Парадокс великого блаженства: счастливы те, кого изгоняют за правду.

В категориях: Личное освящение - свеча, зажженная во тьме


Мэтью Генри

 

Это величайший из всех парадоксов, который присущ именно христианству.

 

Изгнание всегда было одним из самых тяжелых наказаний. Человек, вырванный из своего обычного культурного, социального и бытового контекста, по сути, терял свое привычное «я» (идентификацию). Вместе с этим он терял защиту своей семьи, своего рода, своей страны, а вдобавок всего свои статусные и имущественные права.

В Библии под изгнанием понимали постоянное или временное исключение человека из своей среды или из пределов родной страны, что обычно считалось наказанием Божиим. К этому роду наказания принадлежали изгнание праотца Адама из райских садов и насильственное удаление Каина «от лица Господня» (Бытие, 3, 24; 4, 16). Отличительным признаком подобного «изгнания» было то, что оно носило характер небесного возмездия за те или иные грехи человека, а не человеческого мщения за какие-либо преступления. Изгнание из страны было равносильно выражению: «Иди, служи другим богам», — что, несомненно, характеризует религиозные воззрения древних людей (I Сам., 26, 19; ср. Втор., 28, 64). С этой точки зрения рассматривалось, напр., бегство Авессалома, которое вплоть до того времени, пока Давид не позволил Авессалому вернуться обратно в Ханаан, считалось «изгнанием из наследия Господня» (II Сам., 14, 16). Пророк Амос угрожает своему народу изгнанием из страны Господней в наказание за грехи… (Амос, 7, 17). Сегодня такие массовые изгнания называются депортациями

В Древней Греции изгнание назначалось путём голосования (остракизм). Осужденному в Афинах Сократу предложили в качестве наказания на выбор изнание или смерть, он выбрал последнее.

В Древнем Риме право на изгнание имел римский Сенат. Например, во времена императора Августа известный поэт Овидий был изгнан в ссылку в Ольвию, где и умер.

Изгнанию из Флоренции подвергся Данте Алигьери.

Видом изгнания было принятое в СССР наказание в виде запрета на жительство в крупнейших городах («минус двенадцать») и высылка за 101-й километр, при которых наказываемый, правда, мог сам выбирать место жительства. Изгнанию подверглись некоторые общественные деятели и работники искусств (А. Солженицын, О. Рабин и др.).

В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус обращается ко ученикам: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.» (Матф.5:10). Он как бы говорит им; «Счастливы вы - Мои ученики и ближайшие последователи. Это более непосредственно касается вас, превосходящих других в добродетели, ибо вы должны быть готовы к трудностям и скорбям более, чем они».

Заметьте здесь:

1.Как описывается положение страдающих святых: оно тяжелое, весьма несчастное.

(1)    Их преследуют, за ними охотятся, как за опасными зверями, которые уловляются на истребление, как будто христианин caput gerere lupinum - носит волчью голову. С ними обращаются, как с изгоями - каждый, обнаруживший христианина, может убить его. Их отвергают как отбросы общества. Их штрафуют, заключают в темницы, изгоняют, лишают имущества, прогоняют с выгодных и ответственных постов, бичуют, пытают, мучают, убивают, считают их за овец, обреченных на заклание. Это проявление вражды семени змея против семени жены, продолжающееся со времен праведного Авеля. Так было и в ветхозаветные времена, Евр. 11:35 и далее. Христос предупреждал нас, что положение христианской церкви будет значительно хуже, и мы не должны удивляться этому, 1Иоан. 3:13. Он оставил нам пример.

(2)    Их поносят и всячески неправедно злословят. Клички, насмешливые и презри-тельные прозвища, как ярлыки, приклеиваются к ним, к отдельным лицам, и ко всем праведникам в целом, чтобы сделать их ненавистными, а иногда и страшными в глазах людей, чтобы возбудить сильные нападки против них; их обвиняют в том, о чем они не знают, Пс. 34:11; Иер. 20:18; Деян. 17:6, 7. Так поступают те, кто не имеет достаточной власти в своих руках, чтобы причинить какое-то большее зло, а те, кто обладает властью преследовать, считают необходимым делать это, чтобы оправдать себя в своем варварском обращении с ними. Они не могли бы натравливать на них собак, если бы прежде не обрядили их в медвежью шкуру, не могли бы обращаться с ними наихудшим образом, если бы сначала не изобразили их как наихудших из людей. Они будут поносить вас и гнать. Примечание. Поносить святых - это значит гнать их, что вскоре станет ясно, когда придет время дать отчет за все жестокие слова (Иуда. 15) и поругания, Евр. 11:36. И будут всячески неправедно злословить за Меня - иногда перед судилищем как свидетели, иногда в собраниях развратителей с лицемерными насмешниками; о них поют в песнях пьющие вино, иногда открыто, в лицо, как Семей поносил Давида, иногда за спиной, как поступали враги Иеремии. Примечание. Нет более ужасного, более черного дела, чем лжесвидетельство на учеников и последователей Христа.

(3)    Все это совершается за правду (ст. 10), за Меня, ст. 11. Если за правду, то и за Христа, ибо Он глубоко заинтересован в деле правды. Враги правды - враги Христа. Кто страдает справедливо и терпит заслуженное злословие за свои действительные преступления, тот не имеет доли в этом блаженстве; пусть таковые терпят стыд и позор, это часть их наказания; мучеником делает не страдание само по себе, но причина страдания. За правду страдают те, кто страдает из-за не-желания грешить против совести, кто страдает за добрые дела. Что бы ни говорили гонители в свое оправдание, они враждуют против силы благочестия; они, в сущности, ненавидят и гонят Христа и Его правду. Ради Тебя несу я поношение, Пс. 68:8; Рим. 8:36.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета»

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: