О достоверности Библии

В категориях: Трудные места


Кен Боа и Лэрри Муди

Неверие многих людей основано на убеждении, что Библии нельзя доверять. Такой ответ обычно является результатом неверной информации, которую получают из посторонних источников, а не из самой Библии. Большинство людей считают, что информация Библии практически полностью взята из вторых, третьих и даже четвертых рук. Поэтому и не удивительно, что многие думают, что Библия говорит: "Бог помогает тем, кто помогает сам себе", или "Чистота сродни святости". Многие считают, что Библия учит тому, что земля плоская, или что она является центром вселенной. Еще одно широко распространенное заблуждение - это считать, что книги Библии были написаны через многие века после тех событий, которые они описывают, или что самые ранние рукописи Нового Завета были написаны только в четвертом или пятом веках новой эры. Кроме того, большинство людей каким-то образом пришло к мнению, что перевод Библии на английский язык - это перевод перевода, перевода, перевода (и так далее) оригинала, и что на каждой новой стадии перевода добавлялись новые ошибки.

Программы школ и высших учебных заведений часто недооценивают авторитет Библии, ложно заявляя, что Ветхий Завет - это просто производный документ от более ранних Вавилонских и Ассирийских мифов и законодательных кодексов. Люди часто говорят о противоречиях в Библии, но если вы их попросите их показать хоть какие-то противоречия конкретно, они не смогут привести ни одного. Те некоторые, которые могут говорить об этом, обычно приводят те примеры, которым их научили, как, например два "противоречащих" друг другу описания творения в Бытие 1 и 2. Редко кто из таких людей лично исследовал текст, чтобы самостоятельно убедиться, есть ли в нем на самом деле противоречия, о которых они говорят.

В результате всего этого, вам придется исправить некоторые заблуждения ваших собеседников, прежде чем вы перейдете к дальнейшим ответам на этот вопрос. Вы сможете исправить некоторые заблуждения, рассказав о достоверности библейских документов. (Помните, что иногда вам придется идти от противного. Когда кто-то будет говорить вам: "Я не верю в Библию", вы можете спросить: "Вы понимаете основную мысль Библии?" Многие признают, что не понимают ее, а те, кто думает, что понимает, практически всегда имеют искаженное представление. После того, как вы им на это любезно укажете, скажите так: "Я думаю, что вы перед собой в долгу, вам следует иметь правильное представление об основной мысли Библии, прежде чем вы примете или отвергните ее". Это может открыть дверь для ясного представления Евангелия, и ваша беседа сможет развиваться, начиная с этого. Этим подходом следует пользоваться только тогда, когда возражения против Библии неясны и используются для отвода глаз. Если во время разговора вы заметите, что ваш собеседник испытывает интеллектуальные трудности с восприятием Библии, отвечайте на вопросы предельно ясно и прямо.

Достоверность Библейских документов

Это можно продемонстрировать, соединив три линии свидетельств: библиографический тест, внутренний тест и внешний тест. Первый тест исследует Библейские рукописи, второй исследует заявления, сделанные библейскими авторами, а третий ищет внешние подтверждения содержания Библии.

Библиографический тест. Этот вид исследования рассматривает то, как передавались тексты Ветхого и Нового Заветов с оригиналов рукописей до сегодняшнего дня. Три аспекта, которые включает в себя этот тест: количество, качество и время, которое охватывают рукописи.

(1)    Количество рукописей. В случае Ветхого Завета, сохранилось очень мало древнееврейских рукописей, потому что евреи-книжники церемониально уничтожали все изношенные рукописи и рукописи с дефектами. Также многие древние рукописи были утеряны и уничтожены во время бурных событий Израильской истории. Кроме того, Ветхозаветные тексты были стандартизированы Мазоретсктими евреями в шестом веке нашей эры, а все рукописи, которые не соответствовали Мазоретскому Тексту, очевидно, были уничтожены. Но существующие сегодня еврейские рукописи дополняются свитками Мертвого моря, Септуагинтой (греческим переводом Ветхого Завета третьего века), Самаритянским Пятикнижием и Таргумом (древним популярным пересказом Ветхого Завета), а также Талмудом (учениями и комментариями, относящимися к Еврейским писаниям).

Количество рукописей Нового Завета не имеет себе равных в древней литературе. Найдено более 5.000 греческих рукописей, около 8.000 латинских рукописей, а также еще 1.000 рукописей на других языках (сирийском, коптском и др.). В добавление к этому невероятному количеству, у нас еще имеются десятки тысяч цитат отрывков Нового Завета, которые приводили ранние отцы церкви. В противопоставление этому следует отметить, что в среднем, обычное количество копий произведений таких греческих и латинских авторов, как Платон, Аристотель, Цезарь и Тацит, колеблется от 1 до 120.

(2) Качество рукописей. Поскольку еврейские книжники относились к Писанию с особым благоговением, они делали новые копии еврейской Библии с огромным тщанием. Весь процесс копирования был разработан до мельчайших деталей, чтобы свести к минимуму даже самые незначительные ошибки. Были пересчитаны: количество букв, слов и строк; было также определено среднее количество букв в Пятикнижии и в Ветхом Завете. Если обнаруживалась одна ошибка, целая рукопись подлежала уничтожению.

В результате такой крайней тщательности, качество рукописей еврейской Библии превосходит все другие древние рукописи. Открытие в 1947 году свитков Мертвого моря, дало возможность проверить это в значительной степени, потому что эти еврейские свитки датируются примерно на 1.000 лет раньше самых ранних Мазоретских Ветхозаветных рукописей. Но, не смотря на такое длительное время, различия между свитками Мертвого моря и Мазоретскими текстами очень малы; большинство из них относятся к правописанию и стилю.

И так, качество рукописей Ветхого Завета просто отлично, а Нового Завета очень хорошее - значительно лучше, чем качество рукописей любого древнего документа. Из-за того, что мы имеем тысячи рукописей Нового Завета, различий довольно много, но чаще всего, ученые пользуются ими для того, чтобы восстановить оригинал путем сравнения, и находят, таким образом, который из вариантов лучше объясняет другие такие же места. Некоторые из таких различий вкрались в рукописи по причине зрительных ошибок в копировании или по причине слуховых ошибок, когда группы писцов копировали рукописи под диктовку. Другие ошибки явились результатом неправильного письма, запоминания, суждения, а некоторые появились в результате благонамеренных попыток писцов, которые думали, что исправляют текст. Но, не смотря на это, только небольшое количество этих различий влияет на смысл отрывков, а только малая доля их имеет какие-то реальные последствия. Более того, ни одно из различий не имеет какого-либо серьезного основания для того, чтобы вызвать сомнение в доктринах Нового Завета. Новый Завет чист на 99.5%, а те 0.5% чаще всего можно практически точно установить с помощью текстового критицизма.

(3)    Время написания рукописей. За исключением некоторых частей, самые ранние Мазоретские рукописи Ветхого Завета датируются 895 годом от рождества Христова. Это объясняется тем, что изношенные рукописи систематически уничтожались Мазоретскими книжниками. Однако, открытие свитков Мертвого моря, которые датируются периодом от 200 года до рождества Христова до 68 года нашей эры, значительно сократило разрыв во времени между оригиналами Ветхозаветных книг и их копиями.

Исключителен и период времени, когда были написаны рукописи Нового Завета. Свитки на папирусе, дошедшие до нас, датируются вторым и третьим веками нашей эры. Фрагмент Джона Райнольдса (П52) Евангелия от Иоанна датируется 38-117 годами нашей эры, всего несколькими десятилетиями спустя после написания самого Евангелия. Папирус Бродмера датируется 175-225 годами нашей эры, а папирус Честера Батти датируется примерно 250 годом нашей эры. Промежуток времени между написанием оригинала основной части Нового Завета и самыми ранними рукописями, которые дошли до нас, составляет менее 200 лет (а для некоторых книг, даже меньше 100 лет.) Это представляет собой резкий контраст по сравнению со средним промежутком времени примерно в 1000 лет между написанием оригиналов работ других древних авторов и самыми ранними их копиями, которые дошли до нас.

Подводя итог библиографическому исследованию, скажем, что по сравнению с любым другим древним документом, Ветхий и Новый Заветы имеют гораздо более убедительное подтверждение рукописными копиями, как в количественном, так и в качественном отношении, а также в промежутке времени. Особенно интересно делать сравнения между Новым Заветом и другими литературными произведениями.

Внутренний тест. Второй тест, с помощью которого можно определить надежность Библейских документов, заключается в вопросе: "Какие заявления делает о себе сама Библия?" Это может показаться вам чисто мирским образом мышления. Звучит так, как будто мы используем свидетельство самой Библии, чтобы доказать, что Библия верна. Но на самом деле мы исследуем заявления об истине, сказанные разными авторами Библии, давая возможность высказаться им самим.

(Помните о том, что Библия - это не одна книга, а много книг, собранных в одну.) Это является важным фактором, которое нельзя игнорировать.

Целый ряд Библейских авторов подчеркивают, что их информация взята не из вторых, а из первых рук. Таким образом, основная часть Библии была написана людьми, которые были очевидцами тех событий, о которых они писали. Иоанн писал в Евангелии: "И видевший засвидетельствовал и истинно свидетельство его; и он знает, что говорит истину, дабы вы поверили" (Иоанна 19:35, см. 21:24). Иоанн в своем первом послании писал: "О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни…о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам" (1 Иоанна 1:1,3). Петр говорит на эту же тему с предельной ясностью: "Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия" (2 Петра 1:16, также см. Деяния 2:22, 1 Петра 5:1).

Новозаветные авторы составили независимые описания жизни, смерти и воскресении Христа. Все они были близко знакомы Иисусом Христом. Их Евангелия и послания доказывают их честность и полную преданность истине. Они были верны своему свидетельству даже во времена гонений и мученической смерти. Все внешние и внутренние свидетельства Нового Завета доказывают несостоятельность заявлений, которые выдвигали критики, говоря о том, что ранняя церковь разрушила жизнь и учения Иисуса Христа. Большая часть Нового Завета была написана в период между 47 и 70 годами нашей эры, а весь он был закончен до конца первого столетия. Фактически, просто не было времени для того, чтобы были созданы и распространены мифы о Христе. В тот период, когда стали широко распространяться книги Нового Завета, множество очевидцев событий были еще живы. Если бы эти люди заметили любые исторические неточности, связанные с жизнью Иисуса Христа, они сразу бы отреагировали на это. Библия предает большое значение точности исторических деталей; это особенно хорошо видно в Евангелии от Луки и Книге Деяний Апостолов, двухтомнике-шедевре Луки (см. Его пролог в Луки 1:1-4).

Внешний тест. Поскольку Писание постоянно ссылается на исторические события, его нельзя назвать голословным; точность Писания можно проверить внешними свидетельствованиями. Обратите, например, внимание на хронологические детали, приведенные в прологе к книге Иеремии (1:1-3) и в Луки 3:1-2. А Иезекииля 1:2 позволяет нам определить дату первого видения Иезекиилем Господа с точностью до дня (31 июля, 592 года до Р.Х.)

Историчность личности Иисуса Христа была хорошо установлена ранними римскими, греческими и еврейскими источниками, и эти небиблейские писания подтверждают большинство деталей Новозаветного портрета Господа. Еврейский историк первого века, Иосиф Флавий, делал особые ссылки на Иоанна Крестителя, Иисуса Христа, и Иакова в своей работе Antiquities of the Jews (Еврейская древность). В этой работе Флавий дал нам много биографических деталей из жизни Ирода, Саддукеев и Фарисеев, таких первосвященников как Анания и Каиафа, а так же Римских императоров, которые упоминаются в Евангелиях и в книге Деяний.

Мы находим другое раннее упоминание Иисуса в письме, написанном чуть позже 73 года нашей эры, автором которого является заключенный сириец по имени Мара Бар-Серафион. В этом письме, адресованном его сыну, сравниваются три смерти: Сократа, Пифагора и Христа. Другими авторами первого и второго веков, которые упоминают Христа, являются римский историк Корнелиус Тацит (Анналы) и Цетоний (Жизнь Клавдия, Жизни Цезарей), римский губернатор Плиний Младший (Послания) и греческий сатирик Луциан (На смерть Пере Грина). Иисус также неоднократно упоминается в Еврейском Талмуде.

Ветхий и Новый Заветы многократно ссылаются на народы, царей, битвы, города, горы, реки, здания, договоры, обычаи, экономику, политику, даты, и т.д. Поскольку исторические повествования в Библии очень точны, многие детали открыты для археологических исследований. И хотя нельзя говорить, что археология доказывает авторитет Библии, будет правильным сказать, что археологические свидетельства дали внешнее подтверждение сотням Библейский утверждений. Высший критицизм 19 века сделал много вредных заявлений, которые могли бы подорвать цельность Библии, но целый ряд Библейских открытий, сделанных в 20 веке, опровергли практически все эти заявления. В результате своих исследований, такие выдающиеся археологи, как Вильям Ф. Олбрайт, Нельсон Глуек и Джи Эрнест Райт прониклись глубоким уважением к исторической точности Писания.

Из множества археологических открытий, относящихся к Библии, рассмотрим несколько примеров, чтобы проиллюстрировать удивительные внешние доказательства Библейских заявлений. Раскопки в Нази (1925-41), Мари (открыта в 1933) и Алалак (1937-39; 1946-49) дают информацию, которая хорошо согласуется с историей патриархов периода Бытия. Таблички, найденные в Нази и письмена из Мари иллюстрируют патриархальные традиции в мельчайших подробностях, а таблички Раз Шамра, найденные в древнем Угарите в Сирии, во многом пролили свет на Еврейскую прозу и поэзию и на Ханаанскую культуру. Таблички Эбла, найденные недавно в северной Сирии, также подтверждают древность и точность Книги Бытия.

Некоторые ученые заявляли, что Моисеев закон не мог быть написан самим Моисеем, потому что в те времена письменность была в основном неизвестна, а также потому, что сам свод законов в Пятикнижии был слишком утонченным для этого периода. Но система Законов Хаммурапи (ок. 1700 до Р.Х.), закон Липит-Иштар (ок. 1860 до Р.Х.), законы Эшнунна (ок. 1950 до Р.Х.), и даже ранний закон Ур-Намму, опровергли эти заявления.

Библейские описания империи Хеттов были подтверждены в 1906 году, когда была найдена столица Хеттов; таким образом, были опровергнуты заявления критиков. Это открытие также дало знание о том, что Книга Второзакония, документ, подтверждающий обновление завета, фактически использовал структуру, состоящую из шести частей. Именно такая структура использовалась хеттами при составлении договоров между царем и вассалами.

Другие раскопки соответствуют описанию, приведенному в книге Иисус Навин, где говорится о завоевании земли Ханаанской; они также пролили свет на периоды Судей и царствования Саула и Давида. Раскопки в Хазаре, Гезере, Мегиддо и Иерусалиме, а, кроме того, Финикийские надписи, пролили свет на период царствования Соломона.

С помощью археологии были получены важные данные в отношении периода Разделенного Царства. Моавитский камень дал информацию о периоде царствования Омри, шестого царя Израильского. Черный обелиск Шалманезера III, описывает, как Израильский царь Ииуй вынужден был подчиниться Ассирийскому царю. Призма Тейлора содержит Ассирийский текст, который описывает осаду Иерусалима Сеннахиримом, когда царем был Езекия. Лахисские Письма относятся к завоеванию Иуды Навуходоносором и описывают жизнь периода пророка Иеремии.

Археологические находки подтверждают факт Вавилонского плена и период после плена, как он описан в книгах Ездры, Неемии, Есфири, Даниила, Аггея, Захарии и Малахии. Растущие археологические и лингвистические свидетельства указывают на то, что книга Даниила была написана в 6 веке до Р.Х., хотя некоторые критики пытаются приписать этой книге более позднюю дату написания, превращая ее в пророчества после событий. Некоторые ученые подвергали сомнению Даниила 5 главу, в которой царем Вавилона назван Валтасар. Поскольку археологические записи гласят, что Навонид был царем в это время, и никого под именем Валтасар они не знали, некоторые ученые сочли, что Даниил ошибался. Но в 1956 году были найдены три стелы (исписанные каменные пластинки), найденные в Харане, они прояснили эту проблему, показав, что царь Навонид поручил царствование своему сыну Валтасару, тогда как сам он отправился на войну против Персов, которые напали на страну. В книге Ездры дается описание освобождения Вавилона персидским царем Киром, а также декрет царя Кира, в котором он дает разрешение евреям восстановить храм в Иерусалиме; подлинность этих событий была подтверждена одной из важнейших археологических находок - Цилиндром Кира.

Новый Завет также получил много археологических подтверждений, и многие нападки критиков были опровергнуты. Было подтверждено большинство географических деталей, связанных с жизнью Иисуса в Евангелиях, включая такие известные места, как купальня Силоам, купальня Вифезда, колодец Иакова, Назарет, Кана, Капернаум, Хоразин, резиденция Пилата в Иерусалиме, а также "Лифостротон" или по-еврейски Гаввафа из Иоанна 19:13.

В прошлом, критики пытались дискредитировать Луку как историка, точно описывающего события. Но сейчас Евангелие от Луки и книга Деяний уже подтверждены внешними свидетельствами. В результате частых ссылок Луки на города, Римские провинции, политические фигуры, его писания становятся уязвимыми с точки зрения исторического исследования. Например, критики подсмеивались над его ссылкой на Лисания как на "четвертовластника в Авилинее" (Луки 3:1). Но недавно археологи нашли две греческих надписи, которые доказывают, что Лисаний действительно был четвертовластником в Авилинее в 14-29 годах нашей эры. Используемые Лукой технические термины, такие как проконсул, прокуратор, Азиарх, претор и политарх в прошлом подвергались критике, но растущие доказательства подтвердили их точность.

Заключение в отношении надежности. Ветхий и Новый Заветы выдерживают библиографический, внутренний и внешний тесты, как ни одна другая книга древности. Большинство профессиональных археологов и историков признают историчность Библии, но при этом многие богословы все еще придерживаются критических теорий в отношении Библии, которые относятся к до-археологическому периоду. Свидетельства красноречиво говорят в пользу точности Библии в отношении истории и культуры, однако во многих случаях это не учитывается или отвергается из-за философских предположений, которые противоречат Писанию. Это приводит к двойному стандарту: критики подходят к исследованию мирской литературы с одним стандартом, но используют другой стандарт, когда исследуют Библию. Те, кто не признает Библию, считая ее исторически ненадежной, должны понимать, что тот же подход вынудит их отвергнуть практически всю древнюю литературу.

Мы с вами уже убедились в том, что Христа нельзя отвергать как мифологический вымысел ранней церкви. Все свидетельства подтверждают историческую достоверность Евангельских повествований об Иисусе Христе. По этой причине, можно построить прочные доказательства в пользу воскресения Иисуса Христа (см. Приложение к Главе 4). В свою очередь, факт Воскресения подтверждает заявления Христа о Его божественной сущности. Поскольку Иисус - Бог, Его свидетельства о Писании истинны, а Сам Он дал свидетельство о непоколебимом авторитете Слова Божия. Таким образом, историческая достоверность Нового Завета подтверждает воскресение Иисуса Христа, а воскресение, в свою очередь, подтверждает божественную власть Писания.

 

Кен Боа и Лэрри Муди, «Я рад, что вы меня спросили» Исчерпывающие ответы на трудные вопросы о христианстве»

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: