Гражданский и патриотический подвиг Деворы и Варака

В категориях: Трудные места


Книга Судей, Гл. 4, 5

«Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его [да] [будут] как солнце, восходящее во всей силе своей! - И покоилась земля сорок лет.» (Суд.5:31)

Уильям Макдональд

 

Иавин, царь Ханаанской крепости в Асоре поработил Израиль и долго угнетал его. Военачальником его армии был Сисара. Со своими девятью сотнями военных колесниц, предметом его гордости, он двадцать лет господствовал над Израильтянами.

На этот раз Бог поставил у власти не мужчину ,а представительницу "слабого пола", пророчицу по имени Девора. (Обычно женщины не занимают такие посты духовенства, но это происходило во время упадка. Ее не нужно использовать как пример роли женщины в церкви в наши дни, т.к. она является не правилом, а исключением. Кроме того, это происходило в Израиле, а не в церкви). Девора послала Варака на север, чтобы напасть на армию Сисары, но он отказался идти без нее. Так как он не захотел возглавить армию, ему было сказано, что Сисара будет побежден женщиной, а не им.

Девора проявила инициативу, призвав Варака и приказав ему вовлечь в бой Сисару согласно повелению Бога. Но в послании Евреям 11:32 восхваляется вера Варака, а не Деворы. Несмотря на то, что он вначале колебался, он верой послушался Господа и освободил Израиль. Ховав в 11 стихе является зятем Моисея, а не тестем, как значится в некоторых переводах Библии.

Варак показал в открытую свою десятитысячную армию на южном склоне горы Фавор. Сисара клюнул на приманку. Он и его колесницы перешли вброд по иссохшему дну реку Киссон чуть южнее ХарошефГоима. А затем помчались на юго-восток вдоль древней дороги, ведущей к Цаанниму. Израильтяне с юга страны, из колена Ефрема, зашли в долину у города Дженин (5:14) и объединили силы с Вараком и его северными войсками в долине под Цааннимом, южнее Киссона.

Девора призвала к нападению. Пехота против колесниц! В решающий момент пошел дождь, превратив долину в болото, что привело колесницы и лошадей в полное замешательство (5:4). Теперь пехота имела полное преимущество. Варак перешел в наступление. Сисара оказался отрезанным от своей армии и бежал. Войско, оставшееся без командира и не привыкшее сражаться на ногах, бросилось в укрытие. Дождь продолжался, и река Киссон превратилась в мощный поток. Те, кто не погиб от рук Израильтян, бросившихся в погоню, были унесены течением Киссона, когда они пытались переправиться через реку у ХарошефГоима (ст. 10-16; см. также 5:20, 21). (Каждодневные заметки Союза Писания).

В поисках укрытия в шатре Иаиль, Кенеянки, Сисару накормили и приютили. Пока он спал, Иаиль вонзила кол от шатра ему в висок. Когда Варак проходил мимо в погоне за Сисарой, Иаиль пригласила его внутрь, чтобы показать труп его врага. Таким образом исполнилось пророчество Деворы из 9 стиха. Бог использовал простую пчелу (Девора), чтобы низвергнуть человеческие помыслы (Иавин), превознесшиеся выше познания Бога. Суд поразил врага как молния (Варак). Иаиль (скалолаз) воспользовалась колышком от шатра (признак жизни странника), чтобы низвергнуть намерения сильных мира сего. Молот символизирует Слово (Иер. 23:29).

Песня Деворы и Варака

Песня Деворы и Варака является классикой богодухновенной литературы. Вознеся хвалу Богу в начале песни, Девора вспоминает триумфальное шествие Господа, когда Израильтяне вышли за пределы Едома и двинулись по направлению к Земле Обетованной. Все сопротивление рассеялось пред величием Господа Бога Израиля.

Потом она описала условия, существовавшие во времена Самегара. Путешествовать было так опасно, что все дороги были пусты. Путешественники пробирались окольными путями, чтобы избежать встречи с вооруженными бандами. Жители деревень не смели выйти из дома, пока не поднялась Девора.

В результате того, что люди обратились к идолам, земля страдала от войн и пролития крови, а у Израиля не было оружия для сражения.

5:9-15 Но когда Бог призвал к действию Девору и Варака, некоторые правители Израиля и некоторые из народа смело вызвались помочь. Это были люди из колен Ефрема, Вениамина, Махира (колено Манассии), Завулона и Иссахара.

Потом Девора припомнила тех, кто не пришел на помощь. Сердце Рувима было глубоко затронуто, но он остался среди своих стад овец. Галаад (Гад) не перешел через Иордан, чтобы присоединиться к бою. Дан остался на кораблях, а Асир без дела сидел на берегу.

Писание четко отслеживает тех, кто сражался в бою, и тех, кто стоял рядом, не принимая никакого участия, не желая рисковать собственной безопасностью ради Иеговы. То же самое происходит в наши дни: Господь знает, кто активно противостоит миру и сатане, а кто сидит и просто наблюдает за происходящим. Придет время получать награды, но это также будет время потерь (1 Кор. 3:1015).

Завулон и Неффалим отличились, рискуя своими жизнями ради Иеговы без всякой награды (они не взяли себе ничего из захваченного серебра). Они находились в самом разгаре битвы против Ханаанских царей. Природные силы были на их стороне, т.к. они были на стороне Бога.

Мероз здесь обособлен из за проклятия за то, что он не пришел на помощь Иегове. Когда понадобилась помощь в отражении наступления врага, люди в этом городе остались безучастными. Но Иаиль, живущая в шатре, была благословлена за свою храбрость и хитрость, которые проявились в том, как она убила Сисару. В Библии второй женщиной, которая была названа благословенной между женами, была мать нашего Господа (Лука 1:42).

В то время мать Сисары выглядывала из окна, ожидая победоносного возвращения своего сына с награбленным добром. Она не могла понять, почему он так задерживается. Ее премудрые женщины заверили ее, что он, наверное, делит добычу со своими людьми. Но Сисара так и не вернулся. Пусть же его участь постигнет всех врагов Иеговы.

С другой стороны, да будут все любящие Господа подобны восходящему солнцу. Глава завершается словами о том, что после смерти Сисары земля покоилась сорок лет.

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: