Любовь к отечеству как продукт духовного потенциала евангельских христиан России.

В категориях: События и вести


Зайченко А.С.

 

 

Духовные источники гражданских добродетелей протестантов России

Не только ученые, но и добросовестные общественные и политические деятели уже давно пришли к выводу, что социокультурные продукты христианской веры обладают мощным позитивным потенциалом не только морального, но социального, гражданского и экономического оздоровления общества.  Практикующий христианин, который серьезно воспринял свои обязательства перед Богом, стремится исполнить их не только в церкви, но и в семье, труде, общественной жизни, он будет использовать их по совести с полной самоотдачей, усматривая в этом высокий смысл лично для себя. Такой человек становится социально активной личностью, ускоряющей развитие или перестраивающей общество в соответствии со своими новыми представлениями. Многочисленные эмпирические исследования, проведенные как в прошлом, так и сегодня во многих странах христианской культуры, подтверждают этот тезис.

Говоря о социальных и этических нормах и стандартах мы должны помнить, что, если они основаны на глубоких духовных убеждениях и трансцендентных переживаниях личности, они приобретают универсальный характер, иными словами, если человек ведет себя честно в быту, в семье, с друзьями, большая вероятность, что он останется таковым и в бизнесе. Обратное не может иметь место. Именно духовно-религиозные ценности, внутрицерковная и внецерковная практика евангельских церквей формируют так называемый духовный потенциал как главный генератор большинства социальных, гражданских и экономических добродетелей, о которых мечтает каждое общество.

Говоря об истоках стремления к совершенству, к высокому качеству своего труда, следует вспомнить о сугубо «духовной» характеристике евангельского христианства – глубокой убежденности в святости библейских истин, под действием которой верующий человек приобретает в своих глазах ореол "избранности",  сверхобычности. В результате происходит такое раскрепощение от сковывающих уз, которого нельзя добиться никакими обычными средствами социальной активизации и пропаганды стандартов здоровой этики.  В этом смысле евангельское христианство играло и играет новаторскую роль, служит генератором мощных социальных и экономических преобразований.

Любовь к отечеству - один из важнейших продуктов духовного потенциал российских протестантов.

Российских протестантов часто упрекают в том, что они не патриотичны, аполитичны, социально неактивны. Однако многочисленные исторические факты, научные исследования показывают, что в условиях отсутствия прямых и жестоких репрессий со стороны государства и господствующей церкви, они всегда были не только носителями высоких нравственных стандартов любви к своей родине, гражданского долга и самопожертвенности. Они были социально активными, инициативными работниками и служащими, носителями высоких гражданских, нравственных и хозяйственных добродетелей, в которых так всегда нуждалась Россия.

Иными словами евангельские христиане России всегда были верными гражданами своей страны, отдавая ей все силы, все свои таланты, а подчас и жизнь. Таковым положение остается и на данный момент.

Рассмотрим вклад в становление современной России представителей только одной протестантской конфессии – лютеран, как самой многочисленной, долгое время свободной от репрессий российской системы власти

Лютеране, как первые переселенцы в первом поколении, так и их потомки, на протяжении более двухсот лет занимали самую активную позицию в жизни своей новой родины.

В середине и конце 19 века доля лютеран в общей численности населения России составляла чуть более 5%. При этом управленческих, образовательных и научных структурах их представительство было опережающим. Так, в Государственном Совете (высшем совещательном органе при императоре) они составляли свыше 16% всех его членов, в правительстве - 11%, в Сенате - 11%, в губернаторском корпусе страны – около 20%.

Лютеране были министрами, министрами иностранных дел, обороны, премьер-министрами. Они доблестно защищали свою Родину. В Великой Отечественной войне 1812г. они составляли свыше 20% всех генералов русской действующей армии. Вплоть до большевистской революции 1917 года их доля в офицерском корпусе также была выше 20%. Такая же непропорционально высокая (исходя из их численности) была их доля и на гражданской государственной службе.

Теперь другой пример – российских баптистов – выходцев из коренного русско- славянского населения империи. Накануне Второй Отечественной войны ХХ века российские баптисты подверглись небывалым гонениям. Тысячи из них были репрессированы и погибли в ГУЛАГЕ. Их союзы распущены. Их преследование было тотальным, социально-сквозным, т.е. во всех областях жизни верующего: в семье, на работе, учебе, в армии – они везде были объектом гонений. Но когда пришла война, они, не получившие никакой амнистии, встали на защиту своей родины, отдавая за нее свой труд, свои накопления, свое здоровье и свои жизни. В тылу на пожертвования баптистов закупались самолеты и танки. А после войны, вплоть до нашего времени они, как и другие евангельские протестанты опять стали подвергаться то жестким, то мягким гонениям.

Без будущего в России или надежда есть?

Сегодня протестанты России испытывают давление, негативное отношение к себе со стороны властей и зараженной ксенофобией части населения. Как результат вы не найдете ни в структурах власти, ни в политике представителей некогда очень активных протестантов.

Да, сегодня нет репрессий периода советской власти, протестантов не отправляют в тюрьмы, но им через механизмы законодательной и политической дискриминации со стороны государственно-православного корпуса постоянно навязывают статус граждан второго сорта. Государственные чиновники, особенно на местах регулярно их публично оскорбляют делом и словом, они испытывают несправедливое к себе отношение со стороны средств массовой информации, определенной части политиков и политиканствующих православных «активистов», СМИ, правоохранительных структур, отдельных представителей РПЦ. Мне известен ряд ответственных политических и государственных деятелей, которые либо сами верующие протестанты, либо люди, испытывающие глубокую симпатию к протестантам, но они не могут об этом не просто открыто заявить, а даже обмолвиться. У людей явно присутствует страх, страх не за свою жизнь, а за свою карьеру в этой стране, за свое социальное и экономическое положение, страх быть униженными и оскорбленными.

Даже простые законодательные, налоговые, имущественные и пр. преференции в пользу РПЦ со стороны государственной власти – такие невинные на первый взгляд - это одновременно удар по личному достоинству десятков тысяч людей-представителей протестантских конфессий, людей не самых худших в этой стране, трудолюбивых, честных, законопослушных, непьющих и верных своим семьям. Это напоминание им того, что они здесь граждане второго сорта. Ведь тот аргумент, что эти преференции есть выражение исторической справедливости по отношению к РПЦ, сами по себе есть ложные и одновременно несправедливые утверждения. Если вы за историческую справедливость, то посчитайте хотя бы приблизительно тот социальный, политический, гражданский и экономический эффект, который получила Россия от протестантов прошлых поколений.

Если попытаться преобразовать все эти исторические притеснения, репрессии в отношении российских протестантов в форме гражданского иска, то российская власть никогда бы не смогла расплатиться по долгам.

Но пока все по-старому. Отсюда настроения безразличия и социальной пассивности среди российских протестантов, отсюда проповеди в протестантских церквах, общее мнение, что наше Отечество только на небе, что наше гражданство – только небесное. И не удивительно, что в этой среде велики эмигрантские настроения. Именно в результате социально-гражданского неравенства, многолетних жестких и мягких преследований, Россия только в прошлом столетии потеряла в ходе безвозвратной иммиграции свыше 10 млн. протестантов. Она продолжает их терять и в этом столетии, в этом десятилетии, в этом году, это, напомню, в основном, русские, славяне, непьющие, законопослушные, многодетные, трудолюбивые люди. И я вас уверяю этот исход будет продолжаться, я не думаю, что Россия от этого выиграет.

Пора государству и РПЦ сделать попытку испытать чувство исторической благодарности к части своего народа, так долго обделенного не только правами, но и элементарной справедливостью.

Мир в Боге.ру


 

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: