Завершена ли Реформация?

В категориях: События и вести


Скот М. Манетш

Завершена ли Реформация? На первый взгляд, этот вопрос кажется довольно таки странным. Конечно, Реформация завершена, если под этим термином мы подразумеваем определенную совокупность религиозных, политических и социальных факторов шестнадцатого столетия, по причине которых произошло разделение западного христианства, и возникла его обновленная форма. Однако в наше время под вопросом завершена ли Реформация, подразумевается целый ряд определенных вопросов, которые рассматривают природу современного католичества и его отношение к историческому протестантизму. Эти вопросы сложны и противоречивы.

Например, насколько католическая церковь после Второго Ватиканского собора серьезно пересмотрела основные богословские и религиозные вопросы, поднятые такими протестантскими руководителями шестнадцатого столетия как Мартин Лютер и Жан Кальвин? Можно ли с уверенностью утверждать, что историческое соглашение между католической церковью и всемирной лютеранской федерацией в 1999 году (известное как «the Joint Declaration on the Doctrine of Justification» (JDDJ) – «Совместное заявление относительно учения об оправдании») успешно разрешило разногласия по вопросу об оправдании только верою, которые длились в течение многих столетий?

Независимо от реальных богословских различий, разве стратегически важно и мудро со стороны западных христиан продолжать спор по доктринальным вопросам, не обращая внимания на распространение радикального ислама и неистовствующего секуляризма? Более того, некоторые современные евангельские христиане, не принадлежащие к числу исторических протестантских церквей, не смогут даже объяснить, имеет ли для них хоть какое-то значение вопрос, завершена ли Реформация. Разве нужно евангельским христианам хранить верность богословским системам, возникшим в результате религиозных споров, происходивших около пятисот лет тому назад.

В 2005 году евангельский историк Марк Нолл и христианская писательница Каролин Нистром рассмотрели данные вопросы в книге, под (вполне подходящим) названием «Is the Reformation Over?», то есть «Завершена ли Реформация?». В этой книге, получившей высокую оценку читателей, Нолл и Нистром исследуют историю католическо-протестантского противостояния в Северной Америке за последние три столетия. Авторы обращают особое внимание на ошеломляющие изменения в отношении евангельских христиан к католикам после проведения Второго Ватиканского собора. За последние годы, как отмечают Нолл и Нистром, исторически обусловленное недоверие и противостояние католиков и евангельских христиан уступило место проявлениям нового духа сотрудничества и взаимопомощи. В наши дни евангельские протестанты в США сотрудничают с католиками, совместно решая самые разнообразные и важные политические и социальные вопросы. В то же время, значительное число евангельских христиан восхищаются такими выдающимися представителями католичества как папа Иоанн Павел Второй и мать Тереза, а также знакомятся с традиционными работами католической духовности и современной католической душеполезной литературой, обретая в них вдохновение и духовное подкрепление.

В дополнение к этим переменам среди подавляющего большинства евангельских христиан, Нолл и Нистром упоминают также о длительном экуменическом диалоге, который ведут католические и евангельские ученые в течение последних пятнадцати лет, известном как «Evangelicals and Catholics Together» (ECT), (то есть «Евангельские христиане и католики вместе»). Этот диалог, по мнению авторов, свидетельствует о настоящем богословском восстановлении дружеских отношений между двумя религиозными лагерями. Самым выдающимся результатом этих неофициальных диалогов, как считают Нолл и Нистром, является соглашение касательно протестантского учения об оправдании только верою в том виде, в каком оно было сформулировано на «ECT II», второй встрече «Евангельских христиан и католиков вместе».

Можем ли мы в таком случае утверждать, что Реформация действительно завершена? Марк Нолл и Каролин Нистром отвечают и «да», и «нет». Реформация не завершена в том смысле, что евангельские христиане и католики в США все еще не могут придти к согласию по важным богословским вопросам, например, относительно учения о Церкви, верховенстве папы Римского и мариологии. С другой стороны, экуменические соглашения «ECT II» («Евангельские христиане и католики вместе»), «JDDJ» («Совместное заявление относительно учения об оправдании»), как считают Нолл и Нистром, показывают, что вопрос об оправдании, который был камнем преткновения во времена Реформации, может быть успешно разрешен.

Авторы, таким образом, приходят к следующему выводу: «Если правда то, что… iustificatio articulis stantis vel cadentis ecclesiae (оправдание – это статья, на основании которой Церковь либо стоит, либо падает), тогда Реформация завершена».

Книга Нолла и Нистрома «Is the Reformation Over?» получила как одобрение, так и критические замечания. Евангельский журнал «Christianity Today» наградил эту книгу поощрительной премией в 2006 году. Один из лидеров евангельского мира Д. И. Пакер похвалил данную работу, назвав ее «великолепным образцом богословского журнализма». Однако, отзывы других ученых были далеко не такими положительными. Признавая пользу книги как исторического обзора отношений между католиками и протестантами, несколько ученых (включая и меня) сомневаются в качестве богословского анализа и в точности некоторых выводов, приведенных в книге.

Однако, ясно одно: книга Нолла и Нистрома получила широкое распространение, сыграв важную роль в формировании отношения евангельского мира к современному католицизму. Доказательством этому служит пример Френсиса Беквиза, бывшего президента Евангельского богословского общества (Evangelical Theological Society). Объявив о своем обращении в католическую веру в 2006 году, Беквиз назвал книгу «Is the Reformation Over?» одним из факторов, повлиявших на его решение[7]. Будучи ограничен форматом данной статьи, а также областью моей специализации, я рассмотрю вопрос, завершена ли Реформация, немного с нетрадиционной точки зрения.

 

calvin.reformed.org.ua

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: