Проклятия и благословения Второзакония

В категориях: Трудные места


Уильям Макдональд

Второзаконие (Гл. 27, 28)

 

После того, как израильтяне пересекли реку Иордан и вошли в Землю Обетованную, они должны были возвести огромный монумент из камней, обмазать их известью, и написать на них все слова закона. Этот памятник должны быть возведен на горе Гевал, вместе с жертвенником, составленным из цельных, необработанных камней.

Иудеи уже некоторое время были Божьим народом согласно Его избранию, но теперь, когда они готовились войти в землю обетованную, они становились Его народом в особом смысле. Благосклонность, которую Он оказывал им, призывала к любящему повиновению с их стороны.

27:1113 Шесть колен были назначены стать на горе Гаризим, чтобы подтвердить благословения восклицанием "Аминь!" Эти шесть колен были потомками Лии и Рахиль. Остальные колена должны были стоять на горе Гевал, чтобы подтвердить проклятия. Обратите внимание, что колена Ефрема и Манассии не упомянуты по отдельности, а вместо этого в перечень колен включено колено Иосифа. Рувим, первенец Израиля (который потерял свое первородство), и Завулон, младший сын Лии, были на горе Гевал вместе с сынами служанок. Привилегированные колена были на горе Гаризим.

Левиты должны были стоять в долине между двумя вершинами. Когда они произносили благословения или проклятия, народ должен был отвечать "Аминь!" Проклятия перечисляются в стихах 15-26. Они связаны с идолопоклонством, неуважением к родителям (ст. 16), нечестностью в передвижении земельных границ (ст. 17), обманом слепых (ст. 18), эксплуатацией бедных и беззащитных (ст. 19), различными формами кровосмешения (ст. 20, 22, 23), скотоложством (ст. 21), тайным убийством ближнего (ст. 24), убийством невинного за деньги (ст. 25) и неповиновением закону Божьему (ст. 26). Исторический отчет об этой церемонии приводится в книге Иисуса Навина 8:30 и далее. Обратите внимание на то, как точно Иисус Навин исполняет инструкции, данные Моисеем.

Важно, что в главе 27 перечисляются только проклятия. Иначе и быть не могло, ведь, как напоминает нам апостол Павел, "все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою" (Гал. 3:10). Дело было не в том, что израильтяне нарушат закон, а в том, что они в принципе находились под законом.

Стих 1, главы 28 связан с окончанием 26 главы и словами "Бог поставит тебя выше всех народов...". Это делает 27 главу своего рода дополнением, словно помещая ее в скобки. Многие исследователи Библии считают, что благословения, произнесенные в стихах 36, не были благословениями, адресованными к шести коленам на горе Гаризим, а что вся эта глава является утверждением Моисея о том, что ожидает сынов Израилевых в будущем. Первые четырнадцать стихов говорят о благословениях, которые станут результатом послушания, тогда как последние пятьдесят четыре стиха описывают проклятия, которые падут на людей, если они оставят Господа. Обещанные благословения включают в себя превосходство среди народов, материальное благосостояние, плодородие, плодовитость, изобильные урожаи, победы в войнах и успех в международной торговле.

Проклятия включали скудость, бесплодие, неурожаи, губительные язвы, болезни, упадок, засухи, поражения в войнах, безумие, страх, обилие врагов, бедствия и беспомощность (ст. 15-32). Стихи 33-37 предсказывают пленение в чужой земле. Исполнением этого предсказания стали ассирийское и вавилонское пленения. Израиль станет ужасом, притчею и посмешищем у всех народов.

Иудеи будут прокляты неурожаями зерна, винограда и маслин. Их дети пойдут в плен, и саранча погубит деревья и плоды земли. Чужеземцы будут возвышаться выше и выше, а израильтяне будут опускаться ниже и ниже. Между стихами 12 и 44 нет противоречия. Повинуясь Господу, иудеи стали бы международными кредиторами. Будучи непослушными, они будут вынуждены брать взаймы у чужеземцев.

Ужасы притеснения иностранными захватчиками описаны в стихах 49-57 результаты будут настолько ужасными, что люди станут поедать друг друга. Это предсказание исполнилось при осаде Иерусалима, когда город был окружен сначала вавилонянами и, позднее, римлянами. В обоих случаях широко распространился каннибализм. Люди, в обычных условиях утонченные и изнеженные, становились враждебными каннибалами.

Язвы и болезни, несомненно, сильно уменьшат численность израильского народа. Выжившие окажутся рассеянными по всей земле и будут жить в постоянном страхе гонений. Бог даже возвратит их в Египет на кораблях. Согласно записям Иосифа Флавия, пророчество о том, что Израиль снова вернется в Египет, частично исполнилось во время правления императора Тита, когда иудеи были переправлены туда на кораблях и проданы в рабство. Но слово "Египет" здесь может означать рабство или пленение в общем смысле. Бог избавил Израиль от буквального египетского рабства в прошлом, но если сыны Израилевы не будут любить Его и признавать Его суверенное право на их повиновение, если Израиль не будет соблюдать себя в чистоте, как невеста Господа, если он не будет Его избранным сокровищем, вместо этого избрав быть как все другие народы, тогда Израиль будет снова продан в рабство. Но к тому времени он будет настолько подавлен и раздроблен, что никто не захочет взять его даже в рабы.

"От всякого, кому дано много, много и потребуется..." (Лк. 12:48). Израилю были даны особые привилегии, превыше всех остальных народов, и поэтому его ответственность будет больше, а наказание серьезнее.

Размышление над этими стихами поражает читателя величием гнева Иеговы. Не сглажено ни одного слова, не упущено ни одной детали. Моисей рисует эту картину с дерзновенным, ничуть не приукрашенным реализмом. Израиль должен знать, к чему приведет его неповиновение, чтобы он научился почитать и бояться сего славного и страшного имени ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО.

 

Уильям Макдональд, Библейские комментарии для христиан: ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: