Томас Элиот – нобелевский лауреат по литературе: Если христианство будет жить, то будет жить и вся наша культура

В категориях: Бог творения, творчества и красоты


Тихомир Димитров

Нобелевская премия: Томас Стернз Элиот (1888-1965) в 1948 году был удостоен Нобелевской премии по литературе "за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию". Влияние его творчества ощутимо до сих пор: журнал "Тайм" назвал Элиота "поэтом XX века".

Гражданство: США; впоследствии - британский подданный.

Образование: магистр гуманитарных наук (философия), Гарвардский университет, 1910 г.

Профессиональная деятельность: поэт, философ, драматург, литературный критик; помощник профессора философии в Гарварде (1909-1910); редактор журнала "Крайтерион" (Criterion); редактор и директор издательства "Фейбер энд Фейбер" (1925-1965).

♦♦♦

1. "Хуже всего, когда христианство проповедуется не потому, что оно истинно, а потому, что может принести какую-то пользу". (Элиот, "Идея христианского общества" - The Idea of a Christian Society, 1988).

"Отстаивая истинность христианства, некоторые делают упор на то, что христианство служит основанием нравственности - хотя начать следовало бы с того, что необходимость христианской морали вытекает из истинности христианства. Такое смещение акцентов очень опасно ". (Eliot 1988, The Idea of a Christian Society).

2. "Не думаю, что культура Европы смогла бы выжить, если бы христианская вера полностью выродилась. Я убежден в этом не только потому что христианин, но и потому что изучал социальную биологию. Если христианство будет жить, то будет жить и вся наша культура". (Eliot 1967, 200).

3. "Самое убедительное доказательство христианства для неверующих - не логические доводы в пользу нашей веры, а воплощение наших убеждений в жизнь". (Цит. по: Draper 1992, No. 599).

4. В поэме "Камень" (1934) Элиот ставит под сомнение так называемые "достижения" века информации и высоких технологий:

"Бесконечный цикл от идеи к поступку,

Бесконечные поиски и открытья

Дают знанье движенья, но не покоя;

Знанье речи, но не безмолвья,

Знанье слов и незнанье Слова.

Знанье приводит нас ближе к незнанью,

Незнанье приводит нас ближе к смерти,

Ближе к смерти, не ближе к БОГУ.

Где Жизнь, которую мы потеряли в жизни?

Где мудрость, которую мы потеряли в знанье?

Где знанье, которое мы потеряли в сведеньях?

Циклы небес за двадцать столетий

Удаляют от БОГА и приближают к Праху. (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

5. "БОЖЕ, принесем ли мы эти дары Тебе?

Принесем ли в служенье Тебе наши силы

Ради жизни, достоинства, благодати, порядка

И просвещенных радостей чувств?

БОГ-Творец желает, чтобы мы творили

И приносили творенья, в служенье Ему,

А это уже служенье Ему и творенье". (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

(Цит. по: Poetry and Belief in the Work of T.S. Eliot by K. Smidt, 1961, p. 55; см. также Michael Caputo, God - Seen through the Eyes of the Greatest Minds, 2000, 116).

6. В труде "Идея христианского общества" (1939) Т. Элиот писал: "Мы должны относиться к христианству с гораздо большим интеллектуальным уважением, чем принято ныне. Нам следует помнить прежде всего о влиянии христианства на разум человека, а не на чувства. Да, последствия этого слишком серьезны, и поэтому для многих неприемлемы. Ведь если христианская вера действует не только на уровне чувств, но и на уровне мысли, практические результаты могут оказаться очень неудобными". (Eliot 1988, Ch. I, p. 6).

7. "Я считаю, что самое большое различие между людьми - это различие между теми, кто принимает христианское откровение и теми, кто его отрицает". (Цит. по: Yancey 1999, 88).

"Мы живем в развращенное время; вся современная литература испорчена атеизмом". (Цит. по: Ozick 1989, 151).

8. "За что людям любить Церковь и ее законы?

Она твердит о Жизни и Смерти: они бы охотно

о них забыли.

Она нежная там, где им хочется твердости,

и твердая там, где им хочется мягкости. (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

9. Элиот так обрисовывает печальную картину XX века:

"Порядочные безбожные люди:

От них осталась одна асфальтовая дорога

И тысяча закатившихся мячей для гольфа". (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

10. "Общество перестало быть христианским, когда оставило религиозные обряды, когда поведение перестало направляться христианскими принципами и когда в результате осталось одно стремление - к процветанию человека или группы людей в этом мире". (Eliot 1988, Ch. I, pp. 9-10).

11. В труде "Христианство и культура" (1948) Т. Элиот утверждал: "Неограниченный индустриализм создает сообщества людей всех классов; они оторваны от традиций, им чужда религия, они ведомы мнением большинства - иными словами, толпа. Толпа не перестает быть толпой, даже если она хорошо накормлена, одета, живет в уюте и хорошо воспитана". (Eliot 1988).

12. "Христос - это ось, вокруг которой вращается мир". (Цит. по: Castle 2002, 219).

28. Т. С. ЭЛИОТ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Нобелевская премия: Томас Стернз Элиот (1888-1965) в 1948 году был удостоен Нобелевской премии по литературе "за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию". Влияние его творчества ощутимо до сих пор: журнал "Тайм" назвал Элиота "поэтом XX века".

Гражданство: США; впоследствии - британский подданный.

Образование: магистр гуманитарных наук (философия), Гарвардский университет, 1910 г.

Профессиональная деятельность: поэт, философ, драматург, литературный критик; помощник профессора философии в Гарварде (1909-1910); редактор журнала "Крайтерион" (Criterion); редактор и директор издательства "Фейбер энд Фейбер" (1925-1965).

♦♦♦

1. "Хуже всего, когда христианство проповедуется не потому, что оно истинно, а потому, что может принести какую-то пользу". (Элиот, "Идея христианского общества" - The Idea of a Christian Society, 1988).

"Отстаивая истинность христианства, некоторые делают упор на то, что христианство служит основанием нравственности - хотя начать следовало бы с того, что необходимость христианской морали вытекает из истинности христианства. Такое смещение акцентов очень опасно ". (Eliot 1988, The Idea of a Christian Society).

2. "Не думаю, что культура Европы смогла бы выжить, если бы христианская вера полностью выродилась. Я убежден в этом не только потому что христианин, но и потому что изучал социальную биологию. Если христианство будет жить, то будет жить и вся наша культура". (Eliot 1967, 200).

3. "Самое убедительное доказательство христианства для неверующих - не логические доводы в пользу нашей веры, а воплощение наших убеждений в жизнь". (Цит. по: Draper 1992, No. 599).

4. В поэме "Камень" (1934) Элиот ставит под сомнение так называемые "достижения" века информации и высоких технологий:

"Бесконечный цикл от идеи к поступку,

Бесконечные поиски и открытья

Дают знанье движенья, но не покоя;

Знанье речи, но не безмолвья,

Знанье слов и незнанье Слова.

Знанье приводит нас ближе к незнанью,

Незнанье приводит нас ближе к смерти,

Ближе к смерти, не ближе к БОГУ.

Где Жизнь, которую мы потеряли в жизни?

Где мудрость, которую мы потеряли в знанье?

Где знанье, которое мы потеряли в сведеньях?

Циклы небес за двадцать столетий

Удаляют от БОГА и приближают к Праху. (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

5. "БОЖЕ, принесем ли мы эти дары Тебе?

Принесем ли в служенье Тебе наши силы

Ради жизни, достоинства, благодати, порядка

И просвещенных радостей чувств?

БОГ-Творец желает, чтобы мы творили

И приносили творенья, в служенье Ему,

А это уже служенье Ему и творенье". (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

(Цит. по: Poetry and Belief in the Work of T.S. Eliot by K. Smidt, 1961, p. 55; см. также Michael Caputo, God - Seen through the Eyes of the Greatest Minds, 2000, 116).

6. В труде "Идея христианского общества" (1939) Т. Элиот писал: "Мы должны относиться к христианству с гораздо большим интеллектуальным уважением, чем принято ныне. Нам следует помнить прежде всего о влиянии христианства на разум человека, а не на чувства. Да, последствия этого слишком серьезны, и поэтому для многих неприемлемы. Ведь если христианская вера действует не только на уровне чувств, но и на уровне мысли, практические результаты могут оказаться очень неудобными". (Eliot 1988, Ch. I, p. 6).

7. "Я считаю, что самое большое различие между людьми - это различие между теми, кто принимает христианское откровение и теми, кто его отрицает". (Цит. по: Yancey 1999, 88).

"Мы живем в развращенное время; вся современная литература испорчена атеизмом". (Цит. по: Ozick 1989, 151).

8. "За что людям любить Церковь и ее законы?

Она твердит о Жизни и Смерти: они бы охотно

о них забыли.

Она нежная там, где им хочется твердости,

и твердая там, где им хочется мягкости. (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

9. Элиот так обрисовывает печальную картину XX века:

"Порядочные безбожные люди:

От них осталась одна асфальтовая дорога

И тысяча закатившихся мячей для гольфа". (Элиот, "Камень", 1934, перевод А. Сергеева).

10. "Общество перестало быть христианским, когда оставило религиозные обряды, когда поведение перестало направляться христианскими принципами и когда в результате осталось одно стремление - к процветанию человека или группы людей в этом мире". (Eliot 1988, Ch. I, pp. 9-10).

11. В труде "Христианство и культура" (1948) Т. Элиот утверждал: "Неограниченный индустриализм создает сообщества людей всех классов; они оторваны от традиций, им чужда религия, они ведомы мнением большинства - иными словами, толпа. Толпа не перестает быть толпой, даже если она хорошо накормлена, одета, живет в уюте и хорошо воспитана". (Eliot 1988).

12. "Христос - это ось, вокруг которой вращается мир". (Цит. по: Castle 2002, 219).

 

Тихомир Димитров, "Они верили в Бога: пятьдесят нобелевских лауреатов и другие великие ученые"

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: