафана и Авирона. Их поддержали еще 250 человек. И чем эта авантюра закончилась? Все бунтовщики живыми угодили в преисподнюю. А Мариамь - сестра Моисея - почему она восстала против брата, женившегося на эфиоплянке? Чем руководствовалась она - завистью? Ревностью не по рассуждению? Расистскими мотивами? (Числ. 12:1-5). Можно только гипотезы строить на этот счет, но итог печален: за свою неправоту и попытки "угрызать" Моисея Мариамь была наказана проказой.

Ап. Иаков видел эту проблему в первохристианской Церкви. "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?" (Иак. 4:1).

"Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину" (Иак. 3:4). И следует добрый совет: "Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью" (Иак. 3:13).

В социальной среде, как и в биологической, идет яростная борьба за существование, а в христианском обществе подобное явление должно быть исключено. Здесь нет места борьбе за власть, за "портфели", здесь неуместен дух соперничества и все, что составляет дела плоти, которые суть: "...вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и т.п." (Гал. 5:20-21).

Люди, движимые подобными побуждениями, склонны "угрызать и съедать" друг друга. И если в мирском обществе это выражается с путчах, и переворотах, репрессиях, в стремлении "подсидеть" один другого, сделать себе карьеру, интригуя против потенциальных соперников, то в церкви актуальна рекомендация ап. Павла: "Поступайте по Духу и не вы не будете исполнять вожделений плоти" (Гал. 5:16). И несколько выше он дает рецепт: "...любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: "Люби ближнего своего, как самого себя" (Гал. 5:13-14).

Ах, если бы угрызения совести избавили многих от "угрызений" своих ближних! Да освободит Господь нас от духа ненависти и вражды и да пошлет нам в сердца дух любви и согласия!

 

Короткие проповеди разных проповедников! Издательство "Светильник", ОРА Интернешнл, г. Мариуполь, 1994 г.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: