Маргинальные апокрифы в христианской литературе

В категориях: Бог творения, творчества и красоты

Бачинин В. А. доктор социологических наук

Апокрифы можно разделить в соответствии с их религиозно-догматической направленностью на два основных типа - маргинальные и девиантные. Первые, хотя и не входят в канонический корпус, но по своему содержанию и богословским смыслам не противоречат каноническим текстам. Пребывая не периферии христианской культуры, и неся на себе отпечаток народных верований, они представляют собой некое промежуточное культурное звено между христианским и не христианским культурными мирами, между сакральной и профанной сферами. Таковы многие неканонические евангелия, деяния апостолов, апокалипсисы («Апокалипсис Софонии», «Апокалипсис Ездры», «Апокалипсис Авраама», «Апокалипсис Илии» и др.), а также отдельные апокрифические сказания о Христе и Богоматери, о прениях Христа с дьяволом, хождении Богородицы по мукам и т. д. Сюда же относятся ветхозаветные апокрифические предания о сотворении мира, Адаме и Еве, Енохе, Ное, Аврааме, Соломоне и др.

Некогда, в условиях характерного для Древней Руси двоеверия апокрифы по-своему заполняли ту нишу, которая существовала между ортодоксальным христианством и народными суевериями, восходящими к древнему язычеству.

На Руси активными распространителями апокрифов являлись христианские паломники - калики перехожие. Для оседлого населения калики служили источниками разнообразной информации. Их знания о далеких землях, иных обычаях, христианских святынях пользовались большим спросом по всей стране. Они создавали своеобразную информационную инфраструктуру, по каналам которой распространялись сведения о важных религиозно-политических событиях. Узловыми пунктами этой инфраструктуры служили постоялые дворы, соборные и церковные площади, городские базары, сельские ярмарки и прочие места собраний горожан и крестьян. Калик нередко приглашали в княжеские палаты для развлечения высшей знати.

Калики слагали духовные стихи на канонические и апокрифические сюжеты, былины о подвигах русских богатырей, истории о приключениях святых и о своих странствиях по свету. Среди них встречались высоко одаренные натуры, мастерски рассказывавшие удивительные истории и исполнявшие духовные песни. Благодаря им возникали новые, славянские апокрифы. В сочиняемых каликами духовных стихах нередко усматривали апокрифические мотивы, не соответствовавшие церковным канонам.

В отношении церковных властей к апокрифам и каликам было много общего. В нем преобладали недоверие, подозрительность, опасения, что те и другие могут привнести в среду обычных прихожан и посеять в ней семена чего-то недозволенного, еретического, богопротивного. И это служило для церкви достаточным основанием для того, чтобы время от времени подвергать калик преследованиям.

Девиантные апокрифы и «Евангелие Иуды»

Апокрифы девиантного типа настолько сильно отклоняются от канонических текстов и столь явно противоречат христианскому учению, что фактически пребывают за пределами христианской культуры. Они содержат религиозные предрассудки и откровенно еретические представления. К ним относятся апокрифы, написанные с гностических, манихейских, павликианских, богомильских и иных позиций, то есть имеющие откровенно еретическую направленность. Поскольку они несут на себе печать явных, намеренных отклонений от канонов, их издавна называются «отреченными, ложными книгами», не подлежащими распространению среди христиан, В список таких книг, составленный в 496 г. папой Геласием I, и утвержденный специальным декретом, были включены «Евангелие Иова», «Видения святого Стефана», «Видения святого Фомы», Видения святого Павла» и др. Применительно к ним понятие апокрифа было тождественно таким отрицательным определениям, как поддельный, ложный и т. д.

Содержание девиантного апокрифа можно сравнить с лабиринтом, издавна выступающим символом блуждающего человеческого духа, утраты путеводных ориентиров и погружения во мрак, где уже неразличимы истинные смыслы. В нем нет центрирующего начала - Бога, и потому человеческое сознание, если ему также не ведом истинный Бог, может плутать до бесконечности в своих попытках постичь смыслы такого апокрифа.

С христианской точки зрения девиантные апокрифы не заслуживают ни положительного, ни толерантного отношения к себе, поскольку они связаны с другими девиантными формами духовности - ересями. Если ересь - это побочное, чужеродное ответвление на древе христианства, то апокрифы можно сравнить с плодами на этой ветви. На протяжении всей истории христианства содержание девиантных новозаветных апокрифов составляло тот темный фон, на котором еще ярче сиял духовный свет истинной Благой Вести.

Характерным примером девиантного апокрифа служит «Евангелие Иуды». Его перевод с коптского языка был опубликован в апреле 2006 г. Национальным географическим обществом США. Он был обнаружен более тридцати лет тому назад, в 1970-е гг., в Египте. Сухой климат способствовал его сохранению. Это был серьезно поврежденный папирусный кодекс, состоящий из 62 страниц и содержащий два текста, одним из которых и было «Евангелие Иуды». Разнообразные перипетии с его куплями-продажами много лет препятствовали не только научно-исследовательской работе над апокрифом, но даже переводу его. И вот, только теперь, после реставрации папируса стал возможен его перевод

По времени создания текст относится приблизительно к III - IV вв. Это, скорее всего перевод с греческого. Сам же оригинал, по мнению исследователей, был создан несколько раньше.

В «Евангелии Иуды» идет речь о событиях, происходивших за несколько дней до казни Христа. Обращаясь к ученикам, Иисус смеется над ними и употребляет выражение «ваш Бог». На их недоуменные вопросы Он отвечает, что они не знают ни Его, ни Его Бога. Ученики в гневе на Иисуса начинают хулить Его. Когда же Он призывает их открыто выступить против Него, то все трусят, кроме Иуды. Тогда Иисус выказывает знаки особого внимания к Искариоту и говорит, что только ему сможет поведать самые важные тайны.

В коптском манускрипте рассказывается о странном видении учеников: у алтаря предстали священники, которые приносили в жертву своих детей и жен, совершали беззакония и убийства, спали с мужчинами. Иисус отождествляет учеников с этими священниками, считает, что они все во грехе, борются с Иисусом и только Иуда, отделившийся от них, праведен и заодно с Ним.

Иуда заявляет, что ему тоже было видение, в котором ученики бросали в него камни. Иисус говорит Иуде, что тот будет проклят другими родами, но затем придет править ими.

«Евангелие Иуды» - предельный случай девиантного апокрифа. Его суть не просто не христианская, но антихристианская. В нем идет речь о вещах немыслимых и невозможных для христианского текста. Ближайшим из учеников изображен предатель Иуда. Говорится об особой духовной близости Иисуса и Иуды, о том, что Иисус предпочел Иуду всем другим ученикам и доверил ему некую «главную тайну».

Между тем, уже само указание на таинственное содержание, эзотерическую природу учения Христа, противоречит сути христианства. Иисус всегда подчеркивал, что явно, открыто говорил людям о наиболее важных, самых главных вопросах сущего и должного. В Его речах совершенно отсутствовал какой бы то ни был налет нарочитой таинственности. Они были обращены ни к какой-то отдельной категории людей, ни к кому-то избранному, но к каждому имеющему уши. В Евангелии от Иоанна говорится о том, как первосященник надеялся узнать нечто особенное об учении Иисуса. Но Иисус разочаровал того, сказав, что никакого тайного «остатка» в Его учении не было. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18, 20). Таким образом, гностическая посылка о тайне, присутствующая в «Евангелии Иуды», - апокрифическое измышление девиантного характера, далекое от истины.

 

Бачинин В. А. Христианская мысль: Библия и культура. Христианство и литература. Том X. - СПб.: Издательство «Алетейя», 2006.

Мир в Боге.ру

Добавьте свой комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: