Ханс Кюнг: граница истины проходит не между религиями, а внутри каждой религии

В категориях: Политика, экономика, технология


Евгений Проскуликов

 

Как известно Кюнг – это настоящее «жало в плоть» современному католическому истэблишменту. Он открыто декларирует свое неприятие концепции папской непогрешимости ex cathedra, критикует Иоанна Павла ІІ за консерватизм и является одним из ярких лидеров экуменистического движения. Однако, тот факт, что ему всего лишь запретили преподавать католическую доктрину, но не извергли из сана, многое говорит в пользу католиков. (Как только вспоминаю о. Павла Адельгейма, сразу становится грустно по поводу нашего православия.)

Тиллих настаивает на том, что вера должна инкорпорировать в себя элемент сомнения. Это необходимый предохранитель, который не дает ей окостенеть в фанатизме. Кюнг говорит о том, что любая церковь должна инкорпорировать в себя элемент самокритики. Без этого ей грозит все тот же фанатизм. В рамках ветхозаветного иудаизма такую функцию самокритики выполняли пророки. Естественно, их за это не любил истэблишмент. Естественно, что Иисус со своей критикой был бельмом в глазу саддукеев. И также естественно, что несчастным Pussy Riot грозит семь лет тюремного заключения.

Мой вывод: если бы в православии была возможность такой же самокритики, какую позволяет себе испытывать католичество со стороны Кюнга, не было бы таких странных форм пророчества, как ПР.

________

Прочитал интересное эссе Кюнга «Is There One True Religion? An Essay in Establishing Ecumenical Criteria» («Есть ли одна истинная религия? В поисках межрелигиозных критериев истины») в сборнике "Christianity and other religions" («Христианство и другие религии») под редакцией Джона Хика (John Hick).

Не могу отказать себе в удовольствии и не перевести пару пассажей:

Ханс Кюнг

Конечно, было бы грубым предрассудком считать, что граница между истиной и неистиной совпадает с границей между родной и другой религией. Если мы остаемся трезвыми в этом отношении, то будем вынуждены признать, что граница между истиной и неистиной также проходит внутри нашей собственной религии. Как часто мы правы и неправы в одно и то же время!

Именно поэтому критика другой позиции может быть оправдана только на основании решительной самокритики.

За что другие мировые религии критикуют христианство?

Христианство поражает другие религии:

- своей нецелостностью, внутренней разорванностью. Во многом из-за его потусторонности и враждебности к телу и секулярной жизни.

- своей чуть ли не патологической сосредоточенностью на сознании греховности и виновности людей, которые развращены в самой своей сердцевина. И все это для того, чтобы создать в них потребность в искуплении и зависимость от благодати.

- использованием собственной христологии для фальсификации Христа - превращения его в исключительно божественную фигуру (Сын Божий). При том, что почти всегда в других религиях он рассматривается в позитивном ключе.

Насколько обоснованной или спорной не была бы эта критика, к ней необходимо относиться серьезно.

religion.in.ua

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: