Как нам выработать вечную перспективу жизни в противовес временной

В категориях: Политика, экономика, технология

Д-р Кеннет Боа

Жизнь это путешествие, но куда мы идем?

Библейский реалистический взгляд на жизнь призывает нас осознать краткость нашего земного пути, так чтобы мы надеялись не на перспективы этого уходящего мира, но на обетования вечно существующего Бога. Растущее понимание нашей смертности должно заставить нас больше ценить возможности настоящего. Понимание того, что мы смертны, помогает нам перестать надеяться на видимое и начать надеяться на невидимое и осознать ценность возможностей настоящего времени. Наши мысли вырабатывают наши убеждения, в свою очередь, убеждения формируют наши приоритеты и действия.

Один год жизни

Представьте себе, что ваш врач обнаружил у вас смертельное заболевание. Вы начинаете ходить по другим врачам, желая узнать их заключение, но все они сходятся в одном - вы больны, и жить вам осталось не больше года. Пока болезнь полностью не разовьется, вы будете чувствовать себя нормально.

Как подобная ситуация изменит ваш взгляд на настоящую жизнь, вашу роль на этой земле и то, как вы потратите оставшееся время? То, насколько вам придется изменить существующие взгляды и действия, и является разницей между вашим настоящим взглядом на жизнь и Библейским взглядом. Последний подчеркивает краткость нашего земного путешествия и призывает нас тратить время, а это - самое дорогое, что у нас есть, на то, что имеет вечную ценность. Мирской взгляд, обычно отрицает неизбежность смерти и относится к временным вещам так, как будто они вечны.

Понять, что жизнь коротка

Летит безжалостное время

Промчались тысячи годов,

Пройдет и нынешнее племя

 

Во след исчезнувших родов.

Так в вечность день за днем стремится

Не оставляя нам следа;

И жизнь на крыльях ветра мчится,

 

Придет и наша череда.

И наши громкие деянья,

Труды, заботы, суета

Скользнут в пучину мирозданья,

Как неприметная мечта.

Эти стихи из старого гимна основаны на Псалме 89, где противопоставляются вечность Бога и краткость нашего земного пути. В этом псалме, который Моисей написал в конце своей жизни, он призывает нас так счислять дни наши, чтобы приобрести сердце мудрое (ст. 12). Размышления Давида в Псалме 38:5-8 развивают ту же тему:

Скажи мне, Господи, кончину мою И число дней моих, какое оно, Дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни как пяди, И век мой как ничто пред Тобою.Подлинно, совершенная суета Всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; Напрасно он суетится, собирает и не знает, Кому достанется то. И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя на Тебя.

В Исаии 40:6(б)-8 мы встречаем другую метафору, описывающую резкий контраст между временным и вечным (смотрите также Псалом 102:15-18 и 1 Петра 1:24-25):

Всякая плоть — трава, и вся красота ее как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, Когда дунет на него дуновение Господа: Так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, А слово Бога нашего пребывает вечно.

Иаков добавляет еще одну отрезвляющую мысль: «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14; 1:1).

БИБЛЕЙСКИЙ РЕАЛИЗМ И НАДЕЖДА

Писание рисует нам некоторые из этих образов, чтобы нам стало ясно, что наше пребывание на этой планете короче, чем большинство из нас склонны думать. Может сначала показаться, что это пессимистический и болезненный взгляд на жизнь человека, но при более глубоком изучении, оказывается, что это реалистический подход, дающий надежду. Он реалистичен, потому что лучше знать, что есть на самом деле, а не верить в то, что кажется. Не нужно божественного откровения, чтобы понять, как говорил Бернард Шоу, что «Статистика смерти очень убедительна. Умирает один из одного». Наши несколько десятков лет на земле длятся не больше, чем цветение полевого цветка по сравнению со многими поколениями, которые приходят и уходят.

Неудивительно, что такая перспектива является реалистичной, но удивительно еще и то, что она дает надежду. Надежда состоит в том, что настоящая жизнь больше той, что мы видим вокруг, она также убеждает нас, что наши чаяния, выходящие за пределы этого мира, являются не просто мечтами. Этот библейский взгляд, показывает, что Божье приглашение, которое Он нам предлагает, - не просто прощение, но также новая жизнь во Христе, новое качество отношений, которые не увянут и не потускнеют.

В этом мире три преобладающих мировоззрения наперебой стараются завоевать наше расположение. Первое из трех говорит о том, что высшая реальность материальна, а все, что существует в природе - это результат бездушной деятельности случая и времени. Есть разные вариации этого взгляда, но самое распространенное его название - натурализм, атеизм, гуманизм.

Второе мировоззрение заявляет, что истинная реальность не материальна, но духовна. Однако, этот духовный представитель не является личностью, а просто нечто. Вариации подобного мировоззрения включают в себя мунизм, пантеизм, трансцендентализм, а также движение Новый Век.

Третьим мировоззрением является теизм. Оно делает различие между творением и Творцом и заявляет, что высшая реальность - это бесконечная личность, обладающая сознанием. Христианский теизм утверждает, что личный Бог решил открыть Себя в личности и делах Иисуса Христа.

Только третий взгляд предлагает надежду после смерти, поскольку первый говорит о полном уничтожении, второй предлагает реинкарнацию. В противоположность популярной на западе версии реинкарнации, восточные религии учат, что реинкарнация нежелательна, поскольку она возвращает нас снова и снова на круг жизненных страданий. Восточный вариант спасения заключается в слиянии с океаном бытия. Но это не представляет картины сознания и взаимоотношений; это тоже духовное уничтожение.

Вместо уничтожения или реинкарнации, Писание говорит о воскресении в вечное новое существование света, жизни и любви в отношениях с нашим Господом и друг с другом. Мы потом поймём, что всё, через что мы проходим сейчас, было не

зря, потому что божественный Архитектор вселенной, Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, никогда не строит лестниц, ведущих в никуда.

ДВЕ ВРАЖДУЮЩИЕ ПАРАДИГМЫ

Парадигма - это особый взгляд, основанный на ясных и скрытых правилах, которые формируют перспективу человека. Смена или сдвиг парадигмы происходит тогда, когда меняются правила или рамки, так что мы перестаем видеть вещи под тем же углом; когда меняются правила, меняется наш взгляд на вещи. Самым выдающимся примером сдвига парадигмы является революция Коперника в астрономии. До времен Коперника, преобладающей парадигмой была геоцентрическая система Птолемея, сторонники которой думали, что солнце и планеты вращаются вокруг земли. В течение веков астрономы разделяли взгляды Птолемея на солнечную систему, несмотря на то, что некоторые наблюдения в эту модель не вписывались. Вместо того, чтобы подвергнуть парадигму сомнению, астрономы пытались выдвинуть сложные теории эклипсиса, чтобы объяснить, почему некоторые планеты сначала останавливаются, затем движутся какое-то время назад, а потом продолжают двигаться в первоначальном направлении. Научное достижение Коперника заключалось в том, что он понял, что все эти наблюдения имеют смысл, если переключиться с геоцентрической теории на гелиоцентрическую (вокруг солнца) систему взглядов на движение солнца и планет. Другими словами, мы живем не на планете Земля, а в солнечной системе. Взгляды Коперника были опубликованы посмертно, потому что он понимал, что радикальная перемена взглядов встретит враждебную реакцию, особенно со стороны религиозных руководителей.

Подобным образом, временные и вечные взгляды являются враждующими между собой парадигмами жизни. Мы можем жить так, как будто этот мир - это всё, что есть, или мы можем смотреть на наше земное существование как на краткий путь, предназначенный для того, чтобы подготовить нас к вечности. Мужчины и женщины, перечисленные в Евреям 11, выбрали второе: «Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евреям 11:13). Напротив, те, кто принимают парадигму временного, относятся к временному так, как будто оно вечно, а к вечному, будто оно временно.

Предположим, кто-то хочет переехать из Далласа в Атланту, где он проведет оставшиеся пятьдесят лет жизни. Он тщательно готовится к двухдневному путешествию, обдумывая каждую его деталь, включая одежду на дорогу, остановки для отдыха, заправки для машины, мотель для ночевки, а также что и где он будет есть. Ничто из путешествия не упущено, единственное, чего он не знает, это что он будет делать, когда приедет в Атланту. Легко можно увидеть всю абсурдность ситуации, но тем не менее, огромное количество людей, которых мы встречаем в жизни, именно так и живут. Аналогию можно увидеть в том, что два дня пути - это наша жизнь на земле, а пятьдесят лет проживания в Атланте - это вечность. Но то, что очевидно смешно при рассмотрении временного примера, кажется вполне приемлемым, когда мы говорим о вечности, потому что наше вечное предназначение многим кажется очень неопределенным и расплывчатым.

Марсель Прус говорил: «Действительное открытие состоит не в том, чтобы найти новые земли, а в том, чтобы увидеть их новыми глазами». Причина того, что мы находимся под воздействием временной парадигмой состоит в том, что мы живем во временной среде. Сдвинуть временную парадигму на библейскую - большой риск, потому что библейская парадигма бросает вызов всему, что дорого культуре. Чем больше мы вложили в парадигму культуры, чем свободнее мы себя в ней чувствуем, тем, как нам кажется, больше мы потеряем от перехода к парадигме Библии. Только после того, как мы обновим наше сознание библейской истиной, а потом укрепим ее через взаимоотношения с другими детьми царства, мы начинаем видеть, что находимся на кратком пути. Когда мы начинаем это видеть, мы понимаем, что надо заниматься не тем, что исчезнет, а тем, что вечно. Проблема состоит в том, что временно/вечный сдвиг взглядов, совсем не так, как в революции Коперника в астрономии, обратим; мы можем выбирать то одну, то другую из этих двух противоборствующих систем. Это нескончаемая борьба, с которой нам предстоит сталкиваться до самого конца нашего земного пути.

«КОРОТКАЯ И НАПРЯЖЕННАЯ РЕПЕТИЦИЯ»

Просперо, колдун, который правит заколдованным островом, герой пьесы Шекспира «Буря». В четвертом акте он, обращаясь к своему гостю Фердинанду, говорит следующие слова, как бы выражая мысли самого Шекспира,

Наши пирушки подошли к концу.

Как я предсказывал вам, эти наши актеры Были всего лишь духами И растворились в воздухе теперь,

И как бесплотная материя, которую мы видим,

Башни, упирающиеся в облака, чудесные места,

Уединенные замки, великий шар земной И все, что есть на нем, исчезнет,

И, словно карнавал иллюзий, померкнет,

Не оставляя за собой следа. Таковы и мы,

Как сон, мы пролетаем мимо,

И наша краткая жизнь заканчивается сном.

В конце пьесы Просперо отказывается от своих колдовских чар, и погружается в раздумье о смерти. Точно также, драматург уже больше не напишет ничего для сцены своей жизни. Раздумывая над краткостью земного существования, он понял, что временные достижения человечества в целом придут к своему концу. Это соответствует Библии, где говорится об огне, который уничтожит все дела на земле в день Божий. «Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» («2 Петра 3:10).

Если мы испытаем самые глубокие желания нашего сердца, мы поймем, что удовлетворить их не сможет ничто из этого проходящего мира. Не хватит времени, возможности, сил для того, чтобы хоть немного затронуть эти глубоко спрятанные надежды и мечты. В своей книге о поклонении «Познание Святого» А.В. Тозер

писал: «Дней лет наших на земле мало, они пролетают мимо, как челнок ткача. Жизнь - это короткая и напряженная репетиция перед концертом, выступать на котором нам не придется. В тот самый момент, когда нам кажется, что мы достигли каких-то успехов, нам приходится класть свой инструмент на место. Просто не хватает времени, чтобы продумать, стать, сделать то, что по природе своей мы способны сделать».

ПЕРЕЖИВАНИЕ СВОЕЙ СМЕРТНОСТИ

Мало кто из людей достигает этой мудрости в первые три десятка лет жизни. В пьесе «Общество мертвых поэтов» Робин Вильямс играет роль учителя английского языка в частной школе, он предпринимает отчаянные попытки донести эту мысль до группы подростков. Он собирает учеников возле старой доски почета и предлагает им внимательно всмотреться в лица учеников, окончивших школу семьдесят- восемьдесят лет назад. Камера оператора медленно скользит по фотографии, переходя с одного лица на другое, мы видим всю надежду и тщеславие в их юношеских глазах и улыбках. В заключении, Вильямс говорит своим ученикам, что люди на фотографии были такими же, как о ни сами, а теперь над ними растут маргаритки. Он учит их не упускать момента, ценить время.

Чаще всего требуется пережить кризис в середине жизни, (или переходный период, зависит от того, когда вы это переживаете) для того, чтобы на опыте понять смертность. Когда мы начинаем замечать, что сил у нас становится все меньше, а обязанностей все прибавляется, мы начинаем ясно и четко понимать, что мы не сможем выполнить многих из своих земных мечтаний и надежд. Это может нанести травму тем, чьи ожидания ограничиваются этой планетой, но для верующих, кто надеется на характер и обещания Бога, это может быть веским напоминанием о том, что следует перенести свои чувства и амбиции на свой единственный настоящий дом, царство небесное.

Тозер добавляет: «Как прекрасно чувство, когда мы можем перенести надежды с нашей ограниченности на Бога, не знающего границ. Вечность принадлежит Ему. Для Него время не проходит, оно остается с Ним, а те, кто во Христе, разделят с Ним все богатства и бесконечное время и нескончаемые годы.»

Обязанности и заботы мира сего требуют нашего внимания, они нарушают нашу внутреннюю жизнь и порабощают наши души. Когда это случается, мы теряем из виду главное, тратя силы на то, что временно. Наши системы ценностей путаются, когда мы уделяем больше сил и внимания тому, что неизбежно исчезнет, а не тому, что вечно.

Апостол Иоанн предупреждает нас об этом, в 1 Иоанна 2:15-17: «Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». Иаков добавляет: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иакова 4:4). А Иисус, наставляя тех, кого больше волнует мнение людей, чем мнение Бога, говорит: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Луки 16:15). Это сильные слова, но с нашей стороны было бы глупо не обращать на них внимания. Как писал Августин, нам следует заботиться о своих телах так, как будто мы собираемся жить вечно, а о своих душах так, как будто мы умрем завтра.

БЕСЦЕННЫЙ ПОДАРОК

Означает ли это, что мы должны быть настолько возвышенны, что для мира сего мы просто никчемны? На самом деле, все как раз наоборот: когда люди настроены на небеса, они больше ценят проходящие возможности этой жизни и больше ценят настоящий момент. Вместо того, чтобы наваливать на себя заботы этой жизни, они понимают, что и это пройдет, и что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римлянам 8:18). Вместо того, чтобы все принимать, как должное, они умеют наслаждаться благословениями и радостями, которые можно не заметить.

Торнтон Уайлдер очень хорошо изображает это в пьесе «Наш город», в которой молодая женщина умирает во время родов. В третьем акте режиссер разрешает Эмили вернуться назад, чтобы снова прожить один день своей короткой жизни. Жители царства мертвых советуют ей: «Выбери самый незначительный день в своей жизни. Он и так будет достаточно важным». Эмили выбирает свой двенадцатый день рождения и вскоре просто потрясена этим опытом.

«Я не могу, я больше не могу. Все так быстро проходит. Нам даже некогда взглянуть друг на друга...

«Я раньше этого не замечала. Столько всего было вокруг, а я не видела. Забери меня отсюда - на гору - в мою могилу. Но прежде, подожди! Еще разок взгляну. «Прощай, прощай, мир. Прощай, Гроуверз Корнерз...мама, папа. Прощай, тиканье часов... и мамины подсолнухи. Еда и кофе и свежевыглаженное платье, и ванна теплая, и сон, и утреннее пробужденье. О, земля, ты слишком прекрасна, чтоб это можно было осознать».

Она смотрит на режиссера и резко спрашивает, сдерживая слезы: «Есть ли кто- либо из живущих на земле, кто мог бы осознать жизнь еще при жизни - каждую- каждую минуту?»

Режиссер отвечает: «Нет...Святые и поэты, может быть в какой-то мере это понимают».

Вместо того, чтобы попусту тратить время, как будто мы собрались жить миллион лет на этой земле, нам полезно вспомнить наставление апостола Павла: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Ефесянам 5:15-17).

Большинство из нас растратили больше денег на игрушки и развлечения, чем нам хотелось бы признать. В этом винограднике нам отпущено совсем немного лет, чтобы хорошо потрудиться. Расточаем ли мы или вкладываем драгоценные ресурсы времени, талантов, и других ценностей, данных нам нашим небесным Хозяином?

 

Д-р Кеннет Боа, Преображение в Его образ

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: